Консультация для родителей «Совместный труд дома»
консультация (1 класс)

Филимонова Елена Васильевна

Роль семьи в трудовом воспитании особенная. В семье дети воспринимают первые примеры отношения к труду. Здесь начинают складываться первые трудовые привычки. Огромное значение в начале трудовой деятельности ребенка имеет личный пример родителей, ибо дети с ранних лет начинают подражать трудовой деятельности матери и отца.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Труд развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память.

По дому всегда судят о людях, которые в нем живут, порядок в доме свидетельствует об аккуратности, чистоплотности, добросовестности его хозяев, об их бережливости, старательности, умении каждой вещи найти свое место. Обстановка в доме рассказывает о культуре живущих там людей, об их вкусах и привычках.

     Домашний труд  - самостоятельный вид трудовой деятельности, направленный  на удовлетворение потребностей семьи.

Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд дома, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше. Объясняется это тем, что на них сильно воздействует пример окружающих, в котором по-настоящему раскрываются трудовые взаимоотношения.

 Вот почему важно учитывать этот фактор, использовать его для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений в процессе труда.

Включение детей в труд взрослых на практике реализуется двумя путямиво время наблюдений и экскурсий, когда даются сведения о работе тружеников ближайшего окружения, и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми. Наслаждением для ребенка является возможность самому взять инструмент взрослого, и, приведя его в действие, попробовать свои силы. В большинстве случаев мы любуемся этим. Но заметив, что у наших юных помощников не получается полноценного результата, мы, взрослые, нередко не только отбираем инструмент у ребенка, но и запрещаем им работать, не позволяем пользоваться вещами взрослых, даже касаться их.

Следует ли противодействовать детскому стремлению к труду?

Нет. Надо видеть в нем рост молодых сил и первые попытки участия в созидательной деятельности родителей. Отнимая у детей инструменты взрослого, и не давая ничего взамен, мы тем самым тормозим развитие ребенка, содействуем возникновению противоречия между тем, что должно быть при разумном руководстве ребенком и практикой семейного воспитания.

Как же быть? Желательно ввести в жизнь семьи общее правило сотрудничества детей и взрослых. Совместная работа родителей и детей — главная форма руководства детским трудом в семье. Целесообразно показать самым младшим детям на личном примере, как подойти к делу, как лучше выполнить его, как преодолевать неизбежные препятствия. Самое важное — показать, как вложить свои силы в общий труд, как помогать друг другу в работе.

Дети внесут в выполнение своих обязанностей свое, детское отношение к труду. Выполняя какое-нибудь поручение, они будут спрашивать, почему его нужно сделать так. Они будут интересоваться и материалом, и инструментом, и результатами труда, будут задавать кажущиеся неожиданными вопросы. Желательно поощрять детские интересы, отвечая на вопросы, рассказывая детям, как что делается. Тогда участие детей в труде приобретает более глубокий смысл, ибо его образовательное значение увеличивается, так как в трудовых процессах развивается кругозор детей.

Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать«Ах, как я устала»«Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.

Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, ребенок может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.

Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребенку необходимо знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной.

Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями.

Надо поддерживать порядок и чистоту в тех местах, которыми пользуются все живущие совместно, - в кухне, на лестнице, на крыльце, на дворе.  

Уход за одеждой.

Очень полезно и просто начать приучение детей к домашнему труду с ухода за одеждой. Каждый из нас обязан научиться бережно обращаться со своей одеждой, почистить и починить ее во-время, не затрудняя других, не перекладывая тяжести работы на плечи матери. Перед сном ребенок, должен убирать свою одежду по местам. Конечно, мама при этом покажет, как лучше сложить рубашечку, как развесить платье и похвалит ребенка за готовность следовать указаниям и за быстроту, с какой они выполнены.

На следующий день, если что-нибудь из одежды будет брошено кое-как, следует потребовать, чтобы все части одежды были расположены в полном порядке.

Естественным продолжением этого требования является утренняя уборка постели. 

Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.

Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.

Как было сказано выше, родители должны прививать ребёнку уважение к труду. Необходимо помнить родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том,что они делают и какую пользу приносят людям: например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей. Не ходя далеко за примерами, хочется сообщить вам, уважаемые родители, что очень часто мы, работая с детьми интересуемся подобной информацией, но далеко не каждый ребёнок может рассказать о работе своих родителей.

Как же ребёнку рассказать о профессии (родители вместе с учителем составляют план- схему рассказа) .

План схема:

• Кто это (название профессии)

• Где работает

• Что делает

• Инструмент (как или чем делает, что использует)

• Чем нравиться (отношение к делу)

• Зачем (какое значение имеет результат труда).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon konsultatsiya-dlya-roditeley-trudovoe-vospitanie.pdf527.87 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Совместный труд ребенка и взрослого"

Упражнения в ползании развивают ловкость, укрепляют крупные и мелкие мышцы, благотворно влияют на позвоночник ребенка....

Консультация для родителей. Исследовательская деятельность дома

расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности...

Консультация для родителей «Безопасность ребёнка дома»

Без сомнения, тема детской безопасности настолько обширна, что её сложно даже вкратце раскрыть в рамках одного обзора. Этим вопросам посвящены целые книги, методические рекомендации и научные исследов...

Консультация для родителей «Подвижные игры дома»

Игра занимает важное место в жизни детей. Детям разного возраставыполнение игровых заданий доставляет огромное удовольствие. Играя,ребенок упражняется в различных движениях с помощью взрослыховладевае...

Консультация для родителей "Ребенок один дома"

КОНСУЛЬТАЦИЯ  «РЕБЕНОК ОДИН ДОМА»       ВНИМАНИЕ: РЕБЕНОК ОДИН ДОМА!     Особенности современной жизни таковы, что многим детям доста...

Консультация для родителей "Совместные занятия спортом детей и родителей"

Консультация для родителей "Совместные занятия спортом детей и родителей"...

Консультация для родителей «Совместные игры с детьми в семье»

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней...