" Как привить ребёнку любовь к чтению"
статья (1 класс)
Статья " Как привить ребёнку любовь к чтению" адресована родителям учащихся начальной школы. Ознакомить с ней родителей можно на родительском сораниии, консультации, индивидуальной беседе. В статье описаны этапы и методы чтения, а также даны некоторые рекомендации и советы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как привить ребёнку любовь к чтению»
(статья к родительскому собранию)
Готовых рецептов научить ребенка любить чтение нет.
По мнению психологов привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей. Ведь все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, счастливыми. И все они, без исключения, хотят научить своего ребенка тому, как добиться успеха. А для этого, прежде всего, он должен научиться писать и читать.
И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия в школе — лишь обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это — не прерогатива школы, а абсолютно “семейное” дело. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные “почему?”. Только родители проводят со своим ребенком дождливое утро в библиотеке, вместе с ним рассматривая и выбирая книги.
“Я хочу мороженое (шоколадку, игрушку т.д.)”, — говорит ваш ребенок именно ВАМ, когда вы идете с ним за покупками. То есть именно к родителям, как самым близким и авторитетным (пока еще) для них людям, обращаются малыши за советом, помощью, с просьбой. Поэтому именно Вы должны постараться сделать всё для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.
В чтении существует два этапа:
1) этап технического чтения, так называемый “голый” навык,
2) этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста.
Когда ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только техническое — то есть сам еще читать не хочет и по-настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может чего ни в коем случае нельзя делать:
1. Никаких даже мыслей о репрессиях. Не заставляйте и не уговаривайте — «прочитай еще хоть одну строчку».
Придумывайте любые ситуации, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.
2. Радуйтесь каждому прочитанному слову, предложению, тексту ребенка.
Понимайте, что это действительно его маленькие победы.
3. Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении.
Постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.
4. Берите для первого чтения только подходящие книжки.
Выбирайте яркие книги, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.
А теперь о методах — их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свои.
Метод Кассиля
Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения.
Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-таки с ним вместе — строчку ты, две строчки я. И так далее.
Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.
Метод Искры Даунис (детского психолога)
Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном месте находится.
Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется.
На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются.
С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.
Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.
Вот ещё несколько полезных советов:
- Выделяйте время для чтения каждый день.
- Выбирайте книги вместе с ребенком.
- Окружите ребенка материалами для чтения.
Не только книги из библиотеки должны быть у ребенка. Обязательно должны быть и свои собственные. Какие? Прежде всего, те, в которых он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много, и они для сугубо индивидуального пользования.
Можно мастерить и самодельные книги. Помогите ребёнку склеить, подписать или сшить свою собственную книжку с рисунками, фотографиями и другими интересными вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке.
Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу, равно как и чтение его “собственных” книг всем членам семьи.
- Читайте сами медленно и с удовольствием, показывая пример
Не так важно, Что вы читаете, но Как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, получая удовольствие от чтения сами. Будьте актерами (вспомните о нереализованных мечтах стать “Звездой экрана”!). Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у ребёнка, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного.
- Читайте везде и всегда.
Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке с детскими обязательно лежит книга.
- Не заставляйте ребенка читать.
Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если ребёнок этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет — оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки — путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания — воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут учителя, библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.
- Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении.
Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.
Просите ребёнка почитать Вам. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста, не исправляйте его.
Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как привить ребёнку любовь к чтению? Советы родителям.
Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. В данном материале даны некоторые рекомендации п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/15/picture-229189-1513368569.jpg)
Как привить ребёнку любовь к чтению
Родители могут увидеть , сколько должны дети читать во 2 классе и как читают их дети....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/26/picture-460538-1403759377.jpg)
Лекция для родителей "Как привить ребёнку любовь к чтению"
В лекции даны практические советы родителям по привитию детям любви к чтению...