Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников и младших школьников от учителя начальной школы.
статья
Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников и младших школьников от учителя начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_rekomendatsii_roditelyam_mladshih_shkolnikov.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников и младших школьников от учителя начальной школы.
- Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.
Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий праздник для новоиспеченного первоклассника? Об этом предлагаю поговорить.
Важный вопрос: «Можно ли отдать ребенка в школу в 6 лет?» По закону — нет. Действующее законодательство требует, чтобы на 1 сентября всем первоклассникам было не менее 6 лет и 6 месяцев.
Если в предыдущие годы возраст ребенка на 1 сентября не был столь принципиальным моментом, то уже в этом году возраст будущего первоклассника стал объектом пристального внимания.
Это связано с введением новых стандартов образования, принятием новых нормативно-правовых актов, касающихся процесса обучения.
Первые документы, с которыми следует ознакомиться родителям будущего первоклассника, – это Устав школы, лицензия на право ведения образовательной деятельности, аккредитация, локальные акты, правила приема в первый класс. Эти документы доступны на официальном сайте школы.
Почему педагоги против, чтобы ребенок в шестилетнем ( и менее) возрасте шёл в школу?
• Ведущая деятельность шестилетнего (6,5-летнего) ребенка – это игра.
• Отсутствие мотивационной готовности к обучению в школе (нет внутренней позиции школьника, его привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни: школьная форма, рюкзак с учебниками и тетрадями, отсутствие дневного сна в школе и т. п.).
• У подавляющего большинства шестилетних детей низкий уровень физической готовности к обучению в школе (сложно усидеть в течение 40 мин., ещё и 4 урока, тяжелый портфель и т. п. – что приводит к неправильной осанке и даже к сколиозу).
• Ребенок быстро устаёт. Шестилетним детям нужен дневной сон.
• Низкий уровень эмоционально-волевой готовности к обучению (поведение детей шестилетнего возраста не всегда произвольно, они руководствуются сиюминутными желаниями, предпочитая играть, возникает внутренний конфликт, который может вызвать психосоматические расстройства: капризность, раздражительность, нарушения сна, а так же могут возникать головные боли, боли в животе, тошнота).
•Недостаточное развитие психических процессов: внимание, память, мышление (возникают сложности в освоении образовательной программы, низкая успеваемость).
• Малыш может быть умным, но не достигнуть психологической зрелости для школы.
Психологи утверждают, что именно семилетний (а для мальчиков – семь с половиной) возраст является оптимальным для поступления в школу.
Только к семи годам достаточно сформированы структуры и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными, нервные клетки переходят на активность, как у взрослого человека.
Анатомически глаз формируется окончательно только к 7 годам, в 6 лет этот процесс находится на финальной стадии и острота зрения на уровне 0,8-0,9. Следуя логике, если в этот момент ребёнка подвергать большим зрительным нагрузкам (если к тому же присутствует наследственность), вероятность потери зрения увеличивается.
В семь лет ребёнок тоже играет, но это уже игры, которые чему-то обучают. Узнавать что-то новое, увлечься этим процессом – характерно именно для семилеток.
Семилетний ребёнок уже в состоянии себя контролировать, он способен понять, зачем он пришёл в школу. Он умеет слышать и применять к себе требования учителя, адресованные всему классу.
Чтобы определить идеальный возраст для поступления в первый класс, нужно трезво оценить способности и возможности своего ребенка. Только от вашего взвешенного и правильного родительского решения зависит и успешная адаптация к школе, учебные успехи ребенка, его самооценка, желание обучаться и познавать что-то новое.
Есть понятие «школьной зрелости», которое включает в себя три составляющие: интеллектуальную, эмоциональную и социальную, и на которые можно опираться родителям при принятии решения. Они покажут, насколько ребенок развит и готов идти в первый класс
Интеллектуальная зрелость — это то, насколько развиты мышление, речь, внимание, память, восприятие и мелкая моторика ребенка. Может ли он концентрироваться на каком-то одном занятии дольше 10-15 минут? Может ли выслушать, понять и запомнить с первого раза инструкцию к заданию?
Эмоциональная зрелость - предполагает, что у ребенка уменьшается количество импульсивных реакций, появляется произвольность, которая позволяет и помогает ему выполнять длительное время даже не очень интересное задание. Еще одно важное умение - справляться со своими негативными эмоциями (понаблюдайте, как ребенок реагирует на неудачу и проигрыш, это также имеет огромное значение).
