Родительское собрание "Чтение-лучшее учение"
методическая разработка

Слепнева Елена Евдокимовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_9.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»

Бичурского района Республики Бурятия

Доклад

Тема: «Чтение – лучшее учение»

Подготовила:  Слепнева Е.Е..

учитель нач. классов

                                                       

2021

В информационном обществе чтение становится занятием для интеллектуалов. С одной стороны, возрастает потребность в высокообразованных профессионалах, а с другой – стремительно увеличивается количество масс-медийных технологических новшеств, помогающих обходиться без чтения.

        Уже в начальных классах происходит расслоение на умников-умниц и рьяных потребителей массовой аудиовизуальной продукции. Склонность к тому или иному типу работы с информацией проявляется быстро. Как только ребенок начинает читать самостоятельно, он демонстрирует либо устойчивый интерес к книге, либо желание поскорее избавиться от читательского труда.

        2007 год был официально объявлен Годом чтения. В этот период стартовала национальная программа поддержки чтения в России, рассчитанная на 2007-2020 годы. Уже существует некоторое количество ценных книг, брошюр, журналов, помогающих быть в курсе современной культурной и образовательной политики.

Эти факты подтверждают, что чтение сегодня становится ценностью.

Понимание - основной фактор жизни человека вообще и учебы в частности.

Ребенок, читая, должен понимать, что он читает, какой смысл несут слова, которые он видит. Слово для него должно представлять не набор букв или звуков, а смысловую единицу. Если этого не происходит, то его почти невозможно заставить читать. А если это все же удается сделать, то результаты таких упражнений в чтении без понимания могут быть плачевными:

- ребенок будет уметь читать, но очень плохо, медленно, путая слова, буквы;
- ребенок будет ненавидеть чтение.

Родители могут помочь своему ребенку, если будут постоянно работать с ним над значением слов. Большие хлопоты родителям и учителям доставляют дети, не умеющие хорошо читать. Нам, учителям  часто приходится слышать:

- Не знаю, что делать. Ребенок не умеет читать.
- Ребенок плохо читает. Что только ни делали, как ни пытались научить его, ничего не получается.

В данном случае речь идет о неумении детей читать. Но в связи с чтением можно выделить и еще одну проблему. Она в устах родителей формулируется примерно так:

- Ребенок не хочет читать. Как мы его ни заставляем, ничего не можем сделать.
- Удивительно! Я обратила внимание, что моя дочь никогда не берет в руки книгу. Я ей говорю: “Почитай что-нибудь, не сиди без дела!” А она отвечает: “Не хочу!” И все. И ничего не сделаешь.

Неумение и нежелание читать - разные проблемы, но они, как ни странно, тесно связаны между собой. Причины, порождающие их, часто бывают одни и те же.

Что означает слово “читать”? Чтобы это выяснить, давайте обратимся к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова.

“Читать - воспринимать написанное, произнося вслух или воспроизводя про себя”.

Теперь давайте дадим определение слову “воспринять” - “понять и усвоить”.

Таким образом, чтение - умение произнести написанное и понять его содержание. Обратите внимание: ребенок должен не просто произнести то, что написано, но и понять это.

Итак, что же могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку научиться читать.

· Во-первых, они должны научить ребенка верить в себя, внушить ему, что он способный и если захочет, то сможет всего добиться, хотя на это может уйти много времени.
· Во-вторых, выяснить причину, по которой у ребенка ничего не получается, и устранить ее. Это очень длительный процесс. Ведь исправлять ошибки всегда сложнее.

Если у ребенка не все получается, не показывайте ему, что вы разочарованы. Наоборот, попытайтесь найти что-нибудь положительное в ваших занятиях и обязательно обратите на это его внимание:

- Мы с тобой сегодня так долго занимались! Я не ожидала, что ты высидишь. Ты у меня просто молодец!
- Смотри, сколько мы с тобой сегодня прочитали! Ну это огромное достижение. Давай завтра попробуем сделать не меньше.
- У тебя неплохо получается. Немного медленно, но нам некуда спешить. Скорость потом придет.

Может, не все сразу получиться не только у ребенка, но и у вас. Помните: на ошибках учатся.

В-третьих, если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо читал, следует уже с раннего детства прививать ему любовь к чтению. И родители должны постоянно служить ему примером в этом. Случается, ребенок не знает, чем ему заняться. Он стонет:

- Мне скучно! Я не знаю, что мне
делать.
- Почитай книгу!

Если родители сами никогда не читают или крайне редко берут книгу в руки, ребенок вряд ли последует их совету. Скорее всего он скажет:

- Не хочу! Мне это неинтересно.

В читающей семье, когда родители следят за тем, что и как их ребенок читает, этот диалог прозвучит по-другому.

- Что бы мне поделать?
- А ты уже прочитал рассказ, который вам задали? Тебе он понравился? Давай почитаем еще какой-нибудь рассказ этого писателя.

Или:

- Лучшее занятие - чтение. Ты знаешь, я очень любила в детстве вот эту вещь. Мне бы хотелось, чтобы ты тоже ее прочитал. А потом мы обсудим.

Полезно читать ребенку вслух. Детям всегда очень нравится, когда они что-то делают вместе со взрослыми. Затем эта любовь к семейным чтениям перерастает в неотъемлемую потребность постоянно читать. А чтение - самый важный шаг к получению хорошего образования.

Родители должны понять, что умение правильно читать - залог успеха ребенка и в средней школе, когда на него наваливается большое количество новых предметов.

  Не откладывайте этого до средней школы. Само собой ничего не произойдет!

Как ребенка приобщить к чтению

  1. У ребенка должна быть своя домашняя библиотечка
  2. Периодически устраивать семейные чтения, беседуйте по содержанию прочитанного
  3. Выписывайте детскую периодику – детские журналы, газеты
  4. Ходите в библиотеку
  5. Личным примером приобщайте к чтению
  6. Устраивайте семейные концерты с чтением стихов, драматизацией и инсценировками сказок

Норма  техники чтения вслух в соответствии с Госстандартами начального образования

1 класс – 25 - 30 слов в минуту

2 класс – 45-50 слов в минуту

3 класс – 70 – 75

4 класс – 90-100 слов в минуту

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Мотивы учения младших школьников"

Этот материал поможет родителям понять, что такое мотивация учения и почему важно её формировать и развивать правильно. А также расскажет родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; ...

Родительское собрание "Чтобы учение было в радость"

Каждому из нас хочется, чтобы наши дети были самостоятельны и успешны в их основной деятельности – учебе.         Из аксиомы: «Любое педагогическое воздействие ...

Родительское собрание "Чтобы учение было в радость"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6234998","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"320"}}]]...

Родительское собрание "Мотивы учения Младших школьников"

Родительское собрание "Мотивы учения младших школьников" 1 класс....

Родительское собрание. Мотивы учения младших школьников.

В статье описаны мотивы учения младших школьников, пути их развития и памятки для родителей....

Родительское собрание "Чтобы учение было в радость"

На собрании родители получают практические советы о том, как стимулировать мотивацию ребенка к повышению успеваемости....

Родительское собрание "Чтобы учение было в радость"

Советы родителям младших школьников.Любящие, заботливые и мудрые родители — залог того, что ребенок будет не только хорошо учиться, но и вырастет думающим, образованным человеком, настоящей Личн...