Материалы для родителей
рабочая программа
В процессе становления речи основную роль играет речевая среда, в которой живет ребенок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti-bilingvy.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ СРЕДА И ДЕТИ-БИЛИНГВЫ
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.В. Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».
Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи. В исследованиях, проведенных под руководством М.И. Лисиной, установлено, что содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как с взрослыми, так и сверстниками.
По словам Н.И. Жинкина, внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Он писал, что при передаче сообщения в мозг вводятся два вида информации: а) о предметах и явлениях окружающего мира; б) о правилах языка, на котором это сообщение подается. Последний вид информации вводится в неявной форме, поскольку правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг человека языка в неявном виде, т.е. через речь.
В раннем детстве еще не сложившемся сознании ребенок более чувствителен к неявной информации. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Одновременно с чувственными впечатлениями, представлениями о предметах и явлениях усваиваются и слова, их значения, произношение, грамматические формы. Все это происходит в первые годы жизни на основе подражания и подсознательного обобщения ребенком форм языка.
Степень точности формирующихся представлений и освоенности языковых форм в раннем детстве находится в непосредственной зависимости от ряда условий: участия в формировании представлений возможно большего числа внешних чувств, связи чувственных представлений со словом, а также от активности самого ребенка в постижении окружающего. Отсюда становится понятным, что для развития речи нужны речевая среда, которая дает образцы языка, речевая активность, речевая практика самих детей.
Их активность в овладении языком не сводится к подражательной активности. Усвоение языка – процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, обобщения, поиска связей, отношений между элементами языка строит свои высказывания.
Речевая (языковая) среда рассматривается достаточно широко – как любые образцы языка, воспринимаемые человеком, т.е. это не только речь окружающих взрослых, детей, но и телевидение, радио, кино, театр.
Речевой средой в дошкольные и школьные годы является прежде всего речь взрослых. В нее входит и то целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в образовательных учреждениях. Средством обучения и развития детей служит речь педагога. Дидактическое общение с обучающимися лежит в основе создания речевой среды с высоким развивающим потенциалом.
Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками. Однако его положительного воздействия на развитие речи младших школьников можно достичь лишь под руководством взрослого.
Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, овладевшими культурой речи.
Зависимость речи от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых.
Наблюдения в обыденной жизни, педагогическая практика, специальные исследования показывают, что речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются, если нет противостоящих им влияний.
Культура речи ребенка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения» (Л.В. Успенский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей.
Мой ребенок - школьник.Материал для скачивания:https://cloud.mail.ru/public/424h/4rBxMhsv2...
Материалы для родителей
Здесь содержатся статьи по важным моментам школьной жизни....
Материалы для родителей
Полезные советы для родителей учащихся....
Материалы для родителей
Карточка -подсказка по теме Имя существительное...
Материалы для родителей.
Советы для родителей первоклассников....
Материалы для родителей "Эмоционально - личностные особенности детей"
Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей....
Материалы для родителей
ПРЕДИСЛОВИЕ Задачи Г. Остера . Настоящие и необычные. Рассказать вам садистский анекдот? Приходит детский писатель кчитателям и говорит: "А я для вас новую книжечку написал - задачник ...