Для Вас, родители!
статья
ЫВсеобуч для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Так ли это на самом деле? | 17.44 КБ |
Отношение родителей к школе | 19.62 КБ |
Пять причин, почему отличники и хорошисты скатываются до троек. И 8 советов, что с этим делать. | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители, мне хочется обратиться к вам из-за непрекращающегося шквала негатива по отношению к учителям. Многие из вас обвиняют педагогов в некомпетентности, равнодушии, лени, жадности и даже жестокости. Так ли это на самом деле?
Отчасти я понимаю ваше повышенное внимание к личности учителя, потому что вы доверяете ему самое дорогое, что у вас есть, - ваших детей. Отправляя ребенка в школу, вы ждете, что для него там создадут благоприятную обстановку, что ему там дадут крепкие знания. Конечно, вам не хочется, чтобы ребенок приходил домой со слезами и обидами. Конечно, вы мечтаете, что в его тетрадях и дневнике будут стоять только пятерки и четверки.
Но вы должны понимать, что школа – это не репетиция жизни, а уже и есть сама жизнь, в которой человек сталкивается не только с «пряниками», но и с поражениями, неудачами, трудностями. Поверьте, не все проблемы для ученика создает педагог.
Вы требуете от учителя, чтобы он хорошо преподавал. Но требуете ли вы от ребенка, чтобы он ответственно относился к учебе, чтобы выполнял и учил все, что задано, внимательно слушал и активно работал на уроке? Вы должны понимать, что ни один учитель не сумеет вложить знания в голову ученика насильно. Без взаимодействия результата не будет.
Требуете ли вы от себя самих ежедневного контроля за учебой вашего ребенка? Проверяете ли вы его готовность к урокам и выполнение домашних заданий? Я уверена, что многие родители это делают, когда ребенок учится в начальных классах. Но основные проблемы начинаются потом, когда папы и мамы перестают следить за процессом обучения и проверяют только оценки.
Вы безоговорочно принимаете причины, которые вам озвучивают ваши дети, объясняя свою плохую успеваемость. Какие это причины? «Училка плохо объясняет», «Я ничего не понял», «Она ко мне придирается», «Мне не хватило времени»… И вы не сомневаетесь в правдивости этих аргументов. А ведь в большинстве случаев это всего лишь оправдания. Это не Мариванна плохо объясняла, а Петенька вертелся на уроке и ничего не слушал.
Вы хотите, чтобы учитель всю свою жизнь посвящал вашим детям, был в ответе за все, что с ними происходит. Если случается что-то, вы сразу же вините учителя. Но виноват ли педагог, что ваш сын на перемене носился по лестнице и разбил себе нос? Или в том, что после уроков он подрался с неприятелем и пришел домой с синяком под глазом? А виноват ли учитель, что у вашего ребенка на уроке подскочило давление и пришлось вызывать скорую помощь? Может быть, это вы не объяснили ребенку, чем чреваты беготня по лестнице и «кулачные бои»? Или именно вы дома не обратили внимания на его жалобы на головную боль и отправили в школу?
Вы требуете, чтобы учитель был понимающим и всепрощающим по отношению к вашим детям, но при этом самому педагогу вы не даете права на ошибку. Любая, даже малейшая, оплошность с его стороны воспринимается вами как преступление. Вы готовы немедленно «закидать камнями» провинившегося учителя. Вы не хотите понять, что он живой человек, а не машина, и не может быть всегда безупречным. Вы вспоминаете былые обиды, нанесенные когда-то учителями вам или вашим знакомым, и проецируете это на всех педагогов в целом. И получается как в басне Крылова: «Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи».
Вы требуете от учителя выдержки, такта и уважения. Скажите, а сами вы всегда тактичны и выдержанны, когда говорите с педагогом или о педагоге? Всегда ли вы выбираете выражения? Всегда ли ваше мнение объективно или оно основывается только на том, что вам рассказала об учителе ваша знакомая? Требуете ли вы корректного поведения от своего ребенка? Или вы считаете, что вам позволено все, а учитель – «терпила», который обязан безропотно сносить все унижения и не имеет права на защиту собственного достоинства? Вы поощряете, что дети снимают учителей на камеры и выкладывают в интернет. А что бы сказали, если бы так поступил учитель по отношению к вашим сыну или дочери? А ведь многие ученики ведут себя куда хуже, чем педагоги.
Вас очень интересует личная жизнь педагогов. Вы заходите в их соцсети, смотрите их фотографии, читаете посты, просматриваете группы, на которые они подписаны. Объясните, зачем? Что вы там ищете? Компромат? Посмотрите на свою страницу. То, что выкладываете вы, ничем не отличается от содержания фотоальбома педагога. Но только почему-то вы для себя считаете это приемлемым, а для учителей нет. Загляните и на страницу своего ребенка. Поверьте, вы найдете там много интересного и более непристойного. Или вас больше шокирует учительница в купальнике?
Вы все время упрекаете учителей, что они ноют и требуют повышения зарплаты. Вы считаете, что учить и воспитывать – это очень легко. У вас скудное представление об учительском труде. Вы не представляете, насколько сложен этот процесс, какого количества энергии и сил он требует. От вас скрыты подводные камни работы учителя. Вы верите сказкам, которые рассказывают по телевизору о наших зарплатах.
Не расценивайте мое обращение как желание вас оскорбить или в чем-то обвинить. Неправы бывают и учителя, и родители, и дети. Я хочу сказать о том, что обучение и воспитание детей – это наше общее дело. Нам незачем сталкиваться лбами и враждовать. Наши взаимные претензии и обиды ни к чему хорошему привести не могут.
Предварительный просмотр:
Отношение родителей к школе.
Семья и школа… Не так давно эти два понятия были неразделимы. В теперешнее время они, по мнению многих, далеки друг от друга. Почему?
Для того, чтобы понять специфику отношения родителей к школе, необходимо дать небольшую характеристику нынешних родителей.
Возраст данной группы людей разнообразен, однако, большинство из них – это люди поколения 90-х годов, тяжелого времени для всех слоев населения, в том числе и для учителей. До начала 1990 года труд учителя ценился, его уважали, им восхищались, и даже самый отъявленный «шалопай» боялся сделать на уроках что – то плохое, так как дома мог «получить» за простое неуважение к учителю. В 1990 году в школах отменяют пионерские и комсомольские организации. Уже только в результате этого теряется ниточка связи между учителем и учениками.
В это неспокойное время начинаются школьные годы наших сегодняшних пап и мам. За годы своей собственной учебы они ясно уяснили, что представляет собой каждый учитель, а даже видели, как живет учитель и вне школы. Невольно собирая досье на каждого учителя, они подрастали, оканчивали школу и, в конце концов, сами становились родителями.
И вот уже их ребенок идет в детский сад. Первая встреча с педагогом – воспитателем. Познакомились и, практически, сразу забыли о воспитателе. Почему? Ответ прост: родители вечно заняты, они много работают, и хорошо еще, что раз в три месяца приходят в садик на собрание, а приводит в сад и забирает ребенка чаще всего бабушка, няня или старшие брат с сестрой. Часто родители даже имени воспитателя не знают. Они из-за вечной «нехватки» времени очень редко интересуются и жизнью ребенка в саду, поэтому в наше время нередко и дети не знают, как зовут воспитателя.
Когда ребенок впервые появляется в школе, поступив в первый класс, в его жизни происходит много чего непривычного. На смену самым близким людям вдруг приходят чужие, незнакомые, непонятные. Строгие школьные порядки, школьная форма, определенный режим и дисциплина заменяют ласку мамы и бабушки, которые чаще всего находились рядом с дошколятами, их снисхождение. Дома взрослые уделяли внимание только ему одному, а в школе таких – за 20, а то и больше.
Вот и получается, что семья и школа – не союзники, ведущие воспитательную работу в одном направлении, а две совершенно противоположные стороны. Родителям иногда приходится идти против своих традиционных семейных требований, следуя устоявшимся школьным правилам. В семье, например, они обязательно наказали бы двух подравшихся друг с другом детей. Или воспитывали бы их так, чтобы дети никогда не дрались. А случись такая драка у ребенка в школе с одноклассником, и родители, совершенно не задумываясь, советуют: «А ты не жалуйся. Не мог что ли сдачи дать? На кулак надо отвечать кулаком». И ведь именно такие родительские советы оказываются для ребенка более действенными, чем наставления учителей.
В семье каждый родитель говорит своему ребенку, чтобы тот никогда папе с мамой не лгал, говорил только правду, а вот в отношении к школе можно иногда услышать от родителей: «Следи сам за собой. Какое дело тебе до твоих одноклассников, которые плохо себя ведут. Главное, чтобы у тебя все было хорошо».
