Рекомендации для родителей «Тревожные дети».
статья

Журавлева Татьяна Анатольевна

Тревожные дети – это обычно очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Как вести себя родителям таких детей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей «Тревожные дети».

Тревожные дети требуют особого подхода со стороны взрослых. Незнание признаков тревожности, причин и особенностей общения с таким ребенком может усугубить ситуацию и даже привести к неврозу. Поэтому, предлагаю вам рассмотреть понятие тревожности, ее признаки  и причины. Особенности тревожного ребенка необходимо учитывать при общении с ним – в этом вам помогут рекомендации.

Для начала научимся отличать тревожность от тревоги и страха.

Если ваш ребенок иногда испытывает беспокойство в каких-то ситуациях, например перед публичным выступлением или проверочной работой, а иногда в тех же обстоятельствах остается достаточно спокойным, то мы можем говорить о тревоге, но не о тревожности. Если же ребенок проявляет тревогу часто и в самых разных ситуациях: при знакомстве с новыми людьми, отвечая у доски, выполняя домашнюю работу и др., то это тревожность.

Тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются. Если же они знают, чего боятся, то тогда мы говорим о страхе (у страха всегда есть объект – человек, животное, предмет или ситуация). Естественно, что и у тревожных детей могут быть страхи – отдельные или очень много.

Итак, тревожный ребенок, как правило, обладает большинством из следующих характеристик:

•любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство;

•во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);

•беспокойно спит, жалуется на страшные сны;

•у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется;

•плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;

•не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности;

•старается скрывать свои проблемы и тревогу.

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других.

Факторы, которые способствуют появлению у ребенка тревожности :

• Наследственность: у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем это происходит не только за счет передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения.

•Обстановка в семье, чаще всего нарушение отношений с родителями способствует появлению, повышению и закреплению тревожности :

1) завышенные требования к ребенку («Ты должен учиться только на пятерки»,

2) конфликтная атмосфера в семье (если супруги ссорятся между собой,

3) неудовлетворенность взрослых в семье своим уровнем дохода, работой, образом жизни,

4) развод родителей,

5) отсутствие согласия между взрослыми по вопросам воспитания, спонтанность и непоследовательность действий родителей в воспитании.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ

1. Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. Также нежелательно ставить тревожному ребенку временные рамки выполнения задания или подгонять его. Пусть лучше ребенок играет для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть.

2. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким-то своим качеством, то лучше сравнивать его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц назад.

3. Доверять ребёнку, быть с ним честными и принимать его таким, какой он есть.

4. Для снятия излишнего мышечного напряжения рекомендуется использовать тактильный контакт с ребенком : поглаживать его обнимать и т. д., проводить упражнения на релаксацию.

5. Чаще обращаться к ребёнку по имени и хвалите его в присутствии других детей и взрослых (но так, чтобы он знал, за что). С этой целью можно отмечать достижения ребенка в специальном альбоме («Мои успехи», «Я сделал это!»). Можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных поручений (помочь маме на кухне и т. п.).

6. Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всём примером ребёнку.

7. Не предъявлять к ребёнку завышенных требований. Если ребёнку с трудом даётся какой-либо учебный материал, лучше лишний раз помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забывать похвалить.

8. Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности. Ни в коем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания.

9. Быть последовательными в воспитании детей. Не запрещать без всяких причин того, что разрешали раньше.

10. Стараться делать ребёнку меньше замечаний.

11. Использовать наказание лишь в крайних случаях.

12. Общаясь с ребёнком, не подрывать авторитет других значимых для него взрослых людей. Например, нельзя говорить ребё нку: «Много ваша воспитатель понимает! Ты лучше меня слушай».

13. Помочь ему найти дело по душе, где он бы мог проявить свои способности и не чувствовал себя ущемлённым.

14. Родители должны помнить, что тревогу ребенка могут вызвать любые резкие перемены в его жизни: переезды, смена воспитателей, даже перестановка мебели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям тревожных детей

Даны рекомендации родителям младших школьников....

Рекомендации для родителей гиперактивных детей

Рекомендации для родителей и педагогов по воспитанию и обучению гиперактивных детей....

Рекомендации учителям и родителям тревожных детей

Рекомендации учителям тревожных детей...

Рекомендации для родителей, чьи дети сдают экзамены в 4 классе

Рекомендации для родителей, чьи дети сдают экзамены в 4 классе...

Рекомендации для родителей гиперактивных детей

В статье даются советы по общению с детьми с гиперактивностью....

Рекомендации для родителей гиперактивных детей

Практические советы для педагогов и родителей...