Что делать, если ребенок потерял интерес к учебе?
статья (1, 2, 3 класс)

статья для родителей, если возникли проблемы с учебой детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл советы в помощь родителям 17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенок потерял интерес к учебе?

                  Что-то случилось с нашими маленькими школьниками — дети не хотят учиться, стали быстрее утомляться, чаще появляется плохое настроение и беспочвенные капризы, апатия и сонливость зачастили в гости, постоянные простуды не дают житья. А в тетрадках — Боже мой! — нелепые и глупые ошибки и описки. А почерк, некогда бывший вполне приличным — это и вовсе отдельная печальная история! «Весна… — вздыхаем мы — витаминов мало, организм растёт, перестраивается — гормоны дают о себе знать, да и запутанная сложность школьных программ зашкаливает — откуда тут нормальному самочувствию и состоянию взяться?» Это точно, песня про первый класс, который «вроде института», перестала уже давно быть шуткой и стала всеобщим родительским стоном. Спорить трудно, всё это действительно имеет место быть — и весна с витаминами, и программы с интегралами, и гормональные изменения в растущих организмах. Но ведь весеннему школьному «авитаминозу» подвержены далеко не все дети, у некоторых вполне хватает «пороха в пороховницах» добраться до летних каникул. И дети вроде бы одного возраста, и программы одинаковые, а параллельный класс выглядит совершенно иначе. И тут из тени появляется личность учителя, как же много от неё зависит! Что для него становится важнее — годовые контрольные, мониторинги, отчёты, оценки, результаты или своевременное и плавное развитие подопечных? Не всегда учителю хватает умения чувствовать, верно оценивать ситуацию, умения разряжать атмосферу и быстро собрать коллектив, не всегда достаёт чуткости и способности отказаться от каких-то вещей в пользу гармонии. Думается, тут дело не только в профессионализме и опыте, а кое в чём другом, но темой для важного разговора станет именно сама ситуация: когда учитель учит «напролом», оглядываясь и принимая во внимание лишь показатели и нормы, а не живых маленьких людей. Что делать родителям? Мы не будем обсуждать радикальные меры, как перевод в другую школу или другой класс. Поразмышляем о том, как родители могут помочь своим маленьким ученикам избежать стресса, сохранить своё здоровье и — что тоже немаловажно! — желание учиться. Очень важную роль играет здесь родительский настрой. Как говорится: «если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней». Попробуем увидеть положительное в создавшейся проблеме и преодолеть её по возможности легко и с юмором. Совет первый: «Я — воздушный шарик». Лёгкий и полётный, который не улетает от проблем, а парит НАД ними (при этом видит, замечает мелочи и решает задачи — легко и играючи). Это мантра для мамы! Большими красными буквами на холодильнике или над кроватью: «школа — это только ЧАСТЬ жизни!» Не стоит слишком зацикливаться на ней! Образование — безусловно, важная, ответственная, совершенно необходимая вещь. Но пока ещё ни одна образовательная программа не сделала «ножку маленькой, душу большой», а ученика здоровым и счастливым. Это не самое главное, хоть и важная часть жизни — мама должна именно это транслировать ребёнку, а не трагедию, страх, уныние и вселенскую скорбь. Всё почти как во время беременности: мама напрягается — напрягается ребёнок, мама раздражается и пугается — раздражается и унывает ребёнок, мама досадует — а ребёнок уже не в состоянии справиться с этим шквалом эмоций, у него более уязвимая нервная система, чем у мамы, поэтому ему становится всё равно: желание перерастает в нежелание, появляется апатия (лень, говоря нашим родительским языком), отвращение к учёбе, а потом, как защитная реакция, и проблемы со здоровьем. Поэтому ищем в себе ( в себе!) лёгкость и юмор — это совсем не значит, что мы уходим от реальных сложностей и проблем. Совет второй: «Мы с тобой из одного футбольного клуба!» А раз мы — одна команда, значит, преодолеем все сложности. Важный момент — мы не противопоставляем себя вместе со школьными предметами ребёнку. Наоборот: мы «болеем» за ребёнка, вместе с ним выступаем против этих «занудных» правил (но ведь в них есть смысл — простим им это занудство!), вредных примеров и каверзных задач. И обязательно победим их! Такой настрой придаст ребёнку гораздо больше силы и уверенности, чем привычная установка разъясняющего и поучающего взрослого. Совет третий: «Постоим на голове!» Иногда дело заходит настолько далеко, что уже сам вид школьного стола с белеющей на нём тетрадкой наводит тошнотворное уныние на ученика. Это включается ассоциативная память, шепчущая: «от этой картинки не жди ничего хорошего». Значит, пришло время разнообразить ассоциативный ряд, поменять угол зрения и декорации. Сядьте делать какие-то уроки на диван или на пол, не пишите примеры в тетрадке, а выкладывайте их из карточек, спичек, орехов. С книгой для чтения переселитесь на балкон или вообще в парк. Приёмы смешные и нелепые на первый взгляд, но очень может быть, что станет легче, и рабочее место перестанет восприниматься как каторга и навевать тоску. Совет четвёртый: «Отдохнём!» А лучший отдых, как известно — это смена деятельности, настолько частая, насколько это необходимо для ребёнка. Чередуем умственные, подвижные, сидячие, творческие занятия, возвращаемся к непонятному и нерешённому после подобного перерыва. Есть потребность это делать после каждого задания? Значит, пока так. Со временем ребёнок сможет концентрировать внимание на одном виде деятельности дольше. Кстати, прекрасная разрядка — это помощь по дому. Часто родители школьников стараются оградить чадо от домашних дел, считая это лишней нагрузкой. Напрасно! Конечно, всё хорошо в меру. Например, протереть пыль, вымыть пару тарелок, выстирать свои носки — на бедную Золушку этот набор ну никак не тянет, времени занимает немного, маме помощь, а ребёнку — радость от помощи маме плюс перерыв. Совет пятый: «Человек — существо творящее». Это его естественное состояние. Всячески поддерживаем детское творчество, хобби, увлечения — не путать с развлечением. Впрочем, приятные мелочи в разумных количествах, помогающие отвлечься и переключить внимание — милые покупки, поход кафе, шарики, мороженое, аттракционы — это, возможно, тоже иногда неплохо, подобные «конфетки» дарят на какое-то время хорошее настроение и эмоциональную разрядку. Но речь идёт именно о творчестве, тут совершенно другой принцип: творить — значит отдавать: свою энергию, силу, мысли, идеи. Причём, делать это с радостью и удовольствием (раз человек увлечён — то это подразумевается само собой). А чем больше отдашь, тем больше получишь — закон Природы, справедливый и незыблемый. Увлекается ребёнок чем-то — отлично! Поддерживаем и не боимся нанести ущерб учёбе. Бывает, что родители, когда есть какие-то неполадки в школьной жизни ребёнка, запрещают сыну или дочери посещать любимый кружок или студию, надеясь, что запрет сподвигнет школьника на учебные подвиги. Грубая ошибка! Не только не сподвигнет, но и лишит возможности самовыражения и разрушит доверие к родителям. И совет напоследок, то, о чём мы подумали в самую первую очередь: «Ночь, улица, фонарь, аптека». В нашем случае: «прогулка, полноценное питание, здоровый сон, витамины». Поддержать не только боевой дух и настрой, но и тело нашего школьного «воина» тоже нелишнее. О здоровом образе жизни и разумном режиме написаны трактаты, поэтому не будем останавливаться на столь очевидных вещах. Будем надеяться, что эти советы помогут справиться с весенней школьной «депрессией». Начинаем с себя (как, впрочем, и в любом другом деле) и помогаем настроиться на нужный лад маленькому ученику. И тогда все школьные проблемы нам будут нипочём!... 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ребенок заикается или картавит?

На вопросы читателей «Комсомолки» ответили начальник отдела дошкольного образования департамента образования администрации города Омска Елена КИРПОТА, учитель-логопед средней общеобразовательной школы...

Что делать, если ребенка обижают одноклассники.

Памятка поможет родителям как правильно разрешить сложившуюся ситуацию....

Что делать, если ребенка дразнят?

За что дети дразнят вашего ре­бенка - принципиального значения не имеет. Может, он слишком тол­стый, носит очки или имеет физи­ческий недостаток. Значение же имеет то, что обидные прозвища отраж...

что делать, если ребенок начал заикаться?

Здесь родители найдут ответ на вопросы: Что делать, если ребенок внезапно начал заикаться?, Как помочь учиться заикающемуся школьнику?...

Что делать если ребенок испытывает страх.

Что делать если ребенок испытывает страх....

Что делать, если ребенок не хочет учить английский язык?

Советы родителям, чти дети не хотят учить английский язык...