Статья "Одаренный ребенок"
статья

Юрьева Майя Николаевна

Статья "Одаренный ребенок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Одаренный ребенок21.69 КБ

Предварительный просмотр:

- Какого ребенка считать одаренным?

  • Дисциплинированный
  • Неровно успевающий
  • Организованный
  • Выбивающийся из общего темпа
  • Эрудированный
  • Странный в поведении, непонятный
  • Умеющий поддержать общее дело
  • Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями
  • Стабильно успевающий (всегда хорошо учится)
  • Занятый своими делами (индивидуалист)
  • Быстро, “на лету” схватывающий
  • Не умеющий общаться, конфликтный
  • Общающийся легко, приятный в общении
  • Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного
  • Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли

- Предлагаю Вам сделать свой выбор.

- Чтобы выяснить кто прав, кто нет, необходимо разобраться в терминологии.

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

По А.В. Петровскому, М.Г. Ярошевскому под одаренностью понимается:

- совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

- качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;

- общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

- умственный потенциал, или интеллект – это целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

- наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Таким образом, только в одном определении дается сразу несколько «определений».

Одаренность (В.Н. Дружинин) отождествляется с обучаемостью, талантом, чаще с интеллектом – «общей способностью к познанию и решению проблем, определяющей успешность любой деятельности и лежащей в основе других способностей.

Часто используется трехкольцевая концепция одаренности (Дж. Рензулли), в структуру которой вводится личностный компонент: одаренность есть «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности».

Можно сделать обобщение: одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Различные подходы к классификации типов одаренности позволяют рассматривать одаренность как сложное многоаспектное явление, выделять отдельные грани, качества и уровни ее проявлений.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В настоящее время одарёнными принято считать:

  • детей с интеллектом выше среднего;
  • детей с высоким уровнем творческих способностей;
  • детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
  • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

       «Одаренные дети» - это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…».  

- Чем одарённые дети отличаются от других детей?

Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.

Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания. Но и другие личностные и деловые качества встречаются у одаренных учащихся.

 Надеюсь, для многих не будет потрясением то, что именно качества, перечисленные в правом столбце, чаще всего характеризуют одаренных детей:

  • Неровно успевающий.
  • Выбивающийся из общего темпа.
  • Странный в поведении, непонятный.
  • Занятый своими делами (индивидуалист).
  • Не умеющий общаться, конфликтный.
  • Иногда тугодум, не может понять очевидного.
  • Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  • Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Несколько примеров из жизни знаменитых людей.

  • Альберт Эйнштейн еще в молодости невзлюбил носки: он был уверен, что большой палец обязательно их продырявит.
  • У прославленного политического деятеля Бенджамина Франклина был довольно странный способ собраться с мыслями. Франклин с утра любил постоять у окна голышом и только потом приступать к работе.
  • Чарльз Диккенс любил обставлять свой рабочий кабинет зеркалами. Глядя в эти зеркала, развлекался, строя сам себе гримасы.
  • Гениальный полководец Александр Суворов начинал утро с ритуала: он обливался холодной водой и громко кукарекал.
  • Знаменитый психолог Карл Юнг любил разговаривать с посудой.

Мотивированный ребенок – ребенок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя потребности быть успешными в определенной области знаний и деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой ребенок часто болеет, как закаливать ребенка? Когда нужно начинать закаливание?

Все, что вам нужно знать о том, как закаливать ребенка!  Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос здоровым, крепким и веселым. А делают ли родители все, для того чтобы дети не болели?...

Родительское собрание «Безопасность вашего ребенка или как уберечь ребенка от насилия».

Данный материал поможет учителю напомнить родителям правила поведения, которые помогут уберечь ребёнка от насилия....

Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать."

              Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать." На носу перв...

Готов ли ребёнок к школе. Телевизор и младший школьник. РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК НЕ СРЫВАТЬСЯ НА РЕБЕНКЕ?

1.Материал выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. 2. Даны правила просмотра телевизора ребенком.3.  Ребенок не хочет учит...

Здоровый ребенок-легко обучаемый ребенок.

Родительское собрание с участием медицинского работника....

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...