Адаптация первоклассников к школе
статья (1 класс)

Хабибуллина Елена Александровна

В статье рассматриваются трудности адаптации первоклассников к школе в первые месяцы их учебы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptaciya_pervoklassnikov_k_shkole.odt17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к школе

Первое сентября долгожданный день для каждого первоклассника. Они так долго готовились к этому празднику. Одни ходили на подготовительные курсы к школе, другие усердно проходили подготовку в детском саду, а третьи дома с мамой. Летом вместе с родителями совершали волнительные покупки: карандашей, пеналов, тетрадей, ранцев. А самое главное — школьной формы. Теперь идя в школу на праздник они чувствовали себя такими взрослыми. Ведь люди на улице улыбаются именно им, этим малышам с большим ранцем и огромным букетом цветов, из-за которого их порой не видно. Они счастливы. Теперь они ученики.

Но любой праздник когда-то кончается и наступают будни. Так как поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребёнка. Очень сложным для первоклассника является период адаптации к школе. Обычно она длится от одного до двух месяцев, но может продолжается до полугода. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, безудержу носиться по коридорам, отвлекаться на уроках. Другие наоборот очень скованы, робки стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшем замечании, неудаче плачут. У отдельной группы детей может нарушаться сон, аппетит, могут участиться простудные заболевания. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями.

Чтобы определить, как можно помочь первокласснику адаптироваться к школе надо знать некоторые психологические особенности 6-7 летнего ребенка. В этом возрасте процессы возбуждения все ещё превалируют над процессами торможения. Что определяет характерные особенности детей этого возраста, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане у детей этого возраста созревание крупных мышц опережает развитие мелких, поэтому им легче даются сравнительно сильные, размашистые движения, чем те, которые требуют большой точности, в связи с этим учащиеся быстро устают при выполнении мелких движений (письмо). В целом большинство ребят в 6-7 летнем возрасте испытывают высокую утомляемость, вызванную несвойственными для данного возраста школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении).

В социальном плане меняется вид деятельности. У дошкольника — ролевая игра, у первоклассника — учебная деятельность.

На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление.

Развитие мышления способствует появление нового свойства личности ребёнка — рефлексии, т.е. осознание себя, своего положения в семье, классе, оценка себя, как ученика: хороший — плохой. Эту оценку ребёнок формирует из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. В этот период у ребёнка формируется такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности. Что же посоветовать учителям в этот период:

  1. продолжительность урока не более 35 минут,
  2. частая смена видов деятельности,
  3. использование игровых моментов на уроке,
  4. использование двух физ. минуток на уроке,
  5. организация подвижных игр на переменах,
  6. создание благоприятного психологического климата в классе,
  7. создание ситуаций успеха на уроке,
  8. адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников.

Советы родителям:

  1. Соблюдать режим дня (дневной сон обязателен, вечером ребёнка укладывать не позднее 9 часов, так как детям 7 лет рекомендуется спать 11 часов).
  2. Обязательные прогулки 3-4 часа в день.
  3. Минимизировать пребывание первоклассника перед телевизором и монитором компьютера.
  4. Не сравнивать ребёнка с другими детьми, а только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.
  5. Выделить ту сферу деятельности, где ребёнок более успешен и помогать тем самым обрести веру в себя.
  6. Интерисоваться жизнью ребёнка в школе, расспрашивать о событиях дня, об одноклассниках и его взаимоотношениях с ними.

Начало обучения в школе один из наиболее сложных и ответственных моментов жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребёнок становиться школьником далеко не сразу. Только совместные усилия учителей, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога позволяют сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его высокими.

Хабибуллина Е.А. - учитель начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Учитель : Шебина Маргарита Александровна                  ГБОУ школа №661   Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженнос...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...