Информация для родителей
статья

Микишанова Е.А

Как воспитать в ребенке инициативность:

7 советов от учителя-дефектолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитать в ребенке инициативность:

7 советов от учителя-дефектолога

 Родители жалуются, что их дети растут пассивными — им ничего не интересно, они ничем не увлекаются, яркие эмоции испытывают только от простых удовольствий — примитивных фильмов, компьютерных игр, шопинга, гонок на автомобилях. Человек, в котором не воспитали способности действовать самостоятельно, без понуканий, не может справиться с собственной скукой, его жизнь тусклая и серая. Что же делать?

  1. Не перегружать. Стало модным так планировать жизнь ребенка, чтобы у него ни минуты не оставалось «на глупости». Расписание продумано до запятой — если он не делает домашнее задание, то занимается спортом, учит языки, осваивает творческие навыки, изучает дисциплины, которые не входят в школьную программу. Увы, слишком жесткий распорядок душит любую инициативу. У ребенка должно быть время, чтобы поскучать, поискать занятие по душе, попробовать разное и осознать, что ему нравится, а что нет.
  2. Дать право решать самому. В каждом возрасте ребенок в чем-нибудь уже способен делать выбор сам — купить зеленую майку или красную; сначала погулять, а потом сделать уроки или наоборот; поехать на каникулы в детский лагерь или со взрослыми на море. Родители должны задать рамки, чтобы детское решение было безопасным и разумным — нельзя зимой пойти гулять без пальто и не годится приступать к домашнему заданию в полночь. Но в очерченном контуре дети должны учиться выбирать с ранних лет.
  3. Ослабить контроль. Не надо нависать над головой, комментировать, поправлять, критиковать или даже хвалить каждое действие ребенка. Ему нужен не алгоритм и набор подсказок, не формирование условных рефлексов на «правильные» и «неправильные» действия, а практика в поиске решений и выходов из тупиков, опыт ошибок, разочарований и прорывов. Умудренность взрослых может увести в сторону, надо до всего дойти самому.
  4.  Поддерживать даже в спорных увлечениях. Мы хотим, чтобы ребенок изучал китайский язык, а он выбирает бокс? Не будем бить его по рукам, поддержим его, даже если уверены, что у него ничего не получится. Пусть попробует: во-первых, мы можем ошибаться, во-вторых, ребенку необходим опыт и неверных решений. И если мы были правы, не будем злорадствовать, а, наоборот, настоим на том, чтобы не бросал начатое слишком рано — он в любом случае обретет полезные навыки и закалит характер.
  5.  Находить и отмечать сильные стороны ребенка. Успех сопутствует тем, кто занимается делом, которым увлечен и к которому есть способности. Ребенок не всегда видит, в чем его сила, — родители могут подсказать и заодно помочь ему обрести уверенность в себе. Опираясь на свои способности и таланты, развивая их, ребенок достигнет большего, чем если будет концентрироваться на том, в чем слаб, надеясь подтянуться до среднего уровня. Невозможно быть отличником во всем — надо выбирать.
  6.  Не переходить на личности. Воспитание невозможно без критики. Все мы живые люди, иногда эмоции зашкаливают, и сгоряча мы можем наговорить много обидных слов. Это норма —нельзя критиковать личность ребенка, нужно говорить о конкретных действиях. Мы говорим не о том, что он такой-секой, а о том, что он сделал не так. Не «ты тупой и безмозглый!», а «ты поторопился, невнимательно прочитал задание, поэтому неверно его выполнил», или не «что с тебя взять!», а «ты не подумал о последствиях своего выбора, теперь приходится расплачиваться».
  7. Показывать ребенку, что мы его любим даже в случае неудач. Если замахиваешься на что-нибудь значительное, обязательно совершаешь ошибки, набиваешь синяки и шишки. Даже небольшое поражение — это серьезное испытание для ребенка. В этот момент не только падает его самооценка, он боится, что если не оправдает родительских ожиданий, то будет нелюбим, отвергнут. Собрать силы и повторить попытку легче, если рядом есть люди, которые любят тебя просто потому, что ты — это ты, они не будут сыпать соль на рану и всегда будут на твоей стороне. Наша безусловная любовь — мощнейшая поддержка, помогающая ребенку реализовать свои возможности и таланты в полной мере.

Ряд фраз взрослых людей, которые будут способствовать развитию и регрессии способностей ребенка (общение взрослый – ребенок):

Нежелательные словесные установки                  Результат

 • Подрастешь – узнаешь                                     • Я не нужен

 • Спроси у родителей                                          • Обидно

 • Мне некогда                                                       • Она вредная и жадная                              

• Сделаем завтра                                      • Родители все знают, а она не знает

• Давай потом                                                        • На меня нет времени

• Сделай как я                                                        • Меня не ценят

• У тебя не как у всех                                          • Я безрукий

• У тебя как всегда                                                • Я разочарован в себе                

• Ты неисправим                                                   • Ничего не изменится

• Не мешай • Не трогай

• Отстань

• Ты еще маленький

Рекомендуемые установки                                                     Результат

• Попробуй                                                               • Я смогу, в меня верят

• У тебя получится                                                  • Мне помогут

• Я в тебя верю                            • Со мной хотят проводить время, я интересен

• Давай вместе                                                        • Я умею, знаю, нужен

• Помоги мне                                                          • Мое мнение хотят услышать            

• А как ты считаешь?                                             • Я смогу

• Тебе это нравится?                                             • Меня признают

• А как бы ты сделал, сказал?                              • Меня видят      

• Научи другого

• Сегодня… чем вчера у тебя

• Посмотрите, что придумал..

• Какой ты сегодня…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

информация для родителей

материалы для родителей, содеражт информацию и рекомендации по адаптации детей к обучению...

Информация для родителей

Информация для родителей...

Стендовая информация для родителей

Несколько советов о том, как добиться необходимого поведения ....

2 класс (информация для родителей)

Уважаемые родители! Приглашаем Вас в пятницу 28.11.2011 в 18:00 на родительское собрание- праздник.Хорошее настроение и раздачу улыбок гарантируем!С уважением 2 Б класс....

ФГОС. Информация для родителей. Советы родителям, будущих первоклассников.

Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?...

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ - РОДИТЕЛИ»

МОУ ДОД «ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»МЫСКАМЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ  Составитель: Ермолович Л.Г. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ  - РОДИТЕЛИ»  «Родители, -...

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Беседа для родителей первоклассников об адаптации ребёнка к школе....