Статья "Одаренный ребенок"
статья
Предварительный просмотр:
- Какого ребенка считать одаренным?
- Дисциплинированный
- Неровно успевающий
- Организованный
- Выбивающийся из общего темпа
- Эрудированный
- Странный в поведении, непонятный
- Умеющий поддержать общее дело
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями
- Стабильно успевающий (всегда хорошо учится)
- Занятый своими делами (индивидуалист)
- Быстро, “на лету” схватывающий
- Не умеющий общаться, конфликтный
- Общающийся легко, приятный в общении
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного
- Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли
- Предлагаю Вам сделать свой выбор.
- Чтобы выяснить кто прав, кто нет, необходимо разобраться в терминологии.
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
По А.В. Петровскому, М.Г. Ярошевскому под одаренностью понимается:
- совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
- качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;
- общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
- умственный потенциал, или интеллект – это целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;
- наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Таким образом, только в одном определении дается сразу несколько «определений».
Одаренность (В.Н. Дружинин) отождествляется с обучаемостью, талантом, чаще с интеллектом – «общей способностью к познанию и решению проблем, определяющей успешность любой деятельности и лежащей в основе других способностей.
Часто используется трехкольцевая концепция одаренности (Дж. Рензулли), в структуру которой вводится личностный компонент: одаренность есть «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности».
Можно сделать обобщение: одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Различные подходы к классификации типов одаренности позволяют рассматривать одаренность как сложное многоаспектное явление, выделять отдельные грани, качества и уровни ее проявлений.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В настоящее время одарёнными принято считать:
- детей с интеллектом выше среднего;
- детей с высоким уровнем творческих способностей;
- детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
- детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
«Одаренные дети» - это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…».
- Чем одарённые дети отличаются от других детей?
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.
Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания. Но и другие личностные и деловые качества встречаются у одаренных учащихся.
Надеюсь, для многих не будет потрясением то, что именно качества, перечисленные в правом столбце, чаще всего характеризуют одаренных детей:
- Неровно успевающий.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Странный в поведении, непонятный.
- Занятый своими делами (индивидуалист).
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Иногда тугодум, не может понять очевидного.
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
- Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Несколько примеров из жизни знаменитых людей.
- Альберт Эйнштейн еще в молодости невзлюбил носки: он был уверен, что большой палец обязательно их продырявит.
- У прославленного политического деятеля Бенджамина Франклина был довольно странный способ собраться с мыслями. Франклин с утра любил постоять у окна голышом и только потом приступать к работе.
- Чарльз Диккенс любил обставлять свой рабочий кабинет зеркалами. Глядя в эти зеркала, развлекался, строя сам себе гримасы.
- Гениальный полководец Александр Суворов начинал утро с ритуала: он обливался холодной водой и громко кукарекал.
- Знаменитый психолог Карл Юнг любил разговаривать с посудой.
Мотивированный ребенок – ребенок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя потребности быть успешными в определенной области знаний и деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой ребенок часто болеет, как закаливать ребенка? Когда нужно начинать закаливание?
Все, что вам нужно знать о том, как закаливать ребенка! Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос здоровым, крепким и веселым. А делают ли родители все, для того чтобы дети не болели?...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/17/picture-97903-1376746714.jpg)
Родительское собрание «Безопасность вашего ребенка или как уберечь ребенка от насилия».
Данный материал поможет учителю напомнить родителям правила поведения, которые помогут уберечь ребёнка от насилия....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-188943-1359217339.jpg)
Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать."
Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать." На носу перв...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/12/picture-96044.jpg)
Готов ли ребёнок к школе. Телевизор и младший школьник. РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК НЕ СРЫВАТЬСЯ НА РЕБЕНКЕ?
1.Материал выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. 2. Даны правила просмотра телевизора ребенком.3. Ребенок не хочет учит...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/13/picture-279998-1379077248.jpg)
Здоровый ребенок-легко обучаемый ребенок.
Родительское собрание с участием медицинского работника....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/17/picture-497560-1413540065.jpg)
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...