«Рекомендации для родителей по работе с детьми с заиканием»
методическая разработка

Памятка родителям заикающихся детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_roditelyam_zaikayushchihsya_detey.docx983.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Рекомендации

для родителей по работе с детьми с заиканием»D:\Эколог\Оформление\детские презентации\0_3a857_bd2eda1d_L.jpg

Памятка родителям заикающихся детей

Правильная организация общего и речевого режима ребёнка дома

- важнейшее условие преодоления

заикания.D:\Эколог\Оформление\детские презентации\0_938a0_3001e62b_XL.png

Рекомендации:

  1. Необходимо нормализовать взаимоотношения семьи и заикающегося               ребѐнка, это достигается:

  • общей спокойной, доброжелательной обстановкой;
  • отсутствием выяснений отношений между взрослыми, «взрослых» разговоров; ссор при ребѐнке;
  • последовательностью требований взрослых к ребѐнку;
  • учѐтом страхов ребѐнка, его тревог.

Заикающийся ребѐнок не должен чувствовать себя ни ущербным, ни привилегированным. Родителям, в свою очередь, не нужно показывать своего волнения ребѐнку, если он говорит с запинками, и стараться не произносить при ребѐнке слово заикание Необходимо правильно организовать домашний режим, для этого нужно:

  • выделить специальное время на выполнение заданий логопеда;
  • строго придерживаться рекомендаций детского врача, касающихся правильного питания и его регулярности, организации дневного и ночного сна;
  • ежедневно гулять с ребѐнком;
  • ежедневно делать физическую зарядку;
  • избегать        перегрузки        ребѐнка        впечатлениями        от        зрелищных мероприятий

(избегать положительных и отрицательных эмоций);

  • ограничить занятия такими видами спорта, которые связаны с большим физическим напряжением и носят соревновательный характер.
  1. Необходимо организовать специальный речевой режим, соблюдая следующие условия:

  • спокойная, неторопливая, выразительная речь родителей;
  • обязательно дослушивайте речь ребѐнка до конца (при возникновении запинок);
  • совместное произношение слов и фраз, отражѐнное произношение;
  • выполнение движений с проговариванием слов, фраз (с мячом, прыжки и т.п.), оречевление движений в процессе выполнения какой-либо

деятельности (например, при изодеятелъности);

  • как можно чаще заниматься пением;
  • читать любой ритмизированный текст (стихотворения, считалки);
  • выполнять дыхательные упражнения, которые ребѐнок отрабатывает с логопедом (надувать шарики, дуть на воду, движущиеся предметы и т.п.);
  • создание щадящего речевого режима в течение недели (особенно в период обострения);

-усвоение детьми речевых правил, которые также должны выполнять и

взрослые.

Пятнадцать основных правил красивой речи

D:\Эколог\Оформление\детские презентации\965a98f539a0.png

Правило 1. При разговоре придай телу удобную и свободную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).

Правило 2. Во время речи держись естественно, смотри в лицо собеседника.

Правило 3. Прежде чем начать говорить, подумай о том, что хочешь сказать.

Правило 4. Перед началом речи сделай вдох (при вдохе не поднимай

плечи) и сразу начинай говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно. Правило 5. Произноси гласные протяжно, чѐтко артикулируй их, делай на них голосовую опору.

Правило 6. Согласные произноси легко, свободно, не напрягаясь.

Правило 7. В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук, произноси его громче и протяжнее остальных гласных.

Правило 8. Первое слово во фразе говори тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.

Правило 9. Длинные предложения дели на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произноси слитно, как одно длинное слово.

Правило 10. Чѐтко выдерживай паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.

Правило 11. Говори громко, чѐтко, выразительно. Избегай монотонности. Правило 12. Выдерживай ровный, умеренный темп и ритм речи. Говори Суверенно и спокойно.

Правило 13. При неудачах остановись, успокойся и продолжай говорить медленно, пока не почувствуешь уверенность в речи.

Правило 14. Постоянно контролируй себя: не делай лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

Правило 15. Не преодолевай напряжение дополнительным напряжением. При возникновении запинки не нужно ещѐ больше напрягать мускулатуру, так как это ведѐт к увеличению длительности запинки и затрудняет процесс дальнейшего произношения.

Некоторые нюансы воспитания заикающегося ребёнка        домаD:\Эколог\Оформление\Картинки детские\1\1.jpg

  • Неправильная организация отдыха детей может повлечь за собой усиление заикания. Смена климатической зоны, отдых с эмоциональным перенапряжением, долгая разлука с родителями (особенно с матерью) нежелательны.
  • С началом логопедических занятий (в подготовительный период) основную роль играет режим ограничения речи. В это время нужно ограничить не только собственную речь

ребѐнка, но и обращѐнную к нему речь. Но ребенок, ни в коем случае не должен почувствовать себя в изоляции.

  • Велико коррекционное воздействие музыки. Организуйте совместное с ребѐнком прослушивание дома записи музыкальных произведений,

спокойной, мелодичной, приятной музыки. Совместно с ребѐнком пойте знакомые песни с плавной мелодией и доступным текстом. Сделайте свою речь более напевной, некоторые обращения к ребѐнку пропевайте, побуждая его делать то же самое и превращая это в игру.

  • При речевом общении с ребѐнком стройте диалог с ним так, чтобы он мог ограничиваться односложными ответами, используя при необходимости

сопряжено-отражѐнные формы речи.

  • Организовывать прогулки с ребѐнком лучше в спокойном месте (например, в лесопарковой зоне).
  • Для развития мелкой моторики рук родителям рекомендуется овладеть массажем предплечий и кистей рук у детей, комплексом пассивной и

активной гимнастики, завершающейся упражнениями на синхронизацию движений пальцев и речи.

  • Заикание не может быть устранено сразу. Продолжительность лечения бывает разная и зависит от формы заикания, запущенности и сопутствующих невротических симптомов. Часто заикание протекает волнообразно, то

усиливаясь, то уменьшаясь. Обычно в начале логопедических занятий речь быстро улучшается, но достаточно небольшого травмирующего фактора и заикание может усилиться. Эти колебания в речи проявляются всѐ меньше и реже при выполнении всех указаний логопеда и врача. Поэтому родителям не следует приходить в отчаяние при возможном временном ухудшении. Но не следует также успокаиваться и бросать речевые занятия, если у ребѐнка

наблюдаются значительное улучшение речи.

  • Регулярный сон, еда, отдых должны проводиться в определѐнные часы.
  • Шумные и подвижные игры нужно свести к минимуму. Не следует

перегружать детей обилием зрелищ (кино, театр, телевизор и пр.). Просмотр телепередач и мультфильмов (особенно страшных или с наличием агрессии) нужно ограничить или вовсе исключить.

  • Дети очень чувствительны к различным огорчениям, обидам, что часто и служит причиной ухудшения состояния заикающихся детей. Дети чутко реагируют на неполадки в семье, которые связаны с плохими

взаимоотношениями родных. Всѐ это мешает улучшению речи, а подчас и значительно ухудшает еѐ. К заикающимся детям нужно относиться очень внимательно.

  • При любых возникающих трудностях, вопросах, сомнениях родителям следует обращаться к логопеду, который занимается с их ребѐнком.

Только активное участие родителей в коррекционном процессе, соблюдение норм и правил поведения с заикающимся ребѐнком в домашних условиях позволят достичь большей

положительной динамики в нормализации его речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи

Консультация - Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи...

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими речевую патологию

Представлены рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи...

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи.

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи....

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи.

Нарушения письменной речи, наряду с нарушениями устной речи, требуют большого внимания, как в школе, так и дома. Как же оптимизировать процесс работы дома, сделать его менее обременительным и более ре...

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи

Нарушения письменной речи, наряду с нарушениями устной речи, требуют большого внимания, как в школе, так и дома. Разумеется, полноценное обучение и коррекция невозможны, без закрепления изученного мат...

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Известно, что ребёнку, имеющему нарушение речи, труднее осваивать программу русского языка, чем его сверстникам. Нарушения речи, как устной, так и письменной, требуют, прежде всего, своевременной корр...

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письма и чтения по методу Дейвиса

Суть методики: помочь ребенку освоить механизм "выключения" дезориентации с помощью установления так называемой "точки ориентации", из которой с помощью богатого воображения можно ...