Родительское собрание «Как научить своего ребёнка жить в мире людей»
материал (4 класс)
Ребёнку только вступающему в мир человеческих взаимоотношений, порою бывает трудно построить отношения со сверстниками и взрослыми так, чтобы получить желаемое и не обидеть собеседника. Естественно, все родители хотят видеть своих детей умеющими общаться с людьми. У ребят же не всегда это получается, и задача взрослых помочь им.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Как научить своего ребёнка жить в мире людей»
Задачи собрания:
1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.
2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребёнка, его взглядов.
3. Вовлечь родителей в школьную жизнь их детей.
Подготовительная работа к родительскому собранию:
1.Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
2.Подбор ситуаций для дискуссии.
3.Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодняшнее родительское собрание посвящено теме: «Как научить своего ребёнка жить в мире людей». Я предлагаю провести его в форме дискуссионного клуба.
Вопросы для обсуждения:
Вопрос 1. Считаете ли вы, что проблема нравственного воспитания актуальна в настоящее время? Почему?
В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя.
Вопрос 2. Кого вы считаете воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?
(Выступления родителей по этим вопросам)
В 4 классе в учебный план внесён компонент ОРКСЭ с целью развития личностных качеств детей, расширения их знаний об отношениях с другими людьми.
Образованность сама по себе не определяет воспитанности, хотя и создаёт для этого благоприятные условия.
Воспитанность человека. Его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает в первую очередь семья.
Если изо дня в день ребёнок видит, например, хамство, грубость, обман, безразличие и т.д. Если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и учителя – помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.
Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.
Ребёнок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д.
Этим вопросам в классе были посвящены беседы на внеурочной деятельности «Азбука добра», на классных часах, на уроках «Основы светской этики». Но к проблемам культуры человека нам всё время приходится возвращаться, так как на них строится сама жизнь.
II. Анализ анкет детей.
Примите к сведению информацию по анализу анкет детей.
Методика «Кто Я?»
Цель: выявить сформированность действий, направленных на определение позиции ребёнка в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действий, устанавливающих смысл учения.
ФИО | Критерии оценивания | |||||
Дифференцированность – количество категорий | уровень | Обобщённость – степень обобщённости суждений – характеристик «я» | уровень | Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений | уровень | |
1 | 3 определения | 2 | Указывает свою социальную роль | 3 | Преобладание нейтральных суждений | 2 |
2 | 3 определения | 2 | Совмещение категорий | 2 | Положительное самопринятие (преобладание положительных суждений) | 3 |
3 | От 6 и более | 3 | Совмещение категорий | 2 | Положительное самопринятие | 3 |
4 | От 6 и более | 3 | Указывает свою социальную роль | 3 | Положительное самопринятие | 3 |
5 | От 6 и более | 3 | Указывает свою социальную роль | 3 | Положительное самопринятие | 3 |
Вывод: Из 5 опрошенных 3 учащихся осознают свою социальную роль – я ученик. Все положительно принимают себя.
Методика «Моральная дилемма»
Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы.
ФИО | Критерии оценивания | |||
Что делать Антону? А как бы поступил ты? | уровень | Почему? | Уровень развития моральных суждений | |
1 | Отказ от собственных интересов | 3 | Стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений | 3 |
2 | Отказ от собственных интересов | 3 | Стадия инструментального обмена | 2 |
3 | Отказ от собственных интересов | 3 | Стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений | 3 |
4 | Отказ от собственных интересов | 3 | Стадия инструментального обмена | 2 |
5 | Отказ от собственных интересов | 3 | Стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений | 3 |
Вывод: интересы учащихся ориентированы на интересы и потребности других людей
Анализ анкет детей и ответов родителей.
- Какие качества характера присущи культурному человеку?
Сравниваем ответы родителей и детей, которым данные вопросы были заданы до собрания.
Были выделены такие качества характера: доброта, открытость, добросердечность, уравновешенность, правдивость, требовательность, исполнительность, дружелюбие, отзывчивость, исполнительность, воспитанность, уважительность, вежливость, честность, порядочность.
- Какие качества характера ваших детей ещё не раскрыты?
Родители делятся сведениями об индивидуальных качествах характера ребёнка, которые ещё не раскрыты.
Из анкеты для учеников, требующей из приведённых прилагательных подчеркнуть те, которые к тебе никак не относятся, все посчитали, что они не являются глупыми, злыми, жадными, грубыми, ябедами, жалобщиками, насмешниками и врунами.
Дети знают, какими качествами характера не должен обладать культурный человек.
- Почему же, зная нормы поведения, дети, а подчас и родители, их не выполняют?
(Ответы родителей)
Информация к размышлению (Выступление учителя)
1. Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правила - причина простая и легко исправимая.
2. Они не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, формирующаяся неоднократными упражнениями
3. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у них волевого усилия в достижении чего-то.
