Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
методическая разработка (1 класс) по теме
Программа внеурочных занятий для безболезненной адаптации первоклассников в школах санаторного типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.zip | 12.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Программа адаптации первоклассников в школах санаторного типа.
(Апробирована в Областной санаторной школе – интернате
г. Вязники, Владимирской обл.)
Автор: Кирпичева Марина Александровна
Учитель начальных классов.
« Арт- терапия – как способ изменения стереотипов поведения ребенка и помощь в адаптации первоклассников средствами художественной деятельности: СКАЗКОтерапией и ИЗОтерапией».
Пояснительная записка
«Арт-терапия»- в переводе с английского – лечение, основанное на занятиях художественным творчеством.
Изучив работы ведущих психологов, психотерапевтов, педагогов, работающих в области арт-терапии, я пришла к выводу, что арт-терапия в педагогическом направлении позволяет не только заниматься художественным воспитанием и развитием, обучением ребенка, но и при овладении определенными навыками и умениями, может помочь, в условиях интерната, первоклассникам и вновь прибывшим детям адаптироваться в новых социальных условиях, приведет к качественным позитивным личностным изменениям.
Для своих первоклассников я разработала цикл занятий «Сочиним сказку о Солнечном зайчике», проводимых вне сетки расписания учебных предметов, на протяжении всего учебного года (1 раз в неделю).
Цель: Безболезненная адаптация детей в условиях интерната, направленная на качественные позитивные личностные изменения, через художественное воспитание и развитие.
Актуальность: Не секрет, что для успешного овладения ребенком всего объема знаний, накопленного человечеством, нужно, чтобы у ребенка было крепкое здоровье. К сожалению , приходя в школу, дети уже имеют отклонения в здоровье. Последние исследования показали , что снижены темпы роста и функциональные показатели детей. Несоответствие физического развития и предъявляемых требований ставит ребенка экстремальные ситуации. Адаптационный период происходит очень сложно , число здоровых детей от года к году уменьшается. Наша школа – это учреждение, где здоровьесбережение детей является приоритетным. «Арт-терапия» - в переводе с английского – лечение , основанное на занятиях художественным творчеством
.
Основные факторы воздействия:
- Фактор художественной экспрессии
- Фактор психотерапевтических отношений
- Фактор интерпретации и вербальной обратной связи.
Формы:
- Открытая группа
- Аналитическая группа
- Тематическая группа
Структура занятия групповой работы:
- Настрой
- Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
- Индивидуальная изобразительная работа
- Активизация вербальной и невербальной коммуникации.
- Коллективная работа ( театрализация, драматизация и др.)
- Заключительный этап. Рефлексивный анализ.
Виды сказок:
- Художественные
- Дидактические
- Психотерапевтические
- Психокоррекционные
- медитативные
Для своих первоклассников я разработала цикл занятий «Сочиним сказку о Солнечном зайчике», проводимых вне сетки учебных занятий, 1 раз в неделю в течение всего учебного года.
Тематика занятий:
1 полугодие.
- Занятие . «Знакомство с Солнечным зайчиком»
- Занятие . «Снижение уровня тревожности. Солнечный зайчик идет в школу»
- Занятие. «Самопознание. О чем мечтает солнечный зайчик»
- Занятие. «Создание созидательной и позитивной установки для невербального взаимодействия. Друзья для Солнечного зайчика»
- Занятие . «Модели поведения. Как должен вести себя Солнечный зайчик»
- Занятие. «Модели поведения. Зачем Солнечному зайчику режим дня»
- Занятие. «Модели поведения. Солнечный зайчик поссорился со своим другом»
- Занятие. «Взаимосвязь с окружающим миром. Путешествие Солнечного зайчика»
- Занятие. Вернисаж
- Занятие. Совместное планирование с детьми «Приключения Солнечного Зайчика»
План занятия:
ЗАНЯТИЕ 6.
ТЕМА: «Путешествие Солнечного зайчика. Тематическая групповая работа в малых группах»
ЦЕЛЬ: Снижение уровня тревожности, помощь в осознании взаимосвязи с окружающим миром и формировании созидательной установки на стремление к коммуникативному общению, через создание коллективной работы.
