Как правильно сформировать навык письма у младшего школьника
материал (1 класс)

Филиппова Марина Анатольевна

Как  правильно  сформировать  навык  письма  у  младшего  школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как  правильно  сформировать  навык  письма  у  младшего  школьника?

   Письмо – это  способ  передавать  мысли, а  красивое  письмо – это  ещё  и  искусство, графика. Внушите  ребёнку, что  всё, что  будет  выходить из  его  рук, должно  быть  красивым.  Красивый  почерк – это  в  какой-то  мере  выражение  внимательного  отношения  к  другим  людям;  неряшливый  почерк  в  такой  же  мере  свидетельствует  об  обратном. Хотя  и  говорят, что  почерк  зависит  от  характера  человека, его  темперамента, наследственности, все – таки добивайтесь от ребёнка во время  письма  аккуратности, внимательности.

   В.А.Сухомлинский  писал, что  истоки  способностей  и  дарования  детей – на  кончиках  их  пальцев. Чем  больше  мастерства  в  детской  руке,  тем  ребёнок  умнее. Очень  важно  поставить  руку,  подготовить  её  к  письму. Тут  эффективна  штриховка  предметов,  развивающая  мелкие  мышцы  пальцев  и  кисти  ребёнка. Правила штриховки  нетрудно  запомнить: штриховать  только  в  заданном  направлении,  не  заходить  за  контуры  рисунков, соблюдать  одинаковые  расстояния  между  линиями (штрихами). Сначала  для  штриховки  можно  использовать  трафареты  с  геометрическими  фигурами, потом с изображением  предметов  и  животных,  причём  ребёнку  особенно  интересно  составлять  композиции из  различных  фигур. Штриховать  можно  не  только  параллельными  линиями  в  различных  направлениях, но  и  волнистыми  и  круговыми  линиями, полуовалами  и  петлями.

       Следующий этап  формирования  навыка  письма – умение  писать  элементы  письменных  букв.

    Ребёнок  должен  усвоить, что  элементы  букв  должны  быть  одинаковой  высоты  и  ширины; если  в  буквах  есть  элементы,  выходящие  за  верхнюю  и  нижнюю  строки,  они  должны  заканчиваться  на  одном  расстоянии  от  строки  сверху  или  снизу; расстояния между  элементами  букв  и  расстояния  между  буквами  в  слове  должны  быть  одинаковыми, а  все  линии  при  письме - параллельными  и  ровными.

     Далее  из  выученных  элементов  ребёнок  составляет  буквы  и  учится  их  писать. На этом  этапе  очень  важно,  чтобы  у  него  сформировался  зрительный  образ  буквы. Для  этого  предложите ему  смоделировать  букву  из  проволоки,  пластилина,  «написать»  её  пальчиком  на  столе, на  руке  взрослого, в  воздухе. Научите  ребёнка  игре  «Угадай – ка!»:  вы  пишете  любую  букву  на  спине  или  ладошке  ребёнка, а  он  угадывает,  или  наоборот -  он  пишет, а  вы  угадываете.  Не  ленитесь  постоянно  просить  ребёнка  проговаривать  алгоритм  написания  буквы (« ставлю  ручку  на  верхнюю  линию  рабочей  строки,  веду  короткую  прямую  наклонную  до  нижней  линии  рабочей строки,  делаю  закругление  и  довожу  до  середины  рабочей  строки»)

       Ни  в  коем  случае  на  этом  этапе  не  требуйте  от  ребёнка  писать  быстрее,  чем  он  может! Чрезмерное  увеличение  скорости  письма  приводит  к  тому, что  ребёнок  не  успевает  закрепить  правильный  способ  написания  буквы, и   в  результате  закрепляются  каракули.

     Оптимальная  скорость  письма  в  этот  период  для  6 – летнего ребёнка  4-6 знаков в  минуту  в  начале  года  и  10 – 12 знаков  в  минуту в  конце  года,  для  7  - летнего ребёнка – на 3 – 4 знака  в  минуту  больше.