4.Считают их не нужными, неважными, что их просто придумали взрослые.
-Что вы подразумеваете под понятием «культура личности»?
(Ответы родителей)
Культура личности включает несколько аспектов:
1) Культура внешности — один из компонентов культуры поведения. Внешний вид человека играет в практике общения большую роль. Психологи отмечают склонность людей давать оценку достоинствам и недостаткам кого-либо на основании только одной внешности, поскольку она воспринимается как неотъемлемая характеристика личности. Часто ребёнок кажется симпатичным не из-за физической красоты, а в силу обаяния, которое заключается в приятном, добром весёлом выражении лица. Однако иногда некоторые дети кривляются при общении, морщат лоб и нос, высоко поднимают брови, капризно вытягивают губы вперёд. Взрослым необходимо сказать, что это плохо, некрасиво, что он становится не похожим на себя.
Начинать формирование культуры внешности надо с элементарной аккуратности, чистоплотности, привития санитарно - гигиенических норм. Работа по воспитанию культуры внешности ведётся в двух направлениях: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека и обучение детей искусству быть привлекательным, вооружение их знанием конкретных способов «сотвори самого себя» т.е., что бы школьник осознавал, «что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
2) Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником.
Личное обаяние человека проявляется в умении говорить, разговаривать.
III. Дискуссия по ситуациям.
Ситуация 1.
Весь класс приглашён на праздник «Масленица» в детскую библиотеку. Дочь просит маму разрешить ей надеть новое платье, в котором она была на Новогоднем празднике. Ваши действия.
Ситуация 2.
Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса. Наступило время обеда. Все расположились на поляне, разложив еду. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали кушать. На приглашение родителей и учителя принять участие в общей еде ответили отказом... Что нужно сделать в данном случае?
В семье большое значение имеет стиль взаимоотношений. Важно не повышать голоса, не отдавать приказы. Нужно помнить, что соблюдение норм вежливости предохраняет от многих конфликтов, создаёт доброжелательную атмосферу, улучшает настроение.
Непременным условием воспитания у детей культуры общения является формирование у них позиции открытости, дружелюбия, доверия, чувства радости общения. Потребность в любви удовлетворяются, когда ребёнку сообщается, что он нами любим, нужен нам, мы им дорожим, наконец, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, приветливой улыбке, в прямых словах: «Мне хорошо, когда мы вместе», «Как хорошо, что ты у нас есть».
3) Культура речи - ещё одна составляющая культуры поведения. Рассматривается как владение нормами устного и письменного языка.
Как владеет человек этим средством коммуникации, судят об уровне его воспитания.
Выработке культуры речи у детей могут помочь игры типа: «Волшебные слова». Пусть ребёнок запишет и сосчитает, сколько и каких («волшебных») слов он сказал. Потом подведите итоги. Можно совместно с ребёнком создать: «Азбуку хороших слов». Начинаем с буквы «А». Пусть ребёнок назвал и вы вместе запишите их (аккуратный, ароматный, авторитетный, активный, ангельский и т.д.). Так можно поработать и над пословицами, поговорками. В эту книжку можно записывать высказывания писателей, поэтов.
Искусство общения с людьми кроме умения говорить, вести разговор включает и умение внимательно слушать собеседника. Перебить человека, не дать ему высказаться до конца считалось и считается верхом бестактности. Воспитанный человек никогда не позволит себе разговаривать сидя, если собеседники стоят.
Искусству спорить, не нарушая добрых отношений, также надо учиться с детства. Ругаться при детях не допустимо. Неотъемлемыми атрибутами должны быть юмор, шутка, остроумие.
Хождение в гости — особый аспект культуры. Взрослым нужно помнить: чтобы сформировался определённый навык поведения, нужны упражнения. Для этого нужно использовать естественные жизненные ситуации, создавать условия, побуждающие к нравственным поступкам, позволяющие на практике овладевать правилами культуры поведения.
Ситуация 3.
«К нам придут сегодня гости»
К вам пришла подруга, которая торжественно вручила вашему ребёнку плитку шоколада. Ребёнок ответил, как его учили, приятно улыбнулся, благовоспитанно сказал: «Большое спасибо». Потом отодвинул подарки и буднично прибавил: «Мне это не надо. Такая шоколадка у меня уже есть».
- О чём бы вы наедине поговорили с ребёнком на месте мамы? Оправдываете ли вы его поступок, учитывая её возраст?
4) Культура быта.
Культура быта включает в себя умение рационально использовать время, со вкусом организовать внешнюю среду, своё жилище. Необходимо выработать привычку к постоянному учёту времени и к планированию его.
«Из личного опыта»
- Прошу Вас поделиться опытом формирования культурного человека в вашей семье. (Выступления родителей)
Дети должны усвоить главное: отношение к своему и чужому времени как к большой ценности - это один из показателей культуры поведения.