Умные родители всегда помогают учителям оказывать благородное влияние на детей. Они прекрасно понимают, что школьные порядки нельзя отменить, потому что работа здесь идет с массой, а не с отдельными детьми.
Хотя много внимания и уделяется учителями для индивидуального подхода к каждому ученику.
Таких умных родителей сразу видно на линейке 1 сентября. И что грустно их немного. Это заботливые родители. Их нелегкий путь начинается с первого класса и продолжается до тех пор, пока ребенок не отучился в школе. Они приходят на каждый школьный праздник, на каждое родительское собрание, участвуют во всех классных делах, стараются решить любые школьные проблемы ребенка. Такие родители всегда прислушиваются к советам учителей, никогда не ругаются и считают, что учитель всегда прав. Если вернутся в 90-е годы, то это отличники и хорошисты, которые с уважением относились к своим учителям. Это класс родителей – интеллигентов. Они неравнодушны к образованию и воспитанию своих детей и никогда не отказываются от своих родительских обязанностей и прав.
Как правило, у таких родителей и дети хорошо учатся или стараются делать все, чтобы не оскорбить достоинства учителей и не испортить репутации класса, школы.
Другая группа родителей – это люди, совершенно противоположные первой группе. На линейках, на собраниях их не видно никогда, сами в школе не появляются, а приходят в учебное заведение, если только их срочно вызвали. Некоторые и этого не делают, стараясь решить все проблемы по телефону.
Если же родители все-таки приходят в школу, то, выслушав все замечания со стороны педагогов по отношению к своему ребенку, тут же начинают защищать свое чадо, еще и вылив на учителя ушат грязи. А если дело в сельской местности происходит, то и все, так называемые житейские, грехи учителя вспомнят. У этих родителей будут виноваты все, кроме их ребенка. Разговора не получится, кроме оскорблений и нареканий в свой адрес учитель ничего не услышит. Все бы ничего, но ситуация усложняется тем, что дома этот поток оскорблений будет услышан самим ребенком, который сделает выводы, что вот этого учителя можно уважать, а вот этот - удостоен «чести» выносить унижения. Мало того, родители сами невольно становятся виновниками того, что их чадо продолжает вести себя в школе ужасно, но теперь еще и с родительской поддержкой: «Вы не имеете права …». Забыв об обязанностях ребенка, они говорят только об их правах. Это такой негативный пример родительской любви к своим чадам и ненависти к учителям.
Есть и другая, на мой взгляд, просто опасная группа родителей. В моей собственной практике была семья, которая занималась воспитанием ребенка в состоянии постоянного опьянения. Конечно, разговоры и работа с ней велась не только на школьном уровне. Но, представляете, к какой страшной трагедии в жизни ребенка это могло привести.
Четвертая группа — это равнодушные к другим детям и жестокие родители. «Мой ребенок всегда прав», - говорят они, даже не задумываясь о последствиях. А результат этого – в школе их ребенок постоянно избивает одноклассников. Учителя бьют тревогу, но родители остаются непреклонны. «Если бы учителя постоянно не ставили в пример классу эту Машу, которую нашли избитой во дворе одной из школ, ничего такого и не было», - услышала я однажды в разговоре двух мам в автобусе. Услышала и ужаснулась. Каким страшным будет поколение детей, которых они вырастят! И, поверьте, эти дети будут относиться к учителям еще хуже, чем их родители.
На сайте одной из школ я увидел опубликованные результаты опроса родителей «Ваше отношение к школе». В процентном содержании получилось следующее. Начальная школа: положительное отношение - 76 %, отрицательное – 12 %, равнодушное – 12 %. Среднее звено: положительное отношение - 58 %, отрицательное – 24 %, равнодушное – 18 %. Старшее звено: положительное отношение - 55%, отрицательное – 12 %, равнодушное – 23 %.
Если посмотреть на результаты, то получается, что самое большое число отрицательного отношения к школе – в среднем звене. И это не случайно, ведь в начальной школе дети еще радуют своих мам и пап хорошими оценками, примерным поведением, поэтому и отношение к школе хорошее. В старших классах дети уже сами понимают, что впереди – экзамены, и вести себя плохо, скандалить с учителями, вроде как самому себе хуже сделать. А в среднем звене и успеваемость учащихся падает, и поведение оставляет желать лучшего. Учителя жалуются родителям, а родители винят во все учителей.
