Агессивные дети
статья
Методические рекомендации по коррекции агрессивного поведения у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agessivnye_deti.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности коррекционной работы с агрессивными детьми
Методические рекомендации по коррекции агрессивного поведения у детей
Агрессия-это отражение внутреннего дискомфорта и неумение правильно реагировать на происходящие события. Агрессия- это действие, а агрессивность- готовность к совершению таких действий. Агрессивное поведение детей- это крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок справиться не может. Критерии агрессивного ребёнка : 1.Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми. 2.Часто теряют контроль над собой. 3.Очень завистливы и мнительны. 4.Часто винят других в своём «неправильном « поведении. 5.Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы .
6.Часто ссорятся и прибегают к дракам. 7.Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих.
Если в течении полугода у ребёнка устойчиво одновременно проявляются четыре критерия, можно говорить как о ребёнке, обладающем агрессивностью, как качеством личности. Таких детей можно назвать агрессивными.
Как правило в каждой группе, классе есть хотя бы один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он обзывается, бьёт детей, отбирает и ломает игрушки, нападает, употребляет грубые выражения. Такого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять. Такой ребёнок становиться «грозой» детского коллектива. Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны. Они как будто ждут угрозу от других детей. Такие дети, с агрессией, любят перекладывать за затеянную ими ссору на других. Им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Существенные различия выявляются в процессе взаимодействия с другими детьми: во время игры, или в других ситуациях. Агрессивные дети демонстрируют отрицательное отношение к успехам сверстников, редко предложат помощь. Другой ребёнок для них противник, конкурент.
Причины агрессивного поведения у детей:
- Накопившееся эмоциональное напряжение.
- Неумение словами выражать обиду.
- Недостаток внимания взрослых.
- Желание получить понравившийся предмет, игрушку.
- Показать силу сверстникам.
- Не владеют коммуникативными навыками.
- Воздействие средств массовой информации. Систематический просмотр фильмов-ужасов, фильмов со сценами жестокости, насилием, агрессивных компьютерных игр.
Выделяются следующие группы причин агрессивности:
Семейные отношения.
Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребёнок копирует поведение матери, отца-спорит , провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.
Личностные особенности.
Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
Особенности нервной системы.
К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом центральной нервной системы. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
Социально-биологические факторы.
Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения , гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребёнка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашнее задание, физический дискомфорт вызванный голодом, утомительной поездкой.
ФОРМЫ АГРЕССИИ. К формам агрессии относится ярость, раздражение , злость, ненависть.
*Ярость- аффективное состояние, максимально близкое к агрессии.
*Раздражение- слабое проявление агрессии, сигнал о её потенциале
*Злость- более интенсивное, чем раздражение, чувство, но более частное. Предмет злости всегда более чётко выражен по природе и содержанию.
*Ненависть- самое тяжёлое проявление агрессии. Чаще является чертой характера, быстрее приобретает хронический характер и укореняется.
По форме проявления агрессия бывает:
*ВЕРБАЛЬНАЯ (выражается в словесной форме: угрозы, крики, ругань)
*ЭКСПРЕССИВНАЯ ( проявляется невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией голоса.)
*ФИЗИЧЕСКАЯ (прямое применение силы для нанесения физического и морального ущерба).
*РАЗДРАЖЕНИЕ (вспыльчивость, грубость)
*КОСВЕННАЯ
-направленная(сплетни, злобные шутки)
-ненаправленная(крики в толпе, топанье)
*НЕГАТИВИЗМ (оппозиционная манера поведения).
Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту «удочку»- они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.
Советы и рекомендации работы с агрессивными детьми.
- Стараться, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично устранить её.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Не допускать при ребёнке вспышек гнева или нелесных высказываний о своих друзьях и коллегах, «строя» планы мести.
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
- Не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении ребёнка и не впадать самому в агрессивное состояние.
- Стараться лишний раз приласкать ребёнка, показав, что его тоже ценят, что он нужен.
- Дать возможность ребёнку снять агрессию, выплеснув в эмоции через игры релаксационный тренинг.
- Наказание не должно унижать ребёнка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Давать возможность ребёнку проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события. (ситуации)
- Развивать способность к эмпатии.(сопереживание).
- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Не давать ребёнку несбыточных обещаний, не вселятьв его душу несбыточных надежд.
- Не наказывать ребёнка за то, что позволяете делать себе.
- Нельзя менять свои требования по отношению к ребёнку в угоду обстоятельствам.
- Отрабатывать навык в конфликтных ситуациях.
ПРИЁМЫ СНЯТИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
- Физическая активность (подраться с подушкой, выбить пыль из неё, физические силовые упражнения, топать ногами, пометать мешочки, «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
- «Воздействие на обидчика» (нарисовать, слепить обидчика, а потом смять, порвать и т. Д)
- Кропотливая деятельность (рвать бумагу на мелкие части, полить цветы)качествах.
- Игнорирование..
- Переключение внимания.
- Юмор или шутка.
- Частичное согласие.
- Акцент на положительных
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.
*Музыкотерапия
*Подвижные игры
* Рисуночная терапия
*Сказкотерапия
*Совместная лепка
*Психогимнастика
*Игротерапия
*Игры с кинетическим песком
*Работа с пиктограммами (работа с эмоциями)
*Сублимирование агрессии в спорт
Участие в треннинговой группе
*Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность( труд, общественная работа, социальная работа)
Только поняв причины агрессивного поведения и сняв их, мы можем надеяться, что агрессивность ребёнка будет снята. Пусть ребёнок в каждый момент времени чувствует , что Вы его любите , цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз похвалить или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен, важен для Вас и для других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....
«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.
Программа организации оздоровительного отдыха детей в лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
беседы для детей...
А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...
Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.
Этот тест позволит родителям определить насколько они знают своих детей....
Урок чтения в 3 классе " Проверь себя.Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»
Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...