- Какие советы родителям вы бы составили по формированию культурного человека.
Советы родителям по формированию культурного человека
— Не учите культуре назидательно, излишне морализируя, вызывая желание действовать назло.
— Привлекайте детей к посильной деятельности.
— Создавайте специальные ситуации - задания: встретить тётю Машу, позвонить по телефону.
— В выработке культуры поведения широко используйте игры и игровые ситуации.
— Помните, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие слова не нужны, достаточно примера, образца поступка.
— Создавайте вместе с детьми различные памятки: «Культура поведения в общественном транспорте, музее», « Мой внешний вид».
— Помните: вы - главный воспитатель, вы - пример.
(Обсуждение памятки для родителей по воспитанию культуры поведения у детей)
IV. Рефлексия
У всех нас есть возможность выбора в воспитании своего ребёнка. Но именно от вас зависит в большей степени, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут стать ему образованным, культурным, помогут найти выход из сложных ситуаций. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
(Вручение памяток для родителей)
- Уважаемые родители! Предлагаю вам подвести итоги собрания, сделав синквейн.
Синквейн — это стихотворение из пяти нерифмованных строк, написанное по определённым правилам.
Структура синквейна:
- Первая строка — заголовок, одно слово (обычно существительное), отражающее тему синквейна.
- Вторая строка — два слова (прилагательные), описывающие свойства темы.
- Третья строка — три слова (глаголы), раскрывающие действия темы.
- Четвёртая строка — четыре слова (фраза), показывающая личное отношение автора к теме. Это может быть самостоятельно придуманная фраза или крылатое выражение, цитата.
- Пятая строка — одно слово (любая часть речи), своеобразное резюме темы.
Список используемой литературы:
1. Лучшие родительские собрания в начальной школе: 3-4-е классы / М.А. Алоева, В.Е.Бейсова. Изд. 3 - е, доп. и перераб. Ростов н/Д :Феникс, 2007. 314 с. (Сердце отдаю детям).
2.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. М.:ВАКО, 2008. 336с. (Педагогика. Психология. Управление)
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
1. Не демонстрируй своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что скоро он скажет то же самое о вас.
4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности вашему ребёнку.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка.
7. Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Предварительный просмотр:
Приложения к собранию:
1. Анкета для учеников
Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком +; те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком ─.
Громко кричать
Драться
Перебивать в разговоре другого человека
Списывать из чужой тетради
Задавать неуместные вопросы
Свистеть
Жадничать
Врать
Молчать, если кто-то совершил плохой поступок
Завидовать кому-то
Быть равнодушным к чужой беде
Навязываться в друзья
Жаловаться на кого бы то ни было
Не обращать внимания, если кого-то обижают
Ябедничать
2. Продолжите предложения
1Добрый человек - это тот, который__________________________________
2.Злой человек - это тот, который_____________________________________
3.Честный человек - это тот, который__________________________________
4.Правдивый человек - это тот, который________________________________
5.Жестокий человек- это тот, который__________________________________
6.Трудный человек-это тот, который___________________________________
7.Культурный человек- это тот, который________________________________
3. Анкета для учеников
Из приведённых прилагательных подчеркни те, которые к тебе никак не относятся.
Умный, глупый, культурный, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.
4.Анкета для родителей
Из приведённых слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребёнка.
Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный.
5. Вопросы родителям для обсуждения
1. Почему проблема нравственного воспитания актуальна в настоящее время?
2. Кого вы считаете воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным, культурным.
3. Какие качества характера присущи культурному человеку?
4. Какие качества характера в ваших детях не раскрыли?
5. Что вы подразумеваете под понятием — культура личности?
6. Почему ребёнок, зная правила поведения, не выполняет их?
7. Какие советы по формированию культурного человека вы дали бы родителям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей.
Это родительское собрание, на котором рассматривается проблема поведения учащихся в школе и дома. Форма проведения - дискуссионный клуб.Обсуждаются следующие вопросы: "Что значит быть культурным челов...
Как научить своего ребёнка жить в мире людей
Сотрудничество с родителями способствует успешной социализации детей в обществе...
Презентация родительского собрания на тему "Этика поведения. Как научить своего ребёнка жить в мире людей. "
Презентация к родительскому собранию на тему: "Этика поведения. Как научить своего ребёнка жить в мире людей"...
«Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей»
Родительское собрание в 4 классе....
Как научить своего ребёнка жить в мире людей
Материал к родительскому собранию...
Род.всеобуч "Как научить своего ребёнка жить в мире людей"
для родителей...
Родительское собрание по теме: «Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей».
Родительское собрание проводится с целью формирования педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребёнка. В результате проведения будут решены следующие задачи::1. Д...