Агессивные дети
статья

Бандурко Маргарита Леонидовна

Методические рекомендации по коррекции агрессивного  поведения у детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agessivnye_deti.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности коррекционной работы с агрессивными детьми

Методические рекомендации по коррекции агрессивного  поведения у детей

Агрессия-это отражение внутреннего дискомфорта и неумение правильно реагировать на происходящие события. Агрессия- это действие, а агрессивность- готовность к совершению таких действий.                                                                                                                   Агрессивное поведение детей- это крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок справиться не может.                                                                                  Критерии агрессивного ребёнка :                                                                                                           1.Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.                                                                               2.Часто теряют контроль над собой.                                                                                                      3.Очень завистливы и мнительны.                                                                                                          4.Часто винят других в своём «неправильном « поведении.                                                          5.Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы .

6.Часто ссорятся и прибегают к дракам.                                                                                                 7.Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих.                                      

Если в течении полугода у ребёнка устойчиво одновременно проявляются четыре критерия, можно говорить как о ребёнке, обладающем агрессивностью, как качеством личности. Таких детей можно назвать агрессивными.                                                                          

Как правило в каждой группе, классе есть хотя бы один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он обзывается, бьёт детей, отбирает и ломает игрушки, нападает, употребляет грубые выражения. Такого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять. Такой ребёнок становиться «грозой» детского коллектива. Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны. Они как будто ждут угрозу от других детей. Такие дети, с агрессией, любят перекладывать за затеянную ими ссору на других. Им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Существенные различия выявляются в процессе взаимодействия с другими детьми: во время игры, или в других ситуациях. Агрессивные дети демонстрируют отрицательное отношение к успехам сверстников, редко предложат помощь. Другой ребёнок для них противник, конкурент.


Причины агрессивного поведения у детей:

  1. Накопившееся эмоциональное напряжение.
  2. Неумение словами выражать обиду.
  3. Недостаток внимания взрослых.
  4. Желание получить понравившийся предмет, игрушку.
  5. Показать силу сверстникам.
  6. Не владеют коммуникативными навыками.
  7. Воздействие средств массовой информации. Систематический просмотр фильмов-ужасов, фильмов со сценами жестокости, насилием, агрессивных компьютерных игр.

Выделяются следующие группы причин агрессивности:

Семейные отношения.

Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребёнок копирует поведение матери, отца-спорит , провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.

Личностные особенности.

Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.

Особенности нервной системы.

К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом центральной нервной системы. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.

Социально-биологические факторы.

Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения , гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребёнка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашнее задание, физический дискомфорт вызванный голодом, утомительной поездкой.


ФОРМЫ АГРЕССИИ. К формам агрессии относится ярость, раздражение , злость, ненависть.

*Ярость- аффективное состояние, максимально близкое к агрессии.

*Раздражение- слабое проявление агрессии, сигнал о её потенциале

*Злость- более интенсивное, чем раздражение, чувство, но более частное. Предмет злости всегда более чётко выражен по природе и содержанию.

*Ненависть- самое тяжёлое проявление агрессии. Чаще является чертой характера, быстрее приобретает хронический характер и укореняется.

По форме проявления агрессия бывает:

         *ВЕРБАЛЬНАЯ (выражается в словесной форме: угрозы, крики, ругань)

         *ЭКСПРЕССИВНАЯ ( проявляется невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией голоса.)

         *ФИЗИЧЕСКАЯ (прямое применение силы для нанесения физического и морального ущерба).

          *РАЗДРАЖЕНИЕ (вспыльчивость, грубость)

          *КОСВЕННАЯ

                  -направленная(сплетни, злобные шутки)

                 -ненаправленная(крики в толпе, топанье)

           *НЕГАТИВИЗМ (оппозиционная манера поведения).

 Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту «удочку»- они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

Советы и рекомендации работы с агрессивными детьми.

  1. Стараться, прежде всего, выяснить причину  агрессии и спокойно, тактично устранить её.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Не допускать при ребёнке вспышек гнева или нелесных высказываний о своих друзьях и коллегах, «строя» планы мести.
  3. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
  4. Не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении ребёнка и не впадать самому в агрессивное состояние.
  5. Стараться лишний раз приласкать ребёнка, показав, что его тоже ценят, что он нужен.
  6. Дать возможность ребёнку снять агрессию, выплеснув в эмоции через игры релаксационный  тренинг.
  7. Наказание не должно унижать ребёнка.
  8. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  9. Давать возможность ребёнку проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего  события. (ситуации)
  10. Развивать способность к эмпатии.(сопереживание).
  11. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  12. Не давать ребёнку несбыточных обещаний, не вселятьв его душу несбыточных надежд.
  13. Не наказывать ребёнка за то, что позволяете делать себе.
  14.  Нельзя менять свои требования по отношению к ребёнку в угоду обстоятельствам.
  15. Отрабатывать навык в конфликтных ситуациях.

ПРИЁМЫ СНЯТИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

  1. Физическая активность (подраться с подушкой, выбить пыль из неё, физические силовые упражнения, топать ногами, пометать мешочки, «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
  2. «Воздействие на обидчика» (нарисовать, слепить обидчика, а потом смять, порвать и т. Д)
  3. Кропотливая деятельность (рвать бумагу на мелкие части, полить цветы)качествах.
  4. Игнорирование..
  5. Переключение внимания.
  6. Юмор или шутка.
  7. Частичное согласие.
  8. Акцент на положительных

ПРИЕМЫ  РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

    *Музыкотерапия

     *Подвижные игры

     * Рисуночная терапия

     *Сказкотерапия

     *Совместная лепка    

     *Психогимнастика

     *Игротерапия

     *Игры с кинетическим песком

     *Работа с пиктограммами (работа с эмоциями)

     *Сублимирование агрессии в спорт

Участие в треннинговой группе

     *Сублимирование агрессии  в социально-одобряемую деятельность( труд, общественная работа, социальная работа)

Только поняв причины агрессивного поведения и сняв их, мы можем надеяться, что агрессивность ребёнка будет снята. Пусть ребёнок в каждый момент времени чувствует , что Вы его любите , цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз похвалить или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен, важен для Вас и для других.                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...

Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.

Этот тест позволит родителям определить  насколько они знают своих детей....

Урок чтения в 3 классе " Проверь себя. Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»

Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой   "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...