Консультация для родителей "Речевая готовность к школьному обучению"
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. Родителям важно знать самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и пытаться устранить их до поступления ребёнка в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Речевая готовность к школе
Слайд 2.
Уважаемые родители!
Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. Родителям важно знать самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и пытаться устранить их до поступления ребёнка в школу.
Слайд 3.
В первую очередь следует обратить внимание на:
-Состояние звукопроизношения.
Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки.
-Состояние фонематических процессов.
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др. -Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге). -Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
-Состояние словарного запаса
Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. ------ Состояние связной речи.
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок. Слайд 4.
А также:
-Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).
-Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных
положениях.
-Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
-Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
-Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
-Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).
-Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
-Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
-Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).
Слайд 5.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
К 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи в школе, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Трудности при чтении и письме, ведут к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Слайд 6.
Профилактика и коррекция речевых нарушений включает в себя: -выполнение артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Гимнастику можно выполнять и в начале, и в конце занятия. Она позволяет активизировать внимание детей, воспитывает усидчивость и терпеливость.
Слайд 7 (стихи руками)
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Слайд 8.
Упражнения на развитие мелкой моторики очень разнообразны:
-конструирование из палочек.
Слайд 9.
-Конструирование из ниток.
Слайд 10.
-Шнуровки.
-Лепка из глины и пластилина. -Рисование или раскрашивание картинок. - Изготовление поделок из бумаги.
-Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
-Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
-Застегивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. -Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
-Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
-Нанизывание бус и пуговиц.
-Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
-Все виды ручного творчества: для девочек - вязание, вышивание и т. д., для мальчиков - чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!
-Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
-Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Слайд 11. Развитие фонематического слуха:
«Что звучало?», «Громко -тихо», «Продолжи предложение», «Подскажи словечко», «Воспроизведение ритмов», «Поймай звук».
Слайд 12.
«Составь слово», (улитка, мост, ноги, игрушки, цыпленок, ананас)
Слайд 13. «Умница».
Слайд 14. (Душ, молоток, окно, стол, книга).
Слайд 15. «Школа».
Слайд 16. Игры со словами- паронимами. «Заменяй-ка», «Покажи картинку» (бочка-почка, тлчка-дочка, крыша-крыса, коса-коза, ит.д.).
Слайд 17. Варианты покупных игр и пособий для развития фонематического слуха.
Слайд 18. Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления.
Недостаточная сформированность пространственных, пространственно-временных и зрительных представлений напрямую влияют на уровень интеллектуального развития ребенка. Данная несформированность проявляется у ребенка в нарушениях графической деятельности, чтения, письма, владении математическими операциями, различными видами мышления (особенно абстрактрно-логического), которые являются составляющими всех мыслительных операций.
-Упражнения: «Мысленное перемещение фигур»
Слайд 19. «Складывание картинок из частей», «Запомни сочетание фигур», «Угадай, что задумано», «Графические диктанты».
Слайд 20. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи:
«Один - много»
• «Назови животных»
«Я знаю три названия птиц»
- «Животные и их детеныши»
- «Скажи ласково»
- «Кто, чем занимается?»
- «Скажи наоборот»
- «Из чего сделано?»
- «Скажи, какой?»
- «Чей нос? Чьи лапы?» и др.
Слайд 21.
Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда Вы станете родителями первоклашки.. Будьте СЧАСТЛИВЫ, будьте ТЕРПИЛИВЫ и УВЕРЕННЫ в том, что Ваш ребенок ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, КРАСИВЫЙ, а главное ЛЮБИМЫЙ!
Успехов Вам и Вашему ПЕРВОКЛАШКЕ! Слайд 22. Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...
Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.
Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....
Тест для родителей по определению готовности к школьному обучению
Тест для родителей. Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.1....
Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"
Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....
Психологическая готовность к школьному обучению.
Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов....
Консультация для родителей. Готовность ребёнка к обучению грамоте
Консультация для родителей. Готовность ребёнка к обучению грамоте...
Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"
laquo;Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, п...