ОБОРУДОВАНИЕ: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, листы формата А4. Столы расставлены по группам для 3-4 человек, на каждом эмблема цветка (ромашка, колокольчик, василек, роза).
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1 этап. НАСТРОЙ
Войдя в класс, дети получают маленькую эмблему с цветком и рассаживаются по группам за те столы, которым соответствует их цветок.
ИГРА: «МЯЧИК ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ».
Игра используется с целью снятия телесного и эмоционального напряжения.
Каждой группе дается маленький мячик, который дети передают друг другу, сказав при этом комплемент своему соседу. Учитель помогает подобрать нужные слова, а также обращает внимание на дружелюбное и внимательное отношение к партнеру.
-Какое настроение было у нашего Солнечного зайчика на прошлом занятии? (хорошее, веселое)
- Почему? (он решил отправиться в Лесную школу, чтобы учиться и найти себе друзей)
- Дома вы должны были подумать, каких друзей вы хотели бы увидеть рядом с нашим Солнечным зайчиком.
- Итак, отправляемся в путь.
2этап. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Детям предлагается приготовить кисти и краски, а тем, кто не хочет рисовать, просто присутствовать и наблюдать за работой других.
1)Коллективная работа. (Активизация коммуникации)
-По какой дорожке отправимся в путь? (лесной)
- Какого цвета будет лесная дорожка? (неяркая зеленая или светло-коричневая).
Дети вместе с учителем рисуют полоску дороги.
- Дальше ее путь лежит вдоль речки.
-Как можно изобразить линией речку? (голубой краской рисуется речка, дети сначала показывают рукой волнистую линию).
-Теперь поднимаемся с одного пригорка на другой (дети показывают рукой ломаную линию).
-По берегам речки нарисуйте цветы. Возьмите цвета, которые вам больше нравятся или которому соответствует сейчас ваше настроение.
-На пригорках растут маленькие и большие елочки (дети рисуют елочки).
-В небе светит яркое солнышко (дети рисуют солнышко).
В наводящей беседе учитель с учениками приходят к выводу, что в такой хороший день Солнечному зайчику одиноко путешествовать одному, ему обязательно должен встретиться друг.
- Какого друга вы хотите видеть рядом с нашим Солнечным зайчиком? (доброго, надежного, красивого и т.д.)
- А в нашем классе есть такие друзья? (есть)
-Расскажите о своем друге.
Выступают только желающие.
2) Индивидуальная работа.
-А теперь давайте нарисуем для Солнечного зайчика друга.
-С кем может подружиться Солнечный зайчик?
Дети рисуют на своих листах настоящего или вымышленного животного, людей, детей или другой объект по желанию. Учитель помогает детям в создании образов, но не навязывает их. Во время рисования у педагога есть возможность пообщаться с теми детьми, кто не захотел рисовать, оказать поддержку тем, кто мало включен в творческий процесс, т.е. помогать творческому самовыражению участников группы.
3) Презентация работ.
ИГРА: «Угадай, кто нарисован».
Дети по очереди выходят со своим рисунком (только те, кто хочет видеть свой рисунок на выставке). Листок пока не показывается, ребенок рассказывает о своем герое, остальные участники по наводящим вопросам должны догадаться, кого он нарисовал.
Учитель скотчем прикрепляет к нарисованному Солнечному зайчику рисунки детей. После чего делается вывод, что у Солнечного зайчика нашелся не один, а много друзей.
3 этап. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На заключительном этапе педагог выясняет, насколько комфортно детям было на занятии, с каким настроением дети покидают класс, чем хотели бы заняться на следующем занятии.
-Нашел ли Солнечный зайчик себе друга?
-Рад ли он новым знакомствам?
-Понравились вам новые друзья нашего зайчика?
-Хотите ли вы познакомиться с новыми друзьями?
-Понравилось ли Солнечному зайчику у нас на занятии? А вам?
-На следующем занятии Солнечный зайчик расскажет вам, какие волшебные слова и поступки заставляют окружающих улыбаться и радоваться.
-Пожмите друг другу руки, улыбнитесь, чтобы поблагодарить за общение.
Такие занятия побуждают ребенка к общению, развивают речь детей, формируют уверенность в себе и коммуникативные навыки, воспитывают уважение к чувствам и переживаниям другого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Методические рекомендации для учителя...
"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....