Родительское собрание "Повышенная тревожность-что это такое?"
консультация
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из детского сада в школу, получение отметок - это сложный и ответственный период. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie._povyshennaya_trevozhnost-_chto_eto_takoe.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Походяева С.Б.,
учитель начальных классов,
МБОУ ШР «СОШ № 4»
Родительское собрание
Повышенная тревожность – что это такое?
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из детского сада в школу, получение отметок - это сложный и ответственный период. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Сегодня наше собрание посвящено проблеме, наличие которой, может быть родители не подозревают у своего ребёнка, либо не подозреваю даже и я. Это повышенная тревожность. Тревожность – это понятие несколько иного рода, чем знакомое слово «тревога». Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, то тревожность заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях. Состояние это устойчивое и проявляется в разные моменты. Печально то, что тревожность проявляется в самые ответственные периоды школьной жизни: контрольная, экзамен. Ребёнок не может показать истинных своих знаний.
Экспресс – анкета
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность - 15-20 баллов.
Средняя (адекватная) - 7-14 баллов.
Низкая - 1-6 баллов.
На протяжении всего обучения в начальной школе психологи отслеживают уровень тревожности у детей. В 1 классе высокого уровня тревожности были одни дети, сейчас другие. Тревожность может, как исчезать, так и появляться. Но появляется она быстрее, чем исчезает.
А теперь сравните с результатом психолога.
Причины тревожности
Большинство учёных считают, что в младшем школьном возрасте одна из причин кроется в нарушении детско – родительских отношениях. Чаще всего это:
- Противоречивые требования, предъявляемые родителями, либо родителями и школой.
- Неадекватные требования, чаще всего завышенные. Например, когда родители хотят видеть ребёнка неприметно отличником, и никак не могут смириться, что ребёнок получает не только «пятёрки».
- Негативные требования, ставящими его в зависимое положение.
Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Его родители не удовлетворены своей работой, материальным положением, жилищными условиями, отношениями в семье – тревожность детей во всех этих случаях возрастает.
Как помочь тревожному ребенку
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Повышение самооценки.
Оценка психолога. Самооценка адекватная (средняя), завышенная (высокая), заниженная.
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
В идеале – адекватная самооценка (средняя). При такой самооценке ребёнок может адекватно оценить себя и других. Завышенная (высокая) – чаще не замечает недостатков.
Обучение детей умению управлять своим поведением.
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек - это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.
Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа по теме:"Взаимосвязь стиля родительского воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста"
В работе показано, как различные стили родительского воспитания оказывают влияние на тревожность младшего школьника. Работа будет интересна как родителям, так и учителям начальных классов, школьным пс...
Родительское собрание по теме "Застенчивый и тревожный ребёнок"
Родительское собрание по теме: "Застенчивый и тревожный ребёнок"...
Родительский лекторий«Школьная тревожность: виды, причины, приемы снижения» по теме
Родительский лекторий по теме " Школьная тревожность : виды, причины,приёмы снижения"...
«Влияние родительских отношений на проявление тревожности и страхов у детей дошкольного возраста»
Родительское собрание в подготовительной группе предшколы....
Родительский лекторий по теме "Причины школьной тревожности младших школьников".
Тревожность может быть связана с глубинными внутренними проблемами, которые ребенок каким-то образом осознает,но решить их сам не в состоянии. Как ни странно, но в этом возрасте перед детьми встают пр...
Родительское собрание в 4 классе по теме "Повышенная тревожность - что это такое?"
В данном материале представлен конспект родительского собрания по теме "Повышенная тревожность - что это такое?", презентация к нему и экспресс анкета для родителей для определения уровня тревожности ...
Выступление на родительском собрании в 1-ых классах "Школьная тревожность первоклашек"
1. Познакомить родителей с понятием "школьная тревожность", признаками и причинами школьной тревожности.2.Дать советы и рекомендации родителям, как помочь тревожному ребенку - первокласснику....