В одном из классов нашей школы на родительском собрании всех присутствующих мам и пап попросили написать имена и отчества учителей, преподающих в этом классе. Из двенадцати присутствующих, только одна мама написала все верно. Вот вам и отношение к школе.
Не секрет, что именно от учителей приходится часто слышать, что родители, сдав детей в школу, считают свои родительские обязанности исчерпанными и совершенно перестают интересоваться, как учится, как ведет себя или чем занимается их сын или дочь в школе.
Предварительный просмотр:
5 причин, почему отличники и хорошисты скатываются до троек. И 8 советов, что с этим делать.
Почему у ребенка ухудшилась успеваемость
1. Просто скучно
Одна из самых частых причин неуспеваемости. Ребёнок просто не понимает, почему должен сидеть в школе, когда в мире столько других, гораздо более интересных и весёлых занятий.
Решение: постарайтесь, насколько это возможно, сделать учебный процесс захватывающим. Это потребует сил и времени, но чем раньше начать, тем лучше будет результат. С маленьким ребенком можно превратить домашку в квест, почитать рассказ в лицах, сходить в музей или посмотреть кино по теме. Здесь есть и бонус: вы показываете ребенку, что знания — это не только то, что в учебнике. Они куда шире — повсюду!
2. Высокая нагрузка
Родители сегодня хотят, чтобы дети освоили как можно больше навыков: и в спорте успехов добились, и программирование бы знали, и английский. Но и школу отменять никто не собирается — там надо получать хорошие отметки и еще готовиться к экзаменам. Каждый год нагрузка становится все выше. И проблема даже не в том, что какая-то из сфер так или иначе страдает, а в том, что школьник не успевает отдыхать.
Решение: распределяйте нагрузку. Нельзя постоянно учиться: школьникам нужно время, чтобы пообщаться с друзьями, посидеть за компьютером и просто расслабиться. Если школьник уже взрослый, вместе составьте расписание и уберите ненужное.
3. Прокрастинация
У школьной неуспеваемости могут быть психологические причины. Например, необходимость выполнить сложное задание вызывает у ребёнка тревогу, порой настолько сильную, что он начинает игнорировать домашние работы и даже прогуливать уроки.
Решение: важно понять, почему ребенок откладывает выполнение задания — ему просто сейчас не хочется его делать? Предложите сделать вместе, понаблюдайте, как он справляется, где возникают сложности, помогите. Объясните, что ошибаться — нормально.
4. Неприятности в школе
Конфликты с учителем или с одноклассниками тоже могут отразиться на учебе. Невозможно продуктивно заниматься, если мысли о школе каждый раз сопровождаются злостью, страхом и обидой.
Решение: ребенку нужна ваша помощь. Не думайте, что «он сам справится». Сходите в школу, поговорите с учителями и выясните, насколько серьёзно обстоят дела. Затем обсудите происходящее со школьником и помогите ему выбрать правильную тактику разрешения конфликта. В крайнем случае, можно сменить школу или форму обучения. Ваш ребёнок не должен подвергаться травле ни при каких обстоятельствах.
5. Не справляется с программой
Познание окружающего мира происходит посредством приобретения ребенком определенных знаний, умений, навыков и способности ими оперировать. Недостаток знаний и умений приводит к тому, что ребенок, придя в школу и обладая хорошо развитыми вниманием, памятью, работоспособностью, способностью к овладению отвлечёнными понятиями и обобщениями, все равно столкнется со сложностями.
Шести-семилетний ребенок не всегда знает, в каком городе он живет, имена и отчества родителей и кем они работают. Бывают, к сожалению, случаи, когда первоклассник не знает, как называются дни недели, месяцы, не может выделить признаки, отличающие те или иные явления природы, не знает сказок и/или стихотворений.
Решение: очевидное — своевременно обучать умениям и навыкам, соответствующим возрасту ребенка. Контролировать усвоение полученных сведений, чтобы они стали действительно знаниями, которые ребенок может использовать. Расширять кругозор ребенка не только на дидактическом материале, но и в различных жизненных ситуациях.
Что делать родителям
Понятно, что не на все аспекты учебы родители могут повлиять. Но многое — в ваших силах.
- Следите за учебой ребёнка. Особенно, пока ребенок маленький. Гиперконтроль не нужен, но быть готовым помочь и понять, если ребенок не справляется, все же стоит.
- Организуйте чёткий распорядок дня. Если время на уроки, еду, увлечения и сон будет регламентировано, ребёнок сможет лучше сосредоточиться на деле, а вам не придётся тратить нервы на споры и уговоры.
- Научите ребёнка тайм-менеджменту. Планирование задач позволит эффективнее распределять нагрузку. Например, большое задание можно выполнить небольшими порциями за несколько дней. Записывать задачи на каждый день можно на стикерах, магнитной доске или в онлайн-планировщик. Умение назначать сроки и укладываться в них будет полезно ребёнку на протяжении всей жизни.
- Обеспечьте нормальное питание и здоровый сон. Следите, чтобы ребёнок спал не менее 8 часов в сутки, обеспечьте его здоровым питанием дома и давайте на учёбу полезные перекусы — например, орехи или злаковые батончики.
- Интересуйтесь школьной жизнью. Необязательно знать все тонкости обучения, но родителям будет полезно хотя бы примерно представлять, что происходит в школе. Даже с минимумом информации проще отвечать на вопросы, обсуждать с подростком его день в школе и правильно определять причину плохих оценок.
- Не ругайте школу. Даже если вы считаете, что учитель не прав или задание в учебнике кажется вам бессмысленным, оставьте критику при себе. Если вы подорвёте авторитет школы в сознании ребёнка, то о серьёзном отношении к учёбе можно забыть. Не стоит распространяться и о своём негативном школьном опыте: тот факт, что вы всегда ненавидели химию, едва ли поможет ребёнку полюбить этот предмет.
- Подавайте личный пример. Если папа вечерами играет в «танки», а мама смотрит любимый сериал, сложно ожидать от школьника, что он полюбит читать. Понятно, что после работы родители имеют право на отдых, но дети впитывают семейные традиции, как губки. Чтобы ваш школьник полюбил читать, он должен регулярно видеть вас с книгой — бессмысленно требовать от ребёнка то, что не делаешь сам.
- Хвалите за маленькие победы. Не ожидайте полного успеха, чтобы похвалить ребенка — отмечайте любое движение вперед. Причем речь не только о маленьких детях, но и о подростках. Обычно родители первоклассников так и поступают, отмечая каждую победу и старания ребенка, а вот к повзрослевшему школьнику относятся более критично. Но дети постарше тоже нуждаются в поддержке!
Чего родителям делать точно не надо
Вспоминать «сына подруги» и сравнивать
Даже зная о том, что не стоит сравнивать своего ребенка с другими, бывает сложно удержаться. Но эти сравнения провоцируют лишь обиду и практически не влияют на мотивацию. Они, напротив, вызывают нежелание учиться по принципу «все равно у меня ничего не получится».
Объяснять неудачи отсутствием способностей
Не надо говорить «тебе просто не дано писать без ошибок, потому что у папы/мамы/дедушки тоже были такие проблемы». Даже если в этих словах есть доля истины, они сильно демотивируют.
Критиковать не поступки, а личность
Если вместо того, чтобы отметить ошибку, ребенку скажут: «Ты просто бестолочь», — это совершенно точно не будет стимулом учиться. Одна, две, три и даже 10 неудач не делают человека неудачником, у него всегда есть шанс исправиться. Критика поступка или результата работы может задеть, но все же простимулировать к борьбе, а критика личности вызывает только протест или низкую самооценку.
Обещать подарки или деньги за оценки
Платить ребенку за каждую пятерку — не очень хорошая идея. Да, первое время она может давать результаты, но готовы ли родители платить все время, до конца школы? И не станет ли сумма слишком мала для подростка? Такие награды подменяют внутреннюю мотивацию на внешнюю, и школьник учится уже не для того, чтобы достигнуть чего-то в жизни, а чтобы получить моментальное вознаграждение.
Нет универсального метода, как мотивировать ребенка учиться, но есть много возможностей показать, что учеба может быть интересной. Попробуйте каждый из них, и в какой-то момент уроки станут уже не тяжкой повинностью, а шансом узнать что-то новое и интересное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для родителей "Какие вы родители"
Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....
Компьютер: "за" и "против".Десять советов родителям.(статья для родителей).
Советы родителям о пользе и вреде компьютера....
Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"
Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...
Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"
Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....
Тест для родителей. Какие вы родители?
В данном тесте представлены вопросы для родителей...
Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"
В помощь родителям первоклассников....
Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель
В данной статье проводится анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений и учитель- родитель. Расскрыты особе...