Родительское собрание "Адаптация ребенка в 1 классе"
консультация (1 класс)

Новикова Жанна Николаевна

Выступление на родительском собрании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение к родительскому собранию

 « Адаптация учащихся в 1 классе»

 

 

 

 

 

Подготовила учитель 1 класса:

Новикова Жанна Николаевна

 

 

 

 

 

 

    Адаптация учащихся 1 класса 2024- 2025 учебный год.

Цель: Изучить уровень адаптации учащихся 1 класса.

Задачи:

·        Изучить, проанализировать эффективность деятельности воспитателя 1 класса, по организации обучения и воспитания первоклассников;

·        Выявить успехи и проблемы в период прохождения учащимися адаптационного периода, наметить пути коррекции недостатков.

Срок проведения: Сентябрь 2024 - Май 2025 года.

Объекты контроля: учащиеся 1 класса, их адаптация в начальном звене.

Анализ адаптации учащихся первого класса.

Введение

Адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.    Адаптированный ребенок — это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной среде.

Задачей школы  является обеспечение полноценного развития, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, а также социально-психологическая и бытовая адаптация детей.  Особого внимания заслуживает адаптация первоклассников к условиям школы-интерната, так как является первой и архиважной для дальнейшего пребывания этих детей в стенах школы. Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности, что сказывается на формировании всей личности ребенка. У ребенка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности. Он должен вставать в строго определенное время и идти в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков.

Готовность ребенка к школе предполагает необходимый уровень физического развития ребенка, который позволит быстро адаптироваться к школьным нагрузкам, иному режиму дня, питанию, а самое главное самостоятельному проживанию (без родителей) в чужой для новичка среде школы-интерната. С целью смягчения этого периода необходимо организовать режим двигательной активности, занятия по формированию и укреплению культурно-гигиенических навыков с соблюдением достаточно высокого темпа выполнения различных бытовых дел (есть, убирать свои вещи, одеваться, совершать утренний и вечерний туалет). Впервые, оказавшись в стенах еще чужой школы-интерната, ребенка встречает чужая обстановка: большие помещения, спальня на несколько человек, в которой надо остаться на долгую ночь без мамы и многое другое, все это может вызывать у ребенка дополнительный стресс.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его. Наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

Анализ адаптации первоклассников.

В 1 классе  в 2024-2025 учебном  году  воспитывается11 учеников:


Артем

Злата

Вероника

Муслим

Ислам

Алиса

Вова

          Матвей
          Паризада

          Данил

           Олег

       В начале учебного года передо мной стояла цель –  помочь облегчить процесс адаптации детей к условиям школы-интерната, быстрее и успешнее войти в новую школьную жизнь.

Для достижения которой, осуществлялись следующие задачи:

·        Обеспечить усвоение правил школы-интерната;

·        Способствовать снижению тревожности у детей в период адаптации в школе;

·        Развивать коммуникативные умения;

·        Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;

·        Стимулировать  интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике.

Основными формами работы стали занятия, праздники, беседы.

Были проведены занятия по темам: Знакомство; Я и моя школа; Я в школе; Школьные правила; Я и мои друзья; Умение договариваться; Школьные трудности и радости; и т.д.

Практически все дети принимали участие в общешкольных мероприятиях, таких как «День учителя»,  утреннике «Золотая осень», «День матери» и других.

Так же проводились индивидуальные беседы с детьми на темы, по формированию и укреплению культурно-гигиенических навыков, соблюдение хорошего поведения в интернате, правила поведения в общественных местах и поведение в автобусе.

Трудности возникают с детьми, не проживающими в интернате.

Основные  методы работы с первоклассниками:

Игровой метод. Игра — не только удовольствие и радость для ребенка, что уже само по себе важно. В игре реализуются важные жизненные потребности в познании, общении, преобразовании окружающей среды. Ребенок учится действовать в реальной и в воображаемой ситуации, учиться опираться как на действия, так и на внутренние мотивы. В игре он усваивает новые социальные роли, формирует морально-нравственные ценности, осознает смысл своих и чужих действий, переживаний, проблем. В целом игра — это способ подготовки детей к жизни, психолого-педагогическое средство их развития и воспитания.

Релаксационные методы. Используется как снятие психомышечного напряжения, через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела, а также использование дыхательных техник.

Эмоционально-символические методы. Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса…

Использование рисования на определенные темы.

Адаптация затруднена у таких детей как: Алисы, Муслима, Дани,  Ислама, Паризады.

Таким образом, в  целях предотвращения повышенной тревожности учащихся уделять особое внимание Алисе, Муслиму, Дани, Паризаде.

·        Проводить занятия, беседы  способствующие созданию благоприятного психологического климата в классе.

·         Создавать обстановку, способствующую формированию у детей уверенности в своих силах.

·        Привлечение детей к школьным и внеурочным мероприятиям.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 3 классе "ДОМАШНИЕ КОНФЛИКТЫ: МЕХАНИЗМ И ПРОФИЛАКТИКА. ВОЗДЕЙСТВИЕ ИХ НА РЕБЕНКА "

Цель:дать возможность родителям задуматься о неадекватном поведении ребенка в семье, где есть конфликты....

Родительское собрание в 3 классе "Встречая ребенка из школы... Учение - шаг за шагом"

Часто родители жалуются, что их дети долго выполняют домашнее задание. Как решить эту проблему? Этот вопрос и рассматривается в этом собрании....

Родительское собрание в 1 классе по теме "Адаптация ребенка к школе"

В материале содержится информация о трудностях адаптации детей к школе и способам помощи маленьким ученикам....

Родительское собрание в 4 классе "Как научить ребенка дружить"

Этот материал будет интересен классным руководителям  4 класса....

Родительское собрание во 2 классе "Чем бы дитя не тешилось, или игры современного ребенка"

Стоит ли противостоять желаниям ребенка пользоваться этим чудом технического прогресса?Как сделать общение ребёнка с компьютером безопасным и полезным?Компьютерные игры бесполезны и вредны, это ...

Родительское собрание «Стили родительского воспитания как причина возникновения невроза у ребенка» 4 класс

  Родительское собрание Тема: «Стили родительского воспитания как причина возникновения невроза у ребенка»       Цели: 1. Ознакомление родителей со стиля...