Готовность ребёнка к школьному обучению.
статья (1 класс)
Готовность к школе является результатом образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и детского сада на протяжении всего дошкольного возраста.Высокий уровень готовности к школьному обучению определяется умением ребенка самостоятельно действовать как в нормативно заданных, так и в свободно выбираемых условиях детской деятельности и общения, а также наличием активно выраженного стремления к познанию и будущей социально-статусной роли школьника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Готовность будущего первоклассника к школьному обучению
Готовность к школе — важный итог развития ребенка в период дошкольного детства и значимый показатель эффективности воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье.
Готовность к школе является результатом образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и детского сада на протяжении всего дошкольного возраста. Достижение высокого уровня готовности к школьному обучению является условием успешной учебы и эмоционального благополучия первоклассника.
Главное отличие в поведении семилетних детей своеобразные черты, что дало им основание говорить о «кризисе семи лет» как закономерном этапе психического развития ребенка. Основными симптомами этого возрастного кризиса являются манерничанье, капризность, конфликтность, нарочито демонстративное поведение. В основе этих проявлений лежит потеря детской непосредственности, освобождающая ребенка от давления ситуации. В возрасте семи лет ребенок начинает осмысливать свои чувства, обобщать переживания, у него появляется внутренняя психическая жизнь и представления о своих возможностях.
Физиологической основой кризиса 7 лет являются изменения в работе эндокринной системы, обуславливающие интенсивный рост тела, увеличение внутренних органов, вегетативную перестройку.
Что является важным для поступления будущего первоклассника в школу?
Это новый этап в жизни каждого ребенка. Происходит смена ведущего вида деятельности, свободная игровая деятельность сменяется учебной. Ребенок осваивает новую социальную роль ученика и все связанные с новым социальным положением требования и обязанности. Мера личной ответственности школьника за свои действия и поступки становится по сравнению с дошкольником намного выше. Изменяются отношения ребенка со взрослыми, родителями, учителем. Социальные ожидания и оценки взрослых напрямую связываются с успешностью школьного обучения ребенка. Вхождение в новые условия сопряжено с высокими физическими, умственными и эмоциональными нагрузками, которые испытывает каждый первоклассник, приступающий к учебе.
1. Оценка готовности ребенка к школе.
Выделяются три взаимосвязанных аспекта рассмотрения данного
феномена: физиологический, психологический, социально-личностный.
Физиологический аспект готовности раскрывает готовность к школе с позиции созревания организма и физической формы будущего школьника.
«Школьная зрелость» показывает уровень морфофункционального развития ребенка, характеризующий его потенциал к систематическому обучению в школе и возможности справиться с учебной нагрузкой без ущерба для здоровья. Для выявления этого уровня используется многофакторный анализ, предполагающий оценку биологической зрелости организма, состояния здоровья, оценку функциональной готовности и прежде всего ряда физиологических функций. Формирование школьной зрелости идет неравномерно.
Это следует учитывать при определении сроков начала обучения в школе. Задержка в формировании школьной зрелости, проблемы со здоровьем ребенка служат весомым основанием для начала обучения не ранее 7 лет.
Психологический аспект рассмотрения готовности к школе связан с понятием психологической готовности, которая характеризует особенности психического развития ребенка на пороге школьного обучения (мотивационного, волевого, познавательного, коммуникативного и пр.) с позиции благоприятной адаптации к новым условиям школьного обучения и успешности решения задач учебной деятельности, общения и познания в школе.
В основе психологической готовности ребенка к школе лежат потеря непосредственности в общении со взрослыми и обретение произвольности (способности подчинить свое поведение определенным задачам и правилам).
При этом необходимо различать школьную зрелость – совокупность физиологических и психологических особенностей ребенка, обеспечивающих успешность перехода к систематическому организованному школьному обучению.
Психологическая готовность к обучению в школе–необходимый и достаточный уровень сформированности у ребенка психологических новообразований (внутренней позиции школьника, произвольности, обучаемости, способности действовать по образцу и т.д.).
