Речевые игры в домашних условиях
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Малюк Вероника Михайловна

Формирование речи у детей младшего школьного возраста играет ключевую роль в их образовании и социальной адаптации. Речь обеспечивает возможность учиться, общаться, выражать свои мысли. А игры и упражнения могут сделать процесс развития речи более увлекательным и эффективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_ml_shk.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Консультация для родителей

«Речевые игры в домашних условиях»

Подготовил:

Малюк Вероника Михайловна

учитель-логопед

Вязьма

Формирование речи у детей младшего школьного возраста играет ключевую роль в их образовании и социальной адаптации. Речь обеспечивает возможность учиться, общаться, выражать свои мысли. А игры и упражнения могут сделать процесс развития речи более увлекательным и эффективным.

Путешествие по буквам

Цель: развитие фонематического слуха и слухового анализа, отработка умения подбирать слова с соответствующей буквой.

Описание: ребенку предлагается выбрать случайную карточку с буквой. Задача — быстро придумать 5 слов, где она встречалась бы в начале. Можно усложнить и подбирать слова, где соответствующая буква будет в середине. Важно четко разделять понятие "буква" и "звук", так как произношение не всегда соответствует написанию. Например, на букву м подойдут слова: мама, машина, медведь, мельница, море. Но если задание назвать слова на звук [м], то медведь и мельница из перечисленных выше не подойдут, т.к. эти слова начинаются с мягкого звука [м’].

Оборудование: карточки с буквами (не стоит использовать ъ и ь, если подбираете слова с буквой в начале, Й, Э - также добавят сложности в игру).

Ассоциации

Цель: развитие лексической компетенции и ассоциативного мышления.

Описание: игра отлично подходит для большой компании. Дети садятся в круг. Ведущий называет слово, ребенок должен придумать ассоциацию с противоположным значением к этому слову, при этом произнести предложение, где явно прослеживалась бы эта связь. Следующий игрок по аналогии подбирает ассоциацию к последнему слову.

Например:

•    Вода-лёд

Вода жидкая, а лёд - твердый.

•    Лёд-чай

Лёд холодный, чай заваривают горячим.

•    Чай-водоросли

Чай растет в горах, водоросли растут в воде.

Рифмовки

Цель: развитие фонематического слухового анализа и креативного мышления.

Описание: ребёнок наугад выбирает картинку. Задача — придумать рифму к этому слову. Можно придумывать свою рифму по очереди, кто не смог, тот становится ведущим и выбирает следующую карточку.

Три буквы

Цель: обогащение словаря, умение составлять предложения и слова, развитие мышления.

Описание: можно играть большой компанией.  Первые три участника называют наугад 3 согласные буквы. Задача придумать как можно больше слов, где есть сразу все эти буквы. При этом допускается их повторение и изменение местоположения. Аналогично можно составлять предложения. Три участника называют слова, остальные должны составить предложения со всеми сразу.

Передай скороговорку

Цель: развитие четкости произношения и фонематический слух.

Описание: Можно разделиться на команды с родителями и соревноваться. Ведущий шепотом говорит первому участнику скороговорку, тот передает ее следующему. Последний должен четко и без искажений произнести всю фразу. Важно подбирать простые и не очень длинные скороговорки, например:

•    На дворе трава, на траве дрова.

•    Ушел косой козел с козой.

•    Клади уголь в угол.

Любопытный

Цель: обогащение активного словаря, умение подбирать слова на заданные буквы.

Описание: наугад определяется буква. Родитель кидает мяч ребенку и задает вопрос, ответом будет служить слово на эту букву.

Например: выбранная буква Б

- Как тебя зовут?

- Борис.

- Где ты живешь?

- в Барнауле.

- Что там растёт?

- Барбарис.

- Какой подарок привезешь друзьям?

- Брелоки.

Я знаю…

Цель: обогащение словаря, умение подбирать слова по категориям.

Описание: Ребенок встает напротив родителя и кидает мяч родителю так, чтобы он отскочил один раз от пола и произносит: «Я знаю пять… например, видов машин». Когда родитель поймал мяч, он должен назвать пять соответствующих слов. Можно усложнить игру. Ребенок кидает мяч и произносит: «Я знаю пять видов ягод». Родитель ловит мяч, называет одно слово и кидает обратно ребенку. Ребенок называет второе слово и передает мяч обратно. И так пока не будут названы все пять. Последний участник должен заново произнести фразу, поменяв концовку.

Земля-вода-небо-огонь

Цель: умение быстро подбирать слова, развитие внимания и скорости реакции.

Описание: родитель кидает мяч и говорит: земля, небо, вода или огонь. Ребенок ловит мяч и называет соответствующее животное, обитающее на земле, в воде или умеющее летать. Если выпадает огонь, то ребенок должен сделать один оборот вокруг своей оси.

Игры со сказками

Цель: развитие связной речи, умения выражать свои мысли.

Описание: сказки можно сочинять и рассказывать разными способами.

Можно сочинить продолжение известной сказки, нарисовав заодно любимых героев. Или придумать новую историю по картинкам или используя карточки со словами. Отличный способ развития не только речи, но и фантазии — это разыграть театральную постановку или устроить театр теней.

Загадки-шарады

Цель: учить анализировать, выделять звуки, составлять новые слова.

Описание: поле с номерами. Ребенок бросает кубик и передвигает фишки. Под каждым номером спрятана определённая загадка или шарада. Кто из участников игры первый отгадывает слово, тот имеет право бросить кубик и пройти вперед.

Могут быть использованы следующие загадки:

С буквой «У» — на мне сидят,

С буквой «О» — за мной едят. (стул, стол)

 

С буквой «Д» — вас в дом пускает,

С буквой «З» — рычит, кусает. (дверь, зверь)

С буквой «П» – идёт он от кастрюли,

С буквой «Ш» – на ниточке у Юли. (пар, шар)

Паровозик

Цель: учиться анализировать слова, составлять новые по заданному правилу.

Описание: понадобятся слоговые карточки. Задача ребенка составить цепочку из этих слогов так, чтобы последний слог каждого слова был началом следующего слова, например: шары-рыба-бабочка-каша.  Такую игру можно использовать в дороге и на прогулке, но без карточек.

Играйте с удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитию внимания учащихся в домашних условиях

Данная статья представляет собой практическое пособие для родителей по развитию внимания детей в домашних условиях.  Также прилагается памятка для родителей в виде рекомендаций по развитию внимания мл...

Эффективные задания для развития письмееной речи в домашних условиях.

Задания для предупреждения специфических ошибок на письме для первоклассников....

Исследовательская работа "Как получить радугу в домашних условиях"

Как много удивительного и  полезного для практической деятельности может заключаться в явлении преломлении света. Именно оно позволяет объяснить такую «загадку» природы, как  радуга. Получе...

Закаливание в домашних условиях (родительское собрание 4 класс)

Cобрание о закаливании в домашних условиях -это огоромная помощь в укреплении здоровья детей....

Речевые игры и задания к теме: «Домашние животные».

Данная презентация составлена для учащихся 1 класса.Тип урока. Урок систематизации, повторения, закрепления и обобщения полученных знаний на практике.Цель: Совершенствование, более глуб...

Создание здоровьесберегающей среды для ребёнка с ОВЗ в домашних условиях. Соблюдение речевого режима.

Создание здоровьесберегающей среды для ребёнка  с ОВЗ в домашних условиях. Соблюдение речевого режима....