Первый раз в первый класс
методическая разработка (1 класс)

Помочь преодолевать  трудности, связанные с началом обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_raz_v_pervyy_klass_-_rod.sob_.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Первый раз в первый класс»

Составил педагог – психолог

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 1» Петропавловск - Камчатского городского округа

Мазурова Инга Владимировна

Цель: Помочь преодолевать  трудности, связанные с началом обучения в школе.

Задачи: 

- Рассказать родителям что такое «Готовность к школьному обучению».

- Развивать у родителей первоклассника умение поиска выхода из различных ситуаций.

Форма: информационно-практическая беседа.

Участники: родители, педагог - психолог

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка и родителей.

Начало школьного обучения меняет весь образ жизни и ребенка, и родителей.

Дошкольникам свойственна беспечность, беззаботность, погруженность в игру, теперь сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе.

В жизни каждой семьи однажды наступает радостный и вместе с тем волнительный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс.

И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает целый ряд вопросов: что такое "готовность к школе"? Как и когда, начинать готовить ребенка к школе? Какую школу выбрать?

Давайте, остановимся на этих вопросах и попытаемся получить на них краткие ответы.

В понятии "готовность к обучению в школе" выделяют три взаимосвязанных компонента:        

1.ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

- оценкой этого компонента, как правило, занимаются медицинские специалисты, которые осуществляют проверку по трем основным критериям:

  • физическое развитие - длина тела (рост), масса тела и окружность грудной клетки;
  • биологический возраст - количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;
  • комплексная оценка состояния здоровья - распределение детей по  пяти "группам здоровья" (начиная от детей без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе).

2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ИЛИ ЛИЧНОСТНАЯ  ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

Этот вид готовности подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, которые обуславливает сама ситуация обучения в школе. Известно, что в момент поступления в школу ребенок   попадает   в   новые   социальные  условия   и   постепенно   начинает принимать   новую   общественную   роль   "Я   -   ученик".  

Происходящая смена   обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), смена социальной роли может привести к переживанию ребенком "Кризиса 7-ми лет". Как он проявляется?

Дети, очень часто, становятся «непослушными»; мы, как будто, не узнаем наших   малышей;   в  поведении  ребенка  проявляется  много упрямства,   строптивости,   своеволия,  ревности,   грубости  по отношению к взрослым или совсем наоборот, дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами в период кризиса могут стать тихими  и незаметными.

Как помочь ребенку преодолеть кризис 7 лет?         

Прежде всего, помните, что кризисы - это явления временные, они проходят, их просто нужно пережить. Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, все валится из рук и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чем-то обвиняли.

Ребенок - такой же человек, только маленький! Не спешите ругать его, или указывать на ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребенку отдохнуть от произошедшей неудачи. Например, можно вместе пойти погулять или поиграть во что-нибудь, можно притвориться сказочным героем, который пришел на помощь, или просто приласкать и взбодрить своего любимого сына или дочку.

3.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Данный вид готовности представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, он подразумевает готовность к усвоению учебного материала.

В качестве составляющих психологической готовности к началу обучения в школе можно выделить следующие:

  • уровень развития мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти;
  • уровень развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки);
  • уровень развития связной речи;
  • эмоционально-волевую готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого, и т.п.).

Важно знать и помнить, что окончательно психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПЕРВОКЛАССНИКА:

  • Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от любых занятий;
  • Старайтесь показывать необходимость каждого знания;
  • Связывайте новые знания с уже известными;
  • Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более простой вариант;
  • Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед;
  • Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности;
  • В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени;
  • Избегайте негативной оценки. Никогда не подчеркивайте его неудачи, не сравнивайте с другими детьми. Формируйте у него уверенность;
  • Занятия с ребенком это тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  1. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  1. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  1. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  1. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
  1. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить достижения человека.
  1. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к педагогу или школьному психологу.
  1. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  1. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Заканчиваю наше собрание словами поэта Я.Козловского:

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"

Первый урок  для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе.

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе. ...

Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе

Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"...

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс"

Разработка интересного сценария первого урока для первоклашек....

Проведение первого урока в 1-м классе 1 сентября, посвященного Дню знаний «Первый раз в первый класс!»

Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.познакомить детей...

Сценарий первого урока в первом классе "Первый раз - в первый класс"

Конспект первого урока в первом классе  с  презентацией "Правила поведения в школе"....