В содержании психологической готовности особо выделяется ин- теллектуальная готовность к школе, под которой понимается уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность ребенка в школьном обучении. Интеллектуальная готовность к школе предполагает у детей наличие должным образом сформированных познавательной активности и по-
знавательного интереса, овладение способами и приемами умственной деятельности, развитие знаково-символической функции сознания, речи, общего кругозора и способности к дифференциации картины мира.
Примеры способов диагностики способностей, относящихся к интеллектуальной готовности:
- логическое мышление
- память
- способность к концентрации внимания
- понимание размеров и величин предметов
- понимание количественного состава множеств
- способность рисовать простые формы по образцу
- способность узнавать и называть геометрические формы
- координация глаза и руки
- способность планировать действия и выполнять инструкции
- способность воспринимать информацию на слух и «транслировать»
- развитие фонематического слуха и звуковой стороны речи
- умение считать
Учебная деятельность школьника связана с высокой произвольностью, это обусловливает необходимость формирования элементарной волевой готовности к школе. Она выражается в способности ребенка к проявлению настойчивости в достижении цели, появлении мотивов «долженствования», в умении подчинять свои действия правилам, осуществлять самоконтроль, что в значительной мере облегчает процесс вхождения в новые условия школьного обучения.
Социальный аспект рассмотрения готовности связан с понятием социально-личностной готовности к школе. Социально-личностная готовность характеризует уровень личностного развития дошкольника с позиции его стремления к новой социальной роли ученика, социальной уверенности, способности построить свои отношения с окружающими в соответствии с культурными нормами. Социально-личностная готовность к школе предполагает также определенный уровень развития эмоциональной сферы, самосознания и самооценки ребенка.
Социально-личностная готовность свидетельствует о достижении ребенком элементарной социальной зрелости, позволяющей ему правильно ориентироваться в мире, вступать в общение и взаимодействие с людьми, осознавать важность и необходимость обучения в школе, проявлять самостоятельность и активность. Успешное обучение в школе зависит от мотивационной и коммуникативной готовности ребенка.
Мотивационная готовность к школе выражается в активном стрем-
лении ребенка к обучению в школе, к усвоению новых знаний и проявляется в отношении к учебе как общественно значимому делу. Будущий школьник испытывает потребность в новом социальном статусе, желание участвовать в серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые.
Коммуникативная готовность к школе характеризует уровень ком- муникативных умений и коммуникативной культуры ребенка на пороге школьного обучения, она проявляется в способности к содержательному общению со взрослыми и сверстниками, овладении правилами культуры общения, устойчивости привычек культурного поведения. Коммуникативная готовность предполагает наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного общения со сверстниками.
С приходом в школу у детей начинает формироваться новая форма общения. Деятельность учебная, как известно, является коллективной. Классно урочная система обучения предполагает формирование у ребенка не только правильного отношения к педагогу, но и особых отношений со своими одноклассниками. При выполнении учебных действий, малыши учатся взаимодействовать друг с другом таким образом, чтобы достичь нужного результата в своей деятельности. Для успешного обучения в школе у детей должны сложиться формы общения, строго соответствующие специфическим задачам и условиям нового вида основной деятельности - учебной.
Необходимо всемерно содействовать тому, чтобы общение ребенка со взрослыми приобретало все большую произвольность, а это предполагает достаточно сложную деятельность. Будущему школьнику необходимо понять задачу учения, войти в ситуацию, принять позицию взрослого, его намерения, цели, адекватно реагировать на его вопросы, достигнуть взаимопонимания.
Важно обратить особое внимание на такие формы общения с ребенком, как деловое, познавательное и личностное.
Деловое общение присутствует там, где ребенок стремится чему-то научиться у взрослого. Оно обеспечивает, прежде всего, такие возможности, как принятие общей цели, включение в совместное планирование, организацию взаимодействия в процессе деятельности, обсуждение полученных результатов, взаимопонимание и т.д. В целом, речь идет о сотрудничестве ребенка и взрослого.
К познавательному общению дети прибегают чаще в случае потребности обсудить со взрослыми широкий круг вопросов (о прошлом и будущем, о звездах и планетах, странах и континентах, технике, природе и
т.д.). Психологи отмечают, что в познавательном общении активно проявляется стремление ребенка добиться уважения взрослого, обратить на себя внимание.
