Памятка для родителей "Что такое дислексия. Советы родителям"
консультация

Говорина Елена Михайловна

Дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.Предлагаем вам задания, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое дислексия?

Дислексия (от греческого «дис» - затруднение, нарушение, «лексис» - слово, речь) – нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития или нарушения функций определённых зон коры головного мозга, ответственных за перевод звуков в буквы и букв в звуки.   

Как распознать дислексию?

У ребёнка есть дислексия если он:

- с трудом запоминает и путает буквы при чтении, постоянно заменяет близкие по звучанию звуки (С-З, Ш-Ж, Ш-С, Т-Д) или похожие по написанию буквы (П-Т, Б-В, Х-Ж),

- читает очень медленно, напряжённо, по слогам, часто монотонно, допускает множество ошибок,

- пропускает буквы (марка –мара, куртка - курка), слоги (молоко–мокко, дорожка-дожка), предлоги,

- заменяет слова другими, близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, поэтому - потом),

- заменяет или переставляет буквы и слоги (утка – тука, канава - кавана),

- не дочитывает правильные окончания слов или искажает его (говорится - говорил), 

- изменяет падежные окончания существительных (открыл форточка, из-под листьях),

- неправильно согласует в роде существительные и прилагательные или местоимение (весёлый девочка, моя платье),

- пытается угадать слово по нескольким первым буквам,

- плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чём он только что прочитал.

Чтение для дислексика – тяжёлый труд, он физически устаёт от этого процесса, не понимая содержания. Зато на слух ту же информацию понимает и запоминает намного легче. Им тяжело даётся чтение, пересказ, изложения и особенно диктанты. 

Советы родителям

- Помогите ребёнку разбить большое домашнее задание на несколько маленьких, чтобы он выполнял его не в один приём, а с перерывом для отдыха;

- Если ребёнок хорошо воспринимают устную речь, то существенную помощь в усвоении ребёнком нового материала по другим предметам могут оказать взрослые члены семьи, прочитывая ему заданный материал вслух;

- Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, сравнивайте его с ним самим на предыдущем этапе;

- Вашему ребёнку полезны занятия, развивающие мелкую моторику и активизирующие работу разных участков мозга: рисование, вырезание из бумаги, создание аппликаций из круп (фасоль, горох, скорлупки орехов), выкладывание узоров из мозаики, спичек, лепка,

- лучше слышать отдельные звуки вашему ребёнку помогут языковые игры (придумывание слов на одну букву, подбирание рифм к словам, чтение шёпотом и медленно чистоговорок, скороговорок, пословиц, поговорок);

- Попросите ребёнка угадывать буквы, которые вы пишите у него на спине или ладони, или когда он ощупывает пластмассовые буквы или вылепленные из пластилина, вырезанные из наждачной бумаги;

- Поиграйте в игры

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться.

МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.

ЯИДУГУЛЯТЬ. МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ. ЕЕЗОВУТНАТАША и т.д.

 «Игра в слова»

Мы все играли «в города». Принцип игры с ребенком аналогичный, только тематику определите попроще. А то и вовсе без нее. Просто придумывайте вместе цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.

 Игра «Узнай букву». Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

Эти упражнения полезно давать и на общих уроках, ведь они полезны и для хорошо читающих детей. Упражнения помогут ребятам научиться читать быстрее, правильнее, осмысленнее.

- Научите ребёнка печатать на компьютере, это поможет ему развить моторную память, а благодаря текстовой программе Word, он будет видеть, какое слово напечатал с ошибкой;

- Следите за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня, особенно важно, чтобы он в одно и то же время ложился спать и просыпался. Приучите его утром и вечером массировать шейную и затылочную зоны жёстким полотенцем, это активизирует мозговую деятельность;

- Старайтесь, чтобы интеллектуальные и речевые нагрузки у ребёнка чередовались с физическими и подвижными играми. Почаще гуляйте с ребёнком, в это время мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность.



Предварительный просмотр:

Что такое дислексия?

Дислексия (от греческого «дис» - затруднение, нарушение, «лексис» - слово, речь) – нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития или нарушения функций определённых зон коры головного мозга, ответственных за перевод звуков в буквы и букв в звуки.   

Как распознать дислексию?

У ребёнка есть дислексия если он:

- с трудом запоминает и путает буквы при чтении, постоянно заменяет близкие по звучанию звуки (С-З, Ш-Ж, Ш-С, Т-Д) или похожие по написанию буквы (П-Т, Б-В, Х-Ж),

- читает очень медленно, напряжённо, по слогам, часто монотонно, допускает множество ошибок,

- пропускает буквы (марка –мара, куртка - курка), слоги (молоко–мокко, дорожка-дожка), предлоги,

- заменяет слова другими, близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, поэтому - потом),

- заменяет или переставляет буквы и слоги (утка – тука, канава - кавана),

- не дочитывает правильные окончания слов или искажает его (говорится - говорил), 

- изменяет падежные окончания существительных (открыл форточка, из-под листьях),

- неправильно согласует в роде существительные и прилагательные или местоимение (весёлый девочка, моя платье),

- пытается угадать слово по нескольким первым буквам,

- плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чём он только что прочитал.

Чтение для дислексика – тяжёлый труд, он физически устаёт от этого процесса, не понимая содержания. Зато на слух ту же информацию понимает и запоминает намного легче. Им тяжело даётся чтение, пересказ, изложения и особенно диктанты. 

Советы родителям

- Помогите ребёнку разбить большое домашнее задание на несколько маленьких, чтобы он выполнял его не в один приём, а с перерывом для отдыха;

- Если ребёнок хорошо воспринимают устную речь, то существенную помощь в усвоении ребёнком нового материала по другим предметам могут оказать взрослые члены семьи, прочитывая ему заданный материал вслух;

- Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, сравнивайте его с ним самим на предыдущем этапе;

- Вашему ребёнку полезны занятия, развивающие мелкую моторику и активизирующие работу разных участков мозга: рисование, вырезание из бумаги, создание аппликаций из круп (фасоль, горох, скорлупки орехов), выкладывание узоров из мозаики, спичек, лепка,

- лучше слышать отдельные звуки вашему ребёнку помогут языковые игры (придумывание слов на одну букву, подбирание рифм к словам, чтение шёпотом и медленно чистоговорок, скороговорок, пословиц, поговорок);

- Попросите ребёнка угадывать буквы, которые вы пишите у него на спине или ладони, или когда он ощупывает пластмассовые буквы или вылепленные из пластилина, вырезанные из наждачной бумаги;

- Поиграйте в игры

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться.

МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.

ЯИДУГУЛЯТЬ. МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ. ЕЕЗОВУТНАТАША и т.д.

 «Игра в слова»

Мы все играли «в города». Принцип игры с ребенком аналогичный, только тематику определите попроще. А то и вовсе без нее. Просто придумывайте вместе цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.

 Игра «Узнай букву». Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

Эти упражнения полезно давать и на общих уроках, ведь они полезны и для хорошо читающих детей. Упражнения помогут ребятам научиться читать быстрее, правильнее, осмысленнее.

- Научите ребёнка печатать на компьютере, это поможет ему развить моторную память, а благодаря текстовой программе Word, он будет видеть, какое слово напечатал с ошибкой;

- Следите за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня, особенно важно, чтобы он в одно и то же время ложился спать и просыпался. Приучите его утром и вечером массировать шейную и затылочную зоны жёстким полотенцем, это активизирует мозговую деятельность;

- Старайтесь, чтобы интеллектуальные и речевые нагрузки у ребёнка чередовались с физическими и подвижными играми. Почаще гуляйте с ребёнком, в это время мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки и советы родителям

Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году жизни. Если вы его до пяти не воспитаете как нужно, потом придётся перевоспитывать ...

Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Поведение - это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!  Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...

Памятка родителю от ребёнка (советы родителям)

Родителям интересно будет прочитать, что думают дети об их отношениях....

Родительское собрание на тему: "Садимся за уроки". Памятки, советы родителям.

Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно, как организовать учебную  работу детей дома....

Консультация логопеда для родителей «Что такое дислексия и дисграфия?»

Непрекращающийся поток школьников, которые нуждаются в помощи в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку, заставляет нас обратиться к истокам проблемы, т.е. к дошкольному возрасту.Анализ исс...

«Что такое дисграфии и как с ней бороться?» (Советы родителям)

Дисграфия – это частичное нарушение письма,    проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного ...