«Безопасность детей в сети «Интернет»
материал (3 класс)

Малюгина Кристина Александровна

     Вспомните свое детство. Какие главные развлечения у вас всплывают в памяти? Какими играми Вы были увлечены? Как организовывали свободное время? Игры нашего детства были немного иными, чем игры наших детей. «Салки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Телефон» и т.д., чтение интересных книг о великих открытиях, исторических романов также позволяло с пользой провести свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internet.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Безопасность детей в сети «Интернет»

     Вспомните свое детство. Какие главные развлечения у вас всплывают в памяти? Какими играми Вы были увлечены? Как организовывали свободное время? Игры нашего детства были немного иными, чем игры наших детей. «Салки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Телефон» и т.д., чтение интересных книг о великих открытиях, исторических романов также позволяло с пользой провести свободное время.

     Современные дети совсем по-другому смотрят на организацию досуга. Сегодня главное развлечение для ребенка – компьютер. Мы с вами живем в непростой, но очень увлекательный век, век всеобщей информатизации компьютерных технологий, цифровых инноваций и господства всезнающей, все умеющей, все дозволяющей Сети. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером». С одной стороны, это хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации, не нужно идти в библиотеку, стоять перед полками в магазине, достаточно кликнуть мышкой и все чего вы желаете, как «по щучьему велению» будет доставлено в ваш дом. Кроме того, с введением новых образовательных стандартов, современная школа отходит от привычных моделей обучения, ребенок теперь сам должен научиться добывать информацию. И в данном случае Интернет становится просто незаменимым орудием для образования. Однако с другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни - компьютерной зависимости.

     Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна: в ней появилась своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания.

     Наверное, вы слышали многочисленные истории о том, как дети становились жертвами преступлений, если вступали в виртуальное общение с незнакомыми людьми, а потом соглашались на встречу с ними. К сожалению, есть случаи, когда старшеклассники оказывались на скамье подсудимых и были осуждены за то, что, уверенные в своей безнаказанности, оставляли в социальных сетях посты, которые позже судом были квалифицированы как экстремистские высказывания. Самоубийства …

     Какие же риски таит в себе интернет?

     Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:

- Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;

- Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;

- Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.

     Коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.

     Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка.  Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.

Предупреждение груминга:

- Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;

- Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;

- Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;

- Не позволяйте Вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;

- Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

     Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

Предупреждение кибербуллинга:

- Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости также неприятно, как и слышать;

- Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей;

- Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;

- Старайтесь следить за тем, что Ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.

     Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и, тем более, не всегда знают, как ее предотвратить.

     Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:

- Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.

- Неприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.

- Нервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.

     Кибермошенничество — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), с целью причинить материальный или иной ущерб

     Предупреждение кибермошенничества:

- Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;

- Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;

- Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если Ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности: ознакомьтесь с отзывами покупателей.

Социальные сети и блоги

     Сайты социальных сетей (например, Facebook, MySpace, одноклассники, Вконтакте) широко используются для распространения фотографий и видео, общения с людьми и пр., так же как и блоги. В обоих случаях необходимо создавать персональный профиль для того, чтобы получить к ним доступ. Эти профили, зачастую, содержат такую конфиденциальную информацию как имя, возраст и т.д.

Детям следует постоянно напоминать, что необязательно предоставлять эту информацию, а достаточно только указать адрес электронной почты и имя, которое может быть псевдонимом. Нельзя распространять такую информацию, как возраст, адрес проживания, а также свои фотографии и видео.

Многие подростки используют блоги в качестве своих персональных дневников. Как правило, такие онлайн-журналы содержат значительно более широкую информацию, чем следовало бы публиковать. Крайне важно предотвратить публикацию любых данных, которые могли бы идентифицировать пользователя как ребенка или подростка, а также содержать информацию о месте проживания, учебы и другую персональную конфиденциальную информацию.