Любознательность детей можно заглушить, пробудить гораздо сложнее. Результатами внимания родителей к этой форме общения станут познавательный интерес и познавательная активность ребенка, без которых школьное обучение не может быть успешным.
Содержание личностного общения составляет обсуждение тем, связанных с человеком, с его эмоциональным, нравственным миром. Взрослый в таком общении - носитель ценного социального опыта, дети обсуждают с ним поступки людей и правила поведения, говорят о своих чувствах, переживаниях. В процессе общения ребенок стремится достичь взаимопонимания со взрослым.
Специально подчеркнем: неготовность ребенка принять взрослого в роли учителя создает особые трудности как в адаптации к школе, так и в формировании учебной деятельности.
Однако часто ли мы, взрослые, родители, вступая в отношения сотрудничества с ребенком, проявляем доверие и уважение к нему? Не бойтесь обратиться к ребенку за помощью и советом, полезно иногда принять на себя роль недостаточно осведомленного, преднамеренно совершить ошибку, чтобы ребенок заметил и исправил ее. Поверьте, что доверие к Вам укрепится, а в самом ребенке пробудится уверенность в себе, стремление к самостоятельности.
Необходимо всемерно разнообразить практику общения ребенка с окружающими. Это касается и общения ребенка со сверстниками, а также младшими и старшими детьми, выделяя те умения общения, которые при этом формируются.
1. Что свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению?
Центральным новообразованием старшего дошкольного возраста, сви- детельствующим о становлении личностной готовности ребенка к решению задач школьного обучения, является формирующаяся субъектная позиция в деятельности, общении и познании. Она характеризуется новыми достижениями и возможностями старшего дошкольника самостоятельно решать широкий круг доступных познавательных, продуктивных, коммуникативных и творческих задач в детской деятельности, развитием познавательных мотивов и положительных личностных социальных ожиданий, связанных с новой школьной позицией.
Степень готовности к обучению в школе определяется возможностями будущего школьника решать адекватные возрасту задачи детской
деятельности, общения и познания разной сложности:
на уровне простого повторения и воспроизведения предложенного образца решения (репродуктивная самостоятельность);
на уровне самостоятельного переноса аналогичного решения в другие условия (операторная самостоятельность);
на уровне самостоятельного внесения отдельных новых элементов в решение задач (инициативная самостоятельность);
на уровне творческого подхода к решению (творческая самосто- ятельность).
Высокий уровень готовности к школьному обучению определяется умением ребенка самостоятельно действовать как в нормативно заданных, так и в свободно выбираемых условиях детской деятельности и общения, а также наличием активно выраженного стремления к познанию и будущей социально-статусной роли школьника.
Таким образом, какие изменения происходят с ребенком в процессе подготовки к школе?
В результате подготовки к школе в развитии ребенка происходят сле- дующие важные изменения.
Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, соотно- шение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Подняв правую руку вверх, через голову ребенок может кистью правой руки перекрыть левую ушную раковину (филиппинский тест). Идет смена молочных зубов на постоянные. Повышается интеллектуальная и физическая работоспособность ребенка. Эти позитивные изменения являются маркерами биологической зрелости ребенка, необходимой для начала школьного обучения.
Успехов Вам и Вашим детям в подготовке к школе!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовность ребёнка к школьному обучению.
Важные рекомендации для родителей, жду ваши отзывы!...
Готовность ребёнка к школьному обучению.
Словарный запас. Ориентировка в пространстве, на листе Основные цвета, оттенки Мыслительные операции: Психические процессы Мелкая моторика. Речевое обследование. Связная речь Грамматический с...
Готовность ребёнка к школьному обучению.
Переход ребенка из детского сада в школу, интересный и сложный период. Ребенок существенно изменяет социальную сторону своего развития, ему придется общаться не только с большим коллективо...
Готовность ребёнка к школьному обучению и адаптация в 1 классе.
Материал предназначен для родительского собрания....
Готовность ребёнка к школьному обучению.Знания и умения будущего первоклассника
Данная статья предназначена родителям будущих первоклассников....
Родительское собрание 1 класс "Готовность ребёнка к школьному обучению"
Рассказать родителям первоклассников о компонентах готовности детей к школьному обучению....
Готовность ребёнка к школьному обучению.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5807444","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 85px;"}}]]...