Социальная зрелость самое сложнодиагностируемое. Она включает в себя навыки строить адекватные отношения со взрослыми, желание и умение общаться со сверстниками и непосредственное желание ребенка учиться в школе (то есть мотивационную готовность).
Ребенку необходимо уметь проявлять уважение и придерживаться ролевой позиции ученика, уметь подчиняться требованиям и следовать правилам, которые обозначает учитель и которые негласно устанавливаются в детском коллективе.
И, напоследок, принимая решение о готовности ребенка к школе, не упускайте из виду тот факт, что для младших школьников куда более важную роль играет не столько сама школа, ее престиж и уклон, сколько грамотный, добрый и понимающий учитель.
Если вы всё таки решили отдать ребёнка не достигшего 6, 6 летнего возраста в школу, справку подтверждающую физическую и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в 1 классе, можно получить в районном центре медико-социальной помощи. Для этого организуется специальный консилиум, который проводит беседу и тестирование, по результатам которых делается заключение и даются рекомендации. Решение консилиума может не совпасть с вашим мнением о готовности ребенка к школе – к такому повороту событий тоже надо быть готовыми.
Любые документы, подтверждающие готовность к школе, по факту носят рекомендательный характер и не обязывают администрацию школы принять их во внимание.
- Советы, рекомендации родителям младших школьников.
- Подготовьте место для занятий ребенка дома. Необходим компьютер т.к. современные школьники участвуют в различных олимпиадах, марафонах, для выполнения домашнего задания по устным предметам изучают, анализируют информацию в интернете.
- Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Учителя стараются НЕ преподносить готовый материал, а методом проб и ошибок ученики сами должны найти ошибку, исправить и сделать новое для себя открытие, сделать правильный вывод.
- Помните, что адаптация к школе - непростой процесс, и происходит он совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком. Встречая ребенка со школы, присядьте, чтобы глаза были на одном уровне, поцелуйте, обнимите и задайте ГЛАВНЫЕ вопросы: «Что нового узнал сегодня?», «Чему научился?» Важно ответ выслушать внимательно. Только искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Отвечая на вопрос «Что нового узнал?» перескажет (повторит для себя) весь новый материал, так как он понял, а вы в свою очередь поймёте, освоил новую тему или нет, может быть, не правильно понял, не дослушал. Будете знать какой предмет более интересен вашему ребёнку, плюс ко всему развивается речь, память ребёнка. На следующий день он постарается более внимательно слушать, чтобы было о чём рассказать, удивить вас. Нельзя задавать вопрос «Тебя не обижали?» Даже если не обижали, в будущем он будет выискивать конфликтные моменты, а может даже провоцировать их, чтобы вы его пожалели. На банальный вопрос «Что нового?» будет рассказывать общие новости, а главная задача школьника узнать, научиться новому.
- Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ!
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Если ребёнок нарушил правило поведения обязательно поговорите с ним, если требуется накажите его, только не рукоприкладством! Объясните, что вам стыдно за его поступок, вы огорчены и тд. После наказания обязательно надо объяснить, что его ругают, обижаются на него не из-за того, что он плохой, а за его плохой поступок. Подведите разговор к тому, чтобы он сам признал, что поступил не правильно, плохо и если это возможно необходимо исправить это, извиниться, пообещать что больше такого не повторит.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Введите правило выполнять домашнее задание в одно и то же время и неукоснительно соблюдайте его. Путём многократного повторения выработаете привычку делать домашнее задание, а к 3-4 классу привычка должна перерасти в потребность в выполнении задания. В дальнейшем, если потрудитесь два первые года, в благодарность вам в старших классах не будет проблем, конфликтов на эту тему.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!», «Горжусь тобой!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Ради своего дитя должны это понять и принять. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Ни в коем случае не обсуждайте, не высказывайте своё негативное отношение в сторону учителя и одноклассников. Взрослый может скрывать от людей своё отношение, но не ребёнок. В удобном случае он обязательно выскажет или покажет всем своим поведением своё (ваше) мнение и начнутся конфликты между учителем и ребёнком, между одноклассниками.
- Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
- Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу.
Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребенка!