Материалы для родителей
статья (1 класс)
...Материалы для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnyy_internet_-_detyam.docx | 1.08 МБ |
kak_razvit_melkuyu_muskulaturu_ruki_rebenka_1.docx | 16.62 КБ |
kak_vospityvat_samostoyatelnost_shkolnika_pri_vypolnenii_domashnego_zadaniya_1.docx | 16.31 КБ |
trevozhnye_deti_1.docx | 17.95 КБ |
dlya_roditeley.docx | 796.53 КБ |
formy_i_metody_raboty_so_slabouspevayushchimi_detmi.docx | 82.94 КБ |
giperaktivnye_deti_1.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
МЫ ПИСАЛИ, МЫ ПИСАЛИ...
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.
А как же правильно?
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5—2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.
Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует научение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводиться на нет.
Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут.
КАК РАСПОЗНАТЬ НЕПРАВИЛЬНЫЙ НАВЫК
О неправильном навыке письма говорят следующие детали.
- Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
- Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
- Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.
- Кисть жестко фиксирована.
- Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3—4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.
КАК ИСПРАВИТЬ
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.
- На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
- Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
- Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.
КАК РАЗВИТЬ МЕЛКУЮ МУСКУЛАТУРУ РУКИ РЕБЕНКА
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять паралоновые шарики, губку.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
- Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
- Резать ножницами.
- Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
- Делать пальчиковую гимнастику.
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
- Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).
Успехов вам, уважаемые взрослые, в ответственном деле — подготовке ребенка к школе.
Предварительный просмотр:
Тема:
Как развивать самостоятельность школьников
при подготовке домашних заданий
Актуальность темы
Сегодня нам представляется важным рассмотреть тему самостоятельности детей при подготовке домашних заданий.
Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Время урока, как правило, не позволяет в достаточной степени отработать и закрепить все учебные навыки. Кроме того, все дети разные — одному достаточно решить 5–10 однотипных задач, чтобы усвоить принцип их решения, а другому, чтобы не испытывать затруднений, потребуется решить значительно больше таких задач.
В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними.
Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей — это забота об их будущем.
Проблемное содержание темы
Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.
Это означает, что ребенок может:
· сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;
· спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;
· распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);
· понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;
· применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
· представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания. Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я: а) думаю, какое правило подходит, может помочь; б) нахожу это правило, применяю к слову; в) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.
Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.
Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей — это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.
Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, — это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь.
И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а впоследствии — к неуверенности.
Обозначение аспекта, который будет рассмотрен на данной встрече
Можно выделить ряд существенных аспектов темы самостоятельного выполнения детьми домашних заданий. Имеет значение, насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий.
Сегодня мы рассмотрим один из аспектов: какое именно участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности.
Обсуждение выделенного аспекта
Анализируя частые жалобы на то, что дети не умеют самостоятельно выполнять домашние задания, мы выделили две распространенные стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.
Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически все время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними. Но домашняя работа над уроками — это поле деятельности прежде всего ребенка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.
Некоторые родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребенок систематически сталкивается с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребенок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания — нет проблем).
Пути профилактики возможных трудностей и преодоления уже имеющихся
Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей?
Ответить на эти вопросы нам поможет правило, сформулированное для родителей Ю.Б.Гиппенрейтер:
«Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
При этом:
возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому;
по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».
Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, а что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а впоследствии у ребенка выработается привычка делать это самостоятельно.
Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.
Приглашение к дальнейшему контакту
Время не позволяет нам подробно рассмотреть все аспекты этой темы сегодня. Если у вас появилось желание продолжить обсуждение, можно собраться еще раз, посвятив теме самостоятельности детей больше времени. (Можно наметить конкретную дату встречи, если значительная часть родителей проявит интерес.)
Возможно, у кого-то из вас возникли конкретные вопросы, связанные с выполнением домашних заданий вашим ребенком. Мы сможем обсудить их на индивидуальной встрече. На общем собрании речь, как правило, идет об общих тенденциях, а индивидуальная встреча дает возможность более детально проанализировать конкретную ситуацию. Если у кого-нибудь появилось (или появится позже) такое желание, вы можете связаться со мной (сообщите родителям, каким образом они могут с вами связаться).
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях.
Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
- противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями либо школой;
- неадекватными требованиями (чаще завышенными);
- негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Тревожность во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в тех, где часто возникают конфликты. Авторитарный стиль отношений родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.
ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА
Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности.
У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Если агрессивные, гиперактивные дети всегда на виду, то тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе.
ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ
- тревожный ребенок не может долго работать, не уставая;
- ему трудно сосредоточиться на чем-либо;
- любое задание вызывает излишнее беспокойство;
- во время выполнения заданий очень напряжен, скован;
- смущается чаще других;
- часто говорит о напряженных ситуациях;
- боится сталкиваться с трудностями;
- не уверен в себе, в своих силах;
- плохо переносит ожидание;
- часто не может сдержать слезы;
- обычно беспокоен, легко расстраивается;
- пуглив, многое вызывает у него страх;
- спит беспокойно, засыпает с трудом.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей.
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой – либо предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5. Чаще используйте ласковый телесный контакт.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, но так, чтобы он знал, за что.
8. Не предъявляйте завышенных требований.
9. Старайтесь делать как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях, ребенка не унижайте, наказывая.
Родители, помните!
• Если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ.
• Если ребенок растет во вражде, он учится АГРЕССИВНОСТИ.
• Если ребенка постоянно высмеивают, он становится ЗАМКНУТЫМ.
• Если ребенок растет в упреках, он учится ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.
• Если ребенок растет в терпимости, он учится ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ.
• Если ребенка подбадривают, он учится ВЕРИТЬ В СЕБЯ.
• Если ребенка хвалят, он учится БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ.
• Если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ.
• Если ребенок растет в безопасности, он учится ВЕРИТЬ В ЛЮДЕЙ.
• Если ребенка поддерживают, он учится ЦЕНИТЬ СЕБЯ.
• Если ребенок живет в миролюбии и понимании, он учится НАХОДИТЬ ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ!
Предварительный просмотр:
Методические материалы
для работы с родителями обучающихся с ОВЗ
Автор: Л.М. Бабаева
учитель начальных классов
Нижневартовск, 2023 год.
Консультация для родителей " «Что такое мнемотехникаи зачем она нужна»
Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее).
Пример - чтобы совсем стало понятно. Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета. Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.
Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду педагогами, логопедами, психологами.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.
Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.
Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.
Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Поэтому когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем когда ребенок ассоциативно вспоминает один из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.
Какая польза от мнемотаблиц для детей.
Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.
Применяя эту технику в жизни, ребенок:
- Развивает память
- Воображение
- Интеллект
- Развивает образное мышление
- Внимательность
- Фантазию
- Учится выстраивать логические цепочки
- Развивает речь и увеличивает словарный запас
- Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию
Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.
С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.
Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом. В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.
Что нужно для занятий.
Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.
То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.
Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой .
Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т.п.
Детям старше можно давать черно – белые таблицы.
Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.
1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.
2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стиха
На подносе у Фроси ананас и абрикосы.
Как видите изображение этой таблицы: поднос, девочка (Фрося), один ананас, и много абрикос.
Как заниматься по таблицам
Алгоритм для того, чтобы выучить стих:
- Выразительно прочитать стих
- Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
- Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
- Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
- И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.
Мнемотехника дома.
Как можно применить принципы мнемотехники дома? Да очень просто. Предложите нарисовать ребенку схемы-рисунки о том, как прошел его день. Время от времени давайте картинки и пусть он составит вам рассказ. Вы можете дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить малышу придумать свой, отличный от оригинала финал.
Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.
Эта техника крайне полезна и при подготовке детей к школе, ведь идя в первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.
«Роль мнемотаблиц в формировании читательских компетенций младших школьников»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попалив поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи Мнемотехника –это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Связная речь -главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ. Один из них мнемотаблица (схема). Именно наглядные модели служат дошкольникам своеобразным планом для создания монологов. Слово «мнемотехника» греческого происхождения и означает «искусство запоминания». Мнемотехника –это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.
2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.
3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
4. Развитие творческих способностей, фантазий.
5. Совершенствование лексико грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Родители на начальном этапе могут предложить готовую план –схему, а ребенок должен эту схему раскодировать. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже изображать персонажей в графическом виде. Например : лиса - из оранжевых фигур (треугольник и круг), медведь -большой круг.
Дети старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете. Чтобы заучить любое стихотворение и нарисовав графически почти каждое слово, нужно спросить у детей «на что это похоже, что напоминает...». В старшей группе используются мнемотаблицы при отгадывании загадок: «Почтовый ящик».
Прочитав стихотворение детям, положить перед детьми карточки -мнемотаблицы и дети, глядя на них рассказывают стихотворение, им легче запомнить текст и передать его. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Дети сами любят рисовать и придумывать таблицы. Для этого раздаются листы, разделенные на 6 или 9 ячеек. Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. Параллельно с этой работой необходимо использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками. Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Необходимо включать материалы на этические темы с оценкой событий и поведения самих детей. Нужно наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее и плохое в окружающем мире. Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о мире и уделять время для занятий .
В результате использования, мнемотаблиц:
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Развивается мелкая моторика рук.
Как создать мнемотаблицу самостоятельно?
В занятиях с ребёнком можно использовать как готовыемнемотаблицы, так и сделанные самостоятельно. Для того чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно:
Разделить текст на фрагменты (чем младше ребенок, тем короче).
Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.
В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы.
При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.
Количество мнемоквадратов, из которых состоит дорожка или таблица зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3-5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно использовать таблицы из 8-16 квадратов. Мнемотаблицы для малышей обязательно должны быть цветными и яркими, так ребенку будет легче концентрировать свое внимание. Для детей постарше подойдут и черно-белые картинки. Важно, чтобы изображения были знакомы и понятны малышу.
Особенности применения.
Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики. Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами. Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук.
В 1-й день -2-3 повторения
Во 2-й день 1-2 повторения
В 4-й день и последующие по одному повторению
Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые. Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время. Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.
Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в такой последовательности.
Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию. Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки. Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые картинки. Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые отрывки. Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРУ?
Мнемотехника — самая простая и доступная методика. Любое занятие проводится в несколько этапов:
Этап 1. Информацию кодируем в определённый образ, т.е. придумываем и зарисовываем таблицы. Для этого ребёнку дают лист с ячейками. Рассуждаем по данной теме, выбираем основные моменты, придя к общему мнению, зарисовываем в таблицу символы.
Этап 2. Рассматриваем таблицы, запоминаем связь и последовательность, разбираем, что на ней изображено.
Этап 3. Мысленно повторяем информацию, чтобы мозг из абстрактных символов преобразовал информацию в образы и сформировал логическую цепочку.
Этап 4. Осуществляется воспроизведение стихотворения, сказки, рассказа с опорой на символы (образы), т. е. происходит обработка метода запоминания.
Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Задача родителей – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные мною мнемотехники, Вы сможете развить у ребенка зрительную память, научить правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Развивать внимание и сообразительность, улучшить способность выделять главное и сравнивать.
Уважаемые родители, относитесь к своему ребёнку как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Обязательно найдите подход к Вашему ребенку и помогите освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом, используйте уникальную систему методов и приёмов – Мнемотехника, обеспечивающую эффективное запоминание. Ведь, недаром, профессор И. М. Сеченов считал память «основным условием человеческой жизни».
Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.
Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:
- Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
- Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
- Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
- Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.
- Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
- И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.
Как заниматься.
Есть разные варианты занятий, их много.
Давайте на примере рассмотрим, как работать с пересказом, и как составить рассказ – описание.
Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!»
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой!
1.Выразительно читаем текст с опорой на изображение.
2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».
3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы: «Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»; «Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег)?»; «А погода, какая?»; «Как оделись дети?»; «Чем они занимались на улице?»; «По их мнению, зимой хорошо или плохо?»
4. Потом читаем рассказ еще один раз .
5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки.
Составляем рассказ описание.
Это наиболее сложный вид монологической речи, который трудно дается детям. В силу возраста, дети не располагают достаточными знаниями, чтобы легко изъясняться. Здесь поможет мнемотехника.
Памятка для родителей.
«Использование мнемотехники работе с детьми»
Суть мнемосхем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
- Для начинающих:
1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.
- А далее даётся усложнение:
1. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
2. Таблица воспроизводится ребенком при ее показе ему.
Методические требования к мнемотаблицам
(при описании предмета):
- Лист бумаги (чаще используем формат А4), который разделён на квадраты (по количеству характерных признаков);
- Цвет: нарисованы цветовые пятна;
- Форма:изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.
- Величина:нарисованы два предмета контрастной величины.
-Материалы:наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево» или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк,ситец…).
- Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
Алгоритм при разучивании стихотворений:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения:
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме;
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу;
6.Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Алгоритм при пересказе:
1. Чтение взрослым текста;
2. Рассматривание мнемотаблицы;
3. Ответы на вопросы по содержанию:
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;
5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.
Чтобы описать фрукт или овощ с опорой на мнемотаблицу, надо:
- Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан.
- Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме.
- Привести пример описания.
- Попросить ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой — то овощ или фрукт, опираясь на таблицу.
Предварительный просмотр:
«Формы и методы работы со слабоуспевающими детьми»
Задание 1: Составьте или подберите из литературы 4 задания для развития зрительной памяти учащихся.
Прогулка в картинках
Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.
Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил. На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.
Разрезанные картинки
Цель: развить зрительную память, восприятие.
Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая - разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.
Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
Какой игрушки не хватает?
Цель: развить зрительную память и внимание детей.
Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?" Игру можно усложнить: - увеличив количество игрушек; - ничего не убирая, только менять игрушки местами. Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака. Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю. Где спрятана игрушка? Цель: развить зрительную память и внимание ребенка. Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка. Ход игры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую- нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку. Игру можно несколько усложнить:
-убрать коробки на более длительное время;
-спрятать 2, а затем и 3 игрушки;
-заменить игрушки.
«Разноцветная лесенка»
Вариант 1
Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек.
Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.
Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек.
На последующих занятиях комбинации цветов меняются.
Вариант 2
Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек, цветные карандаши или фломастеры тех же цветов, лист бумаги.
Карточки демонстрируются по одной с интервалом в 3 секунды и складываются последовательно, чтобы потом можно было бы проверить правильность ответа. После демонстрации всех карточек ребенок на несколько секунд закрывает глаза и мысленно представляет себе последовательность цветов. Затем он на листе бумаги должен восстановить ее при помощи карандашей или фломастеров. Проверка правильности производится путем повторной демонстрации карточек. Затем демонстрируется другая комбинация.
Если занятие проводится в группе, то правильность выполнения определяется путем самоконтроля или в парах.
Задание 2: Сделайте подборку игр для развития интеллекта учащихся (головоломки, шарады, ребусы, загадки).
Упражнение “Загадки”
На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?
Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:
- Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.
Поможет ли девочка маме? Почему?
Девочку Лену спросили:
- У тебя есть сестра?
- Есть.
- А у твоей сестры есть сестра?
- Нет, - ответила Лена.
А как ты думаешь?
Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?
У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?
У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?
Задания на подключение предметного (житейского) опыта детей.
Задание 1. Назовите изображённые на рисунке геометрические фигуры. Найдите лишнюю фигуру и объясните, почему она лишняя.
Задание 2. С какой цифры начинается запись чисел?
14 18 111 19 10 100
Задание 3. Как называется данная фигура? Почему она получила такое название?
Задания на выделение существенных признаков понятия
Задание 1. Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те слова, которые являются наиболее существенными для данного предмета.
А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)
Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)
В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)
Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель, библиотека)
Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование, музыка)
Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает, выполняет команды)
Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключён к компьютеру)
Задание 2. Укажите предмет, характерным признаком которого является:
А) Шкала с делениями.
Б) Выставление оценок и запись замечаний.
В) Прослушивание музыки.
Г) Просмотр фильмов.
Задание 3. Нарисуйте предметы, существенными признаками которых являются следующие: круглый и съедобный; круглый и несъедобный.
Задание 4. Чем отличается:
А) Окно от двери.
Б) Указка от карандаша.
В) Круг от овала.
Г) Лист берёзы от листа клёна.
Задание 5. Чем похожи слова каждой группы? Как можно одним словом назвать каждую из предложенных групп?
А) Шоссе, дорога, тропинка.
Б) Город, деревня, посёлок.
В) Сложение, деление, вычитание.
Задания, направленные на формирование умений производить основные логические операции над понятиями: обобщение, ограничение, деление и определение
А)Задания на установление закономерностей.
Задание 1. Вставьте пропущенные числа:
А) 5, 15, _______, 35, _______, 55;
Б) 14, 24, _______, _________, 54;
В) 2, 12, 22, _______, _______, ________;
Г) 1,3, ________, ________, 9, ________;
Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________;
Задание 2. определите закономерность повторения фигур и дорисуйте последовательности.
Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустой клетке таблицы?
Задание 4. определите закономерность повторения последовательности и нарисуйте эту последовательность: дерево, куст, цветок, дерево, куст, цветок…
Б) Задания на объединение и разделение объектов по каким-либо признакам.
Задание 1. Назовите одним словом следующие группы чисел:
А) 2, 4, 6, 8, …
Б) 1, 3, 5, 7, …
В) 2, 4, 7, 9, 5, 6, …
Г) 18, 25, 33, 48, 56, …
Задание 2. Перечислено несколько предметов. Как их можно назвать одним словом?
А) Суп, гуляш, каша, кисель.
Б) Курица, гусь, утка, индейка.
В) Лошадь, корова, овца, свинья.
Г) Волк, лиса, медведь, заяц.
Д) Картофель, свекла, лук, капуста.
Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.
Задание 3. Какое слово лишнее в каждой группе? Вычеркните его. Назовите существенный признак полученной группы. Дайте название каждой группе слов.
А) Ель, сосна, кедр, берёза.
Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.
В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.
Задание 4. Разделите следующие числа на две группы: чётные, нечётные, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Задание 5. Разделите данные слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?
Задание 6. Впишите данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.
Обувь | Игрушки | Школьные вещи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 7. числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите на две группы: однозначные и двузначные. В какой строке таблицы распределены на группы правильно?
1 | 1,2,3,5,12 | 8,16,24,35,48 |
2 | 1,2,3,5,8,16 | 12,24,35,48 |
3 | 1,2,3,5,8 | 12,16,24,35,48 |
4 | 2,3,5,8 | 12,6,16,24,35,48 |
Игровые развивающие задания и упражнения для развития понятийного мышления.
Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых определений. Детям предлагается обобщить несколько групп конкретных понятий и назвать одним словом следующие группы:
тарелка, стакан, кружка, блюдце;
стол, стул, диван, кресло, шкаф;
рубашка, платье, юбка, брюки;
тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;
суп, каша, котлета, пюре;
берёза, липа, ель, сосна, осина;
воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;
карась, щука, окунь, лещ.
Задание 2. Конкретизация понятий. Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.
Задание 3. Обобщение рядов понятий более широкого объёма. Ученикам даются для обобщения 5 групп понятий, и они должны рассказать, что общего между названными категориями, чем схожи те понятия, которые вошли в одну группу:
птицы, звери, рыбы;
деревья, травы, цветы, кустарники;
мебель, посуда, одежда;
часы, весы, градусники;
пожар, наводнение, ураган.
Задание 4. Классификация. Детям раздают 16 карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели – по 4 для каждой группы и просят разделить все карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки, которые можно назвать одним словом. Затем учащихся просят объединить получившиеся группы в две, максимально похожие, и объяснить, почему они так сделали.
Задание 5. Нужно сравнить пары объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: одуванчик и ромашка; клубника и земляника; ель и берёза; яблоня и клён; роза и колокольчик; кошка и собака; курица и утка; самолёт и чайка; животные и растения.
Задание 6. Ученики должны отгадать, какой предмет спрятан, по его описанию. Для этого необходимо подобрать какой-либо предмет или его изображение. Не показывая детям, нужно описать этот предмет: его форму, цвет, фактуру.
Задание 7. Игра “Что лишнее?”
Даётся группа понятий, из которых дети должны выбрать лишнее и дать общее название остальным. Игра возможна в двух вариантах: словесном и наглядном.
В словесном варианте предлагаются группы по четыре слова, необходимо выделить, какое слово лишнее и не подходит к остальным, и как назвать одним словом (или объяснить сходство) оставшиеся:
капуста, картошка, помидор, яблоко;
синий, красный, красивый, зелёный;
мама, человек, папа, сестра;
старый, дряхлый, маленький, ветхий;
берёза, сосна, клён, осина;
ботинок, нога, сапог, туфля;
зима, весна, лето, октябрь;
кисель, компот, лимонад, мороженое и т.д.
Задание 8. Игра “Спорщики”. Ученикам предлагается поспорить с учителем. Какое бы слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно наоборот и чем быстрее, тем лучше: белый-чёрный; большой-маленький; быстрый-медленный; весёлый-грустный; грязный-чистый; открытый-закрытый; старый-новый; кричать-шептать; ломать-чинить и т.д.
Задание 9. Игра “Плохо или хорошо?” Детям предлагается некий объект(ситуация), и они должны объяснить, в чём его положительная и отрицательная сторона. Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что может горло заболеть.
Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.
Задание 10. Игра “Слова – накладки”.
Ученики придумывают слова – накладки, затем выбирают самое смешное или оригинальное слово, объясняя, почему они так думают.
Можно предложить такие задания:
комар + марка = комарка;
зебра + ракушка = зебракушка;
дерево + ворона = дереворона и т.д.
Упражнения для развития мыслительных операций анализа и синтеза
Задание 1. “Анаграмма”
Составить слова, переставив буквы:
АЛИГ -
ЕОСЛ -
ОТЛЕ -
Задание 2. “Зашифрованное слово”
Составить слово из первых слогов, данных слов:
КАША
РЕКА
ТАРЕЛКА
Задание 3. “Эхо”
Составить слова, отделив первые буквы от данных слов:
ШМЕЛЬ –
МУХА –
РОСА –
Задание 4. “Зашифрованное слово”
Составить слово из первых слогов, данных слов:
МОЛОКО
НЕВОД
ТАРАКАН
Задание 5. “Анаграмма” (спрятанное слово)
Составить слова, переставив буквы:
ОГОЛАВ –
АБАРН –
ОСОКЛ –
Задание 6.
Составить новые слова, исключив одну букву из данных слов:
ПЛУГ –
ШАРФ –
КОРМ –
Задание 7.
Составить слово из вторых слогов, данных слов:
ЗМЕЯ
РАМА
Задание 8. “Занимательная лесенка”
Составить слова по данной модели.
Задание 9. “Змейка”
Составить слова по данной модели.
А _ _ _ _ _
_ А _ _ _ _
_ _ А _ _ _
_ _ _ А _ _
_ _ _ _ А _
_ _ _ _ _ А
_ _ _ _ А _
_ _ _ А _ _
_ _ А _ _ _
_ А _ _ _ _
А _ _ _ _ _
Упражнения на нахождение существенных признаков предметов
Задание 1. Выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:
Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)
Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)
Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители)
Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)
Задание 3.Пение (звон, голос, искусство, мелодия, зрители)
Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)
Упражнения – логические задачи
Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?
Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?
Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других?
Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?
Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?
Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?
Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше: Вася или Серёжа?
Задача 7. К празднику ученики украшают здание школы с четырех сторон 12 флажками. Их надо расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой стороны. Нарисовать ответ.
Задача 8. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра.
Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось?
Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги?
Игры для развития функций мышления
Игра 1. Составление предложений.
Детям предлагается три слова, не связанные по смыслу, например, “озеро”, “карандаш”, “медведь”. Детям надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (“Медведь упустил в озеро карандаш”), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов (“Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере”), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь”).
Игра 2. Исключение лишнего.
Предлагается любые три слова, например, “собака”, “помидор”, “солнце”. Детям надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово “лишнее”, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить “собаку”, а “помидор” и “солнце” оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Игра 3. Поиск аналогов.
Называется какой – либо предмет или явление, например, “вертолёт”.
Детям необходимо выписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы “птица”, “бабочка” (летают и садятся); “автобус”, “поезд” (транспортные средства); “ штопор” (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот , кто назвал наибольшее число групп аналогов.
Игра 4. Способы применения предмета.
Называется какой – либо хорошо известный предмет , например, “книга”. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предметов. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предметов.
Игра 5. “Ну-ка, отгадай!”
Класс делится на две группы. Первая группа задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только “да” или “нет”. Дети из двух групп встают в две линии напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос первый ребёнок из второй группы : “Оно живое?”. Первый ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй группы: “Я его видел?”. Второй ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. И т.д. после угадывания предмета группы меняются ролями.
Игра 6. “Определим игрушку”.
Дети приносят на игру какую-либо игрушку. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учитель с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в которой главным персонажем является одна из игрушек. Приглашается водящий. Ребята рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а заменяя его местоимениями “он” или “она”. Ведущий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. Если водящий угадал правильно, выбирается другой ведущий и игра повторяется.
Предварительный просмотр:
Правила взаимодействия с гиперактивными детьми
В своих отношениях с гиперактивным ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.
Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
Вызывающее поведение вашего ребенка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную память, запишите правила на листе бумаги, прикрепите этот листок над рабочим столом ребенка, чтобы он был всегда перед его глазами. Помните, ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.
Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, коврик и др.).
У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе и вокруг него не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание.
Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазине, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.
Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора, за компьютером.
Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 1 до 10.
Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребенка.
Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей – найти те занятия, которые бы «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе. Они будут «полигоном» для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а, также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.
Желаем Вам терпения и удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей.
Мой ребенок - школьник.Материал для скачивания:https://cloud.mail.ru/public/424h/4rBxMhsv2...
Материалы для родителей
Здесь содержатся статьи по важным моментам школьной жизни....
Материалы для родителей
Полезные советы для родителей учащихся....
Материалы для родителей
Карточка -подсказка по теме Имя существительное...
Материалы для родителей.
Советы для родителей первоклассников....
Материалы для родителей "Эмоционально - личностные особенности детей"
Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей....
Материалы для родителей
ПРЕДИСЛОВИЕ Задачи Г. Остера . Настоящие и необычные. Рассказать вам садистский анекдот? Приходит детский писатель кчитателям и говорит: "А я для вас новую книжечку написал - задачник ...