Дорогие родители !
Этот буклет адресуется тем из вас, на чью долю выпало воспитание ребенка с аутизмом.
Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), — термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы.
Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:
1. Общение Как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия) 2. Разговор Как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации) 3. Поведение Как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности)
К расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями. Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность. | К подростковому возрасту примерно у 10–30% детей с аутизмом развивается эпилепсия. У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.
Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Семья — эта та среда, в которой ребенок проводит большее количество своего времени. От родителей требуется постоянная работа по закреплению навыков и умений ребенка, которые он приобретает в образовательном учреждении |
Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать. Исключительно большая роль принадлежит родителям в следующих аспектах: - установление эмоционального контакта; - создание комфортной семейной обстановки; - развитие игровой деятельности ребенка; - вовлечение в повседневную жизнь семьи (участие ребенка в накрывании на стол, уборке, стирке, готовке и др.); - закрепление приобретенных навыков ребенка (как связанных с самообслуживанием, так и с обучением, речью, общением, моторным развитием и др.) в процессе работы со специалистами. |
ПОМНИТЕ!
Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку.
Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.
Самое главное достижение для родителей, после чего ситуация определенно начнет изменяться в лучшую сторону — это осознание того, что «от моего поведения зависит поведение моего ребенка».
Родитель, который начинает активно исследовать свое общение, свои способы взаимодействия с ребенком разрывает ставшие привычными узы повседневных проблем, перестает двигаться по течению и получает возможность влиять на ход событий.
Только занятия с ребёнком едва ли смогут решающим образом изменить его состояние. Но степень улучшения поведения и развития Вашего ребёнка в немалой степени зависит от той поддержки, которую Вы ему оказываете, от того человеческого климата, в котором он находится, от уровня Ваших ожиданий. Ожидая от ребёнка слишком многого Вы можете быть постоянно недовольны им и собой, недооценивая его возможности и успехи — уменьшаете степень Вашей поддержки.
Максимально помочь ребенку это значит: принять его таким, какой он есть, и всемерно способствовать его развитию!
|
Где Вам могут помочь и поддержать в г. Смоленск:
- Центр психолого-медико-социального сопровождения детей (Неверовского, д.
26 , Смоленск) - Общественной организации «Дети-ангелы Смоленск» (Телефон: 4812-21-41-86)
- Детский центр «Наши дети» (г. Смоленск, ул. Тенишевой, д. 31) и др.
В подготовке буклета использованы материалы http://autism.tilda.ws http://outfund.ru https://docviewer.yandex.ru/?url=
|
ОГБОУ "Центр образования и развития "Особый ребенок" г. Смоленска"
Дети дождя. Кто они? (родителям об аутизме) Повседневная жизнь рядом с особым ребенком связана с множеством уникальных трудностей
Одно из условий прогресса для вашего ребенка — это работа с вашими собственными эмоциями и потребностями
2023 г. |