     Социальные сети оказывают заметное негативное влияние на формирование речи детей. В живом диалоге человек постесняется употреблять нецензурные выражения или откровенную критику, а в сети – нет, закрывшись под картинкой он смело вступает в полемику по любым вопросам. Свободное употребление ненормативной лексики в статьях, комментариях и объявлениях может сформировать у ребенка подсознательное убеждение, что такая манера общения социально приемлема.

     Для современных детей крайне актуально уметь вести оскорбительные дискуссии с оппонентами

 по выбору. Это развлечение иногда утрачивает чувство меры и сарказм поглощает до такой степени, 

когда лица опускаются до прямых и непосредственных оскорблений. Зачастую личность  

приобщившегося к подобной форме общения начинает деградировать, и язык оскорблений становится 

привычной формой решения любого вопроса. Многие пользователи социальных сетей, отличающиеся богатым жизненным опытом, знают, что за оскорбление в интернете, либо в социальных сетях, может быть вменена уголовная ответственность.

     До достижения совершеннолетия ответственность за поступки детей возлагается на их родителей или лиц, их замещающих.

      Родители также должны быть способны проинструктировать своих детей о том, как использовать эти сервисы правильно и безопасно. Как в реальной жизни, так и в Интернете надо вести себя вежливо и дружелюбно. Ребенок должен понять, что анонимность в Сети – иллюзия, и любое действие навсегда оставляет свой след.

Мобильные телефоны с выходом в Интернет

     Стремительное распространение сотовых телефонов во всем мире сделало их одним из основных направлений для проведения кибер-атак за последние несколько лет. Исследование показало, что такие технологии как Bluetooth (позволяет обмениваться файлами между устройствами по беспроводному каналу) и высокоскоростной доступ в Интернет сделали сотовые телефоны очень уязвимыми для атак.

В настоящее время сотовые телефоны широко используются детьми и подростками. Соответственно, они сталкиваются с точно такими же рисками, как и при использовании ПК, подключенного к Интернету.

     Во-первых, сейчас широко распространены системы обмена мгновенными сообщениями для сотовых телефонов. Дети могут войти в чаты в любой момент, при этом не важно, где они находятся физически, и столкнуться с теми рисками, о которых мы подробно говорили выше: кража персональных данных, педофилы, распространение вирусов и вредоносных программ и т.д.

     Спам также начинает одолевать сотовые телефоны. За последние несколько лет SMS-сообщения с рекламой всех типов продуктов и сервисов наводнили сотовые телефоны во всем мире. Это означает, что дети могут столкнуться с «вредной» информацией не только при выходе в Интернет со своего компьютера, но и при использовании собственного мобильного телефона.

     В результате, родители также должны контролировать то, как дети пользуются своими сотовыми телефонами. Поэтому мы рекомендуем родителям покупать своим детям сотовые телефоны без встроенных функций, которые могли бы подвергать их такому риску (подключение к Интернету, SMS, наличие Bluetooth и т.д.), а детям необходимо объяснять, как следует безопасно использовать свой сотовый телефон. Постоянно напоминайте им, чтобы они не отвечали на сообщения из подозрительных и неизвестных источников и не соглашались на встречу с незнакомцами.

Примерная памятка родителям для безопасного интернета.

1. Установите компьютер в общей для всей семьи комнате.

В этом случае разговор об Интернете и наблюдение за его использованием станет естественным в повседневной жизни. Обсуждение проблем может стать проще, если компьютер находится в общей комнате.

2. Посещайте Интернет вместе с детьми, наблюдайте, какие сайты он открывает, что смотрит или во что играет. Необходимо понять интересы своего ребенка. Можете настроить определенные фильтры в программах или браузерах, основываясь на его интересах. Поощряйте ваших детей делиться с вами своими успехами и неудачами в освоении Интернета;

3. Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством;

4. Обсуждайте Интернет. Проявляйте интерес к действиям ребенка и его/ее друзей как в Интернете, так и в реальной жизни. Расскажите ребенку о прекрасных и увлекательных вещах, которые возможны в Интернете, а также о трудностях, с которыми можно столкнуться. Обсудите с ребенком действия, которые необходимо предпринять, если чувствуется неловкость в какой-либо ситуации в Интернете.

5. Узнайте больше об использовании компьютера. Если вы сами являетесь пользователем Интернета, вам будет проще определить правильную тактику для детей и помочь им найти в Интернете полезный материал.

6. Запрещайте ребенку открывать подозрительные письма или спам, а тем более проходить по ссылкам в таких письмах. Запрещайте загружать или запускать подозрительные видео-файлы, ссылки, сайты, программы и так далее. И объясните, почему вы это делаете.

7. Ребенок, регистрируясь на каких-либо сайтах, должен осознавать, что нельзя вводить свои личные данные. Например, адрес, телефон, номера карт и так далее. Нужно понимать, что вся информация в сети интернет доступна любому человеку, и мошенники часто этим пользуются.

8. Объясните ребенку, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками;

9. Научите детей уважать собеседников в Интернет. Объясните детям, что на Интернет распространяются те же нормативы и законы, что и в реальной жизни. В Интернете запрещается клеветать или оскорблять других пользователей. Это может рассматриваться как пасквиль, за который пользователь может подвергнуться наказанию и ответственности за ущерб. Некоторые действия, для которых потребовалось несколько щелчков мыши, очень сложно отменить, и дети могут не понять, насколько серьезной может стать ситуация.

10. Договаривайтесь с ребенком о способе и времени использования Интернета. Может оказаться полезным согласовать с ребенком время, которое он проводит за компьютером, а также список веб-сайтов, которые он может посещать. Это необходимо обсудить с детьми и прийти к определенному решению, которое всех устраивает.

11. Нельзя разрешать детям встречаться с друзьями из интернета. Это опасно. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. Нельзя их приглашать к себе домой или идти к ним в гости. Для лучшего понимания нужно рассказать ребенку истории о том, как при таких встречах похищают детей или обкрадывают квартиры. Можно найти реальные примеры.

12. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;

13. Дети еще не умеют реагировать на агрессию, поэтому необходимо объяснить ребенку, что не нужно отвечать на оскорбления в сети. Те сайты, на которых ребенку не комфортно, лучше вообще запретить.

     Все, что ребенок может прочитать, посмотреть или послушать в сети Интернет, несет определенную информацию, и только от Вашего контроля зависит, будет ли она развивать его творческое мышление, помогать ребенку в процессе обучения, или напротив, повлияет отрицательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

безопасность детей в сети Интернет.

Безопасность детей в сети ИнтернетДаже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и, тем более, не всегда знают, как ее предотврати...

Безопасность детей в сети Интернет (методические рекомендации).

Данный материал содержит методические рекомендации по безопасному использованию детьми Интернета. Материал предназначен для родителей, но может быть использован учителями и  классными руководител...

Родительское собрание "Информационная безопасность детей в сети Интернет"

Родительское собрание "Информационная безопасность детей в сети Интернет"...

Презентация для родительского собрания по теме "Безопасность детей в сети Интернет"

Презентация для родительского собрания по теме "Безопасность детей в сети Интернет"предназначена для родителей учащихся любого возраста....

Родительское собрание " Безопасность детей в сети интернет"

Сегодня все больше и больше компьютеров подключается к работе  в сети Интернет. Все большее количество детей получает возможность работать в Интернете...

Родительское собрание: «Безопасность детей в сети Интернет. Родители и дети – вместе в Интернете»

Цель:  Психолого- педагогическое просвещение родителей учащихся по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет. Задачи: Показать родителям важность и значимость проблемы формир...

Родительское собрание «Безопасность детей в сети Интернет и интернет – угрозы для ребенка»

laquo;Безопасность детей в сети Интернет и интернет – угрозы для ребенка»...