Тема выступления на родительском собрании: «Роль семьи в воспитании детей»
методическая разработка

Алферова Людмила Владимировна

       Детство – самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый ряд красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное…. Но для некоторых детей оно трудное, и, прежде всего, по вине окружающих его взрослых. К сожалению, ребенок не выбирает себе семью, родителей и очень зависит от этого первоначального круга общения, особенно в детстве.

Всем известно, что гораздо легче болезни предупреждать, чем лечить. Перевоспитание – дело не очень благородное. Значительно больше пользы ребенку, если самые близкие и заинтересованные в нем люди – родители – станут его понимать, принимать таким, каков он есть, считать личностью, давать возможности для проявления индивидуальности, т.е. по-настоящему любить и верить в него.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г.Смоленска».

Тема выступления на родительском собрании:

«Роль семьи в воспитании детей»

Учитель начальных классов: Алферова Л.В.

Смоленск, 2022

       Детство – самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый ряд красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное…. Но для некоторых детей оно трудное, и, прежде всего, по вине окружающих его взрослых. К сожалению, ребенок не выбирает себе семью, родителей и очень зависит от этого первоначального круга общения, особенно в детстве.

Всем известно, что гораздо легче болезни предупреждать, чем лечить. Перевоспитание – дело не очень благородное. Значительно больше пользы ребенку, если самые близкие и заинтересованные в нем люди – родители – станут его понимать, принимать таким, каков он есть, считать личностью, давать возможности для проявления индивидуальности, т.е. по-настоящему любить и верить в него.

       «Счастье – это когда тебя понимают» - это фраза из кинофильма. Но вот беда – нередко взрослые, вроде бы понимая других, стремятся всё сделать по-своему.

       В супружестве невозможно быть счастливым в отдельности. Секрет в том, что супруги или вместе счастливы, или оба несчастны, третьего не дано. Умение и желание понимать другого, удовлетворять его потребность в равенстве, подтверждать представления друг друга о семейных ролях – вот составляющая психологического климата.

       Психологический климат семьи выражается и в том, какие преобладают отношения и настроения: восторженное, радостное, спокойное, теплое или  тревожное, холодное, враждебное, подавленное. При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным источником, где черпает живительную силу, свежесть, бодрость и оптимизм.

Ещё в Древней Греции Платон вслед за Сократом утверждал: всё зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания детей в семьях. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и прочие свойства, разобщающие людей, порождающие между ними вражду.

       Гармоничное развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.

Педиатры утверждают, что даже несколько месяцев «лишения любви» наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка до трёхлетнего возраста непоправимый урон. То есть, именно в самом раннем детстве закладывается фундамент всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое сооружение потом можно будет на нём воздвигнуть, какой величины и сложности. Создание духовной, эмоциональной основы личности и есть смысл семейного воспитания.

       Издавна существуют два вида воспитания: общественное и семейное, которые тесно взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных пределах компенсировать друг друга. Ослабление роли семьи в воспитании было бы чревато потерями, как для детей, так и для общества. Необходимость семейного воспитания в современных условиях определяется его спецификой, которой не имеют общественные формы воспитания:

- Семейное воспитание более эмоционально, так как его проводниками являются родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям.

- Ребенок в раннем возрасте больше расположен к воздействию семьи, чем к любому другому виду влияния.

- Представляя собой малую группу социальной структуры общества, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

- Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные подсистемы. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их.

- Семейные отношения включают в себя не только то, что родители передают детям и дети друг другу, но и то, что дети передают своим родителям. В результате обогащаются внутрисемейные связи, поддерживается высокий эмоциональный уровень, расширяется круг интересов семьи.

- Семья – уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма.

Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания человека?

Чтобы воспитать ЧЕЛОВЕКА нужно:

- Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

- Стремиться понять, о чём он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

- Внушать ребёнку, что он всё может, если только поверит в себя, и будет работать.

- Понимать, что в любых проступках ребёнка следует винить, прежде всего, себя.

- Не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ними общей жизнью; видеть в нём личность, а не объект воспитания.

- Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребёнка.

- Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Нельзя:

- Рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

- Относиться к ребёнку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают её обратно с процентами.

- Ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его родили и выкормили – он вас об этом не просил.

- Использовать ребёнка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.

- Рассчитывать на то, что ваш ребёнок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

- Относиться к ребёнку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению «лепить».

- Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, бабушек и дедушек.

       Авторитет родителя, как и авторитет учителя, может быть чисто формальным, т.е. определён социальной функцией: если я родитель, то ты обязан меня слушать и уважать. Подобной формой авторитета многие из взрослых наделены с избытком. Но он плохо срабатывает.

Чем старше ребёнок, тем больше родители, учителя нуждаются в новом типе авторитета – функциональном, основанном на эрудиции, компетентности, успехах в деятельности. Этот авторитет особенно нужен родителям, поскольку, по мнению взрослых детей «отстали от жизни».

Лучше всего для взрослых, если удаётся овладеть высшим типом авторитета – личностным.

Воспитатель любого ранга, тем более отец и мать, не имеют права на ошибку. Бывает очень обидно, если ошибки воспитателя связаны с незнанием самого необходимого – азов семейной педагогики.

       Несколько советов родителям:

- Помните, что семья – это место духовного рождения человека. Многообразие отношений между членами семьи, чувства, которые они питают друг к другу, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Если же ребёнок живёт в состоянии хронического голода, у него возникает острая или даже патологическая реакция. Он, например, начинает грубить, хулиганить, чтобы изведать остроту риска и страха. Обычно, говорят, от «скуки», от «делать нечего». Нет, правильнее сказать – от эмоционального голода, от потребности в эмоциональном заряде.

Невозможно точно подсказать родителям, сколько часов в день, в неделю надо заниматься воспитанием чувств. Ясно одно, что оно осуществляется непрерывно, изо дня в день, что вся атмосфера жизни семьи, её психический настрой, дух семьи влияют на детей совокупностью своих слагаемых, хороших и плохих.

- Изживайте недостатки своего характера, чтобы не подавать дурной пример детям. В детстве дети неосознанно копируют нас, списывают с нас образцы поведения. И если мы замечаем, что ребёнок несдержан, вспыльчив, агрессивен, то не преподали ли мы сами ему этот урок? Воспитать личность может только личность. Старайтесь быть личностью.

- Семейная педагогика должна быть деятельной. Азбучная истина педагогики гласит, что воспитание ребёнка сильно не столько словом, сколько примером. В каждой семье должен царить дух деятельности, совместного и сердечного сотрудничества. Совместная деятельность рождает совместные цели, планы, переживания: она сплачивает семью, превращает количество общения в качество.

В воспитании детей не бывает каникул и отпусков. И продумывая свой отпуск, семья должна принимать коллективное решение, как совместно использовать столь драгоценное время.

- Чтобы действовать, надо знать, кого вы хотите вырастить. Воспитывать ребёнка надо на основных общечеловеческих ценностях. А ценности эти: доброта, милосердие, любовь, трудолюбие, сострадание, бескорыстие.

- Учтите, вы главные, но не единственные воспитатели вашего ребёнка. Для начала установите единые требования к ребёнку внутри семьи, ведь мать и отец – главные воспитатели. Но возникает большой повод для беспокойства, если между супругами существуют расхождения во взглядах на воспитание и несогласованность в обращении с детьми.

ВЫВОД:

В детстве закладывается всё то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что мы, взрослые, вкладываем в ребёнка с раннего детства, сохраняется в нём, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда родители, не зная будущего своего ребёнка не познав его настоящего, строят слишком грубую схему, идеальную модель, готовят ему в своих честолюбивых мечтах и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не смогли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять, что биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика человека развивается в определённой последовательности.

Главные законы детства,

необходимые ребенку для полноценного развития это:

- нормальные родители;

- хорошие условия жизни и воспитания;

- полноценное общение со сверстниками и взрослыми;

- постоянная активная, соответствующая возрасту деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания «Роль семьи в воспитании личности»

Доклад родительского собрания на тему: «Роль семьи в формировании личности».Данный доклад  обеспечивает интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.Самое глав...

родительское собрание " роль семьи в трудовом воспитании школьников"

на практичеких примерах родители увидели, какую роль имеет трудовое воспитание в семье...

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании детей"

Презентация для родительского собрания.....

Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании школьника. Воспитание сознательной дисциплины.» и Самоанализ.

Цель: познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины через семейные традиции...

Презентация к родительскому собранию "Роль совместного отдыха родителей и детей"

Презентация к родительскому собранию "Роль совместного отдыха родителей и детей"...

Выступление на родительском собрании "Роль учителя в период адаптации первоклассников"

        С первых дней школа ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие...