Первые шаги в школе. Ресурсы и риски.
статья (1 класс)
В статье даются рекомендации ролдителям первоклассников о том, как помочь ребёнку адаптироваться к школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Первые шаги в школе. Ресурсы и риски.
Поступление в школу - и радостное и одновременное волнительное событие и для ребёнка, и для его родителей. Как сделать так, чтобы , переступив порог школы и столкнувшись и с первыми радостями, и с первыми трудностями ребёнок продолжал трудиться и настойчиво преодолевать все превратности школьной жизни.
Каждый родитель знает, что чем более подготовленным на старте школьной жизни будет ребёнок, тем легче ему будет адаптироваться к ней. Многие дети посещают курсы подготовки к школе, занимаются в различных кружках и центрах, где развивают мышление, внимание , память, учатся читать и писать. И несмотря на это, нет гарантии, что прийдя в школу, ребёнок начнёт всё «схватывать налету». Намного легче справиться с трудностями тем детям, чьи родители не ждут от них только блестящих результатов. Ребёнок не должен чувствовать себя скаковой лошадью, на которую сделали высокие ставки. Выигрывают те, кто способен на первое место поставить сами знания, а не оценки за них. Иначе со временем самое получение знания обесценивается, а сверхзначимость приобретает только отметка. Встречая ребёнка со школы, нужно прежде всего расспрашивать его о том, что было сегодня интересного, чему он научился, что особенно запомнилось. Трудности и неудачи - это неизбежные спутники человека на пути познания чего-то нового. Это не повод, чтобы остановиться и перестать верить в себя, а необходимое испытание. «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот достигнет её сияющих вершин, кто не страшась усталости карабкается по её каменистым тропам». (К. Маркс).
Однако психологическая готовность не исчерпывается только знаниями и умениями. Есть ещё такие понятия как мотивационная и социальная готовность. И если желание учиться в школе есть всё-таки у большинства детей, то вот с пониманием необходимости выполнения новых правил поведения и требований учителя зачастую возникают большие трудности. Чтобы ребёнку было легче освоиться в новой ситуации , хорошо бы дома поиграть в школу. Потренироваться как нужно правильно дать знать учителю, что ты готов к ответу, или хочешь выйти из класса. Почему нельзя кричать с места, ходить по классу, заниматься посторонними делами на уроке. Как ни банально это звучит, но порой детям трудно справиться именно с этими элементарными правилами поведения. Бывая на уроках в начальной школе, сразу можно заметить детей, которым трудно дождаться когда их спросят. Они моментально выкрикивают с места, не просто тянут руку, а буквально выпрыгивают со своего места. И дело не в том, что ребёнок дурно воспитан. У таких детей низкая саморегуляция, им сложно контролировать себя в подобной ситуации. Любое усилие ребёнка, направленное на то, чтобы сдержать себя, уметь затормозить нежелательную спонтанную реакцию нужно поддерживать и поощрять. Зачастую взрослые обращают внимание в первую очередь именно на нежелательное поведение, но более эффективно поощрять и хвалить ребёнка именно за то, что он смог преодолеть себя, справиться со своими эмоциями.
Попадая в новый коллектив, ребёнок сталкивается с необходимостью познакомиться со своими одноклассниками, наладить отношения, найти себе друзей. И не всегда новые знакомства несут только положительные эмоции. В последнее время появилась тенденция очень активного вмешательства родителей в отношения в детских коллективах. Особенно некрасивые ситуации возникают, когда поведение какого-либо ребёнка начинают обсуждать в родительских чатах. Ничего хорошего такая практика не несёт ни детям, ни их родителям. Ребёнка необходимо учить прежде всего самого справляться с трудной ситуацией. Детям легче будет наладить контакт друг с другом, прояснить конфликтную ситуацию, если родители изначально будут настроены на конструктивное разрешение конфликта. Возникающие трудности нужно обсуждать прежде всего с педагогом или непосредственно с родителями того одноклассника, с которым у вашего ребёнка не ладятся отношения. Вот обычный пример из школьных будней. Дети бегают по коридору во время перемены. Одному ребёнку очень хочется поиграть с другим. Не зная как подойти, он подбегает и бьёт по плечу со своего одноклассника. В действиях этого ребёнка нет никакого злого умысла, наоборот, есть желание подружиться. Но тот, кому досталось по плечу, может и не понять этих добрых намерений и расценить действия одноклассника как недружелюбные и даже агрессивные. Порой дети просто не знают – как можно познакомиться , попросить помощи , не дерясь и не обзывая, дать понять, что не настроены на общение. Спокойная, объективная и взвешенная позиция родителей поможет ребёнку увидеть в своих одноклассников не противников, а таких же добрых и хороших детей, как и он сам.
Психолог МОУ «СОШ № 71»: Кондратьева О.О.
Предварительный просмотр:
Готов ли родитель к школе?
На нашем информационном поле нет недостатка в различных материалах, пособиях и рекомендациях по поводу того, как подготовить ребёнка к школе. Существует очень много развивающих книг, рабочих тетрадей по развитию мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики и т. далее. В каждой школе и практически в каждом развивающем детском центре есть группы, программа которых направлена именно на подготовку ребёнка к школе. Между тем у нас практически отсутствует такое понятие как подготовка к школе родителей. И этот пробел нужно обязательно восполнять. Почему? Давайте немного поразмышляем.
Думаю, никто не будет спорить о том, что с того момента когда ребёнок переступает порог школы и начинает учиться, обязанности родителя значительно увеличиваются . Возникает необходимость особенно чётко контролировать режим ребёнка. В садик можно было прийти и чуть позже, а некоторые дети вообще находились дома под присмотром бабушек, соответственно можно было подольше поспать и более гибко менять свой график жизни. Со школой такой номер не пройдёт. Жизнь ребёнка становится более регламентированной , а организация нового порядка полностью лежит на плечах родителя. И это дополнительная нагрузка на взрослого.
Особо нужно сказать о том, что в семье появляется новый вид деятельности, наиболее затратный и по времени , и по эмоциональному накалу - это приготовление домашних заданий. Детей, которые в первом классе без лишних напоминаний садятся за уроки и делают их самостоятельно, на самом деле очень немного. Чаще всего родителям приходится затрачивать немало усилий, чтобы усадить своё чадо за уроки, разъяснить то, что ребёнок не понял, проконтролировать, чтобы работа была выполнена чисто и аккуратно. Это требует значительных сил и терпения от взрослого человека. После напряжённого рабочего дня это дополнительная нагрузка для любого человека, и справляться с неё могут далеко не все взрослые.
А если ребёнку в школе не понравилось? Может быть он не так быстро усваивает материал, не сложились отношения с учительницей и одноклассниками? Вот вам и дополнительные переживания и новые проблемы, которые тоже требуют и сил, и времени для своего разрешения.
К тому же новый коллектив для ребёнка – этот и новый коллектив для родителя. На родительских собраниях и в родительских чатах приходится обсуждать самые разные проблемы. А уровень культуры, жизненные ценности и потребности у всех родителей разные. И здесь каждому родителю придётся потратить свои силы на то, чтобы выстроить конструктивные отношения и с учителем и с другими родителями класса.
Поэтому готовится к школе родителю ещё как необходимо. Прежде всего нужно принять как должное, что поступление в первый класс ребёнка меняет не только режим жизни семьи, но и требует больше времени у родителя. Если ребёнку нужна серьёзная помощь при подготовке уроков, то кому может родитель делегировать какую-то часть своих обязанностей, чтобы освободить для себя время и не истратить весь запас своих физических и эмоциональных сил. Если делегировать некому, то от выполнения каких дел можно временно отказаться, потому что нельзя объять необъятное. К своим человеческим ресурсам нужно относиться бережно и уважительно.
Как взрослому справиться со своими эмоциями (чаще всего это злость и раздражение), если ребёнок не хочет выполнять домашнее задание или делает его небрежно? Порой процесс приготовления уроков растягивается на несколько часов и является мучительным не только для ребёнка, но и для всех остальных членов семьи, потому что напряжение и усталость уже, как говорится , разлиты в воздухе. Прежде чем ругать ребёнка за неуклюжесть или медлительность, советую родителям провести небольшой эксперимент. Написать три раза левой рукой (для правшей) или правой рукой ( для левшей) фразу : «Я делаю домашнее задание». Мамы и папы сразу почувствуют себя в роли первоклассников и с большим пониманием и терпением смогут относиться к ошибкам своих детей. Не забываем также о том, что в первом классе от выполнения домашних заданий можно отказаться или выполнять их частично. Дело в том, что для первоклассников сама необходимость работать даже на протяжении трёх-четырёх уроков, успевать за темпом работы всего класса, выполнять все требования и задания учителя
- это уже большое испытание и большая и умственная и физическая нагрузка. Поэтому зачастую сил на выполнение домашнего задания у детей просто уже не остаётся. Родители, которые научатся проявлять гибкость в этом вопросе, сохранят физическое и психическое здоровье своё и своего ребёнка.
В двух словах о родительских чатах. Учитель создаёт чат для более оперативной связи с родителями. Родители создают свою группу общения для обсуждения каких-то своих текущих вопросов. Но этими вопросами не могут быть публичные обсуждения других детей или уж тем более, учителя. Если есть какие-то претензии или вопросы к поведению кого-либо из одноклассников, к требованиям учителя, то публичное обсуждение не только не разрешит , а, наоборот, усугубит проблему. Вовлекая других людей в орбиту проблемной ситуации, мы делаем её более напряжённой и только затягиваем её решение. Все возникающие вопросы необходимо обсуждать прежде всего с педагогом и с родителями участников конфликтной ситуации, если она непосредственно касается вашего ребёнка. Предметом обсуждения или критики может быть только поведение, но никак не личность другого ребёнка. Если отношения строятся на основе взаимного уважения, то разрешить любую, даже самую сложную проблему, можно будет значительно быстрее и эффективнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые стандарты - первые шаги в начальной школе
В настоящее время перед образованием стоит задача подготовить человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, работать с информацией, принимать и уважать ценности общества, имеющег...
Родительское собрание на тему "Первые шаги ребёнка в школе" 1 класс К Учитель начальных классов Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на -Амуре Хабаровский край
Условия успешной адаптации первоклассников, тренинги, творческие задания, нестандартные советы по воспитанию для родителей- со всем этим можно ознакомиться в разработке собрания....
Календарно-тематическое планирование кружка"Первые шаги в мире информатики"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике,2класс, 2часа в неделю(вторая половина дня)....
Окружающий мир. 4 класс ОС "школа2100"Первобытный мир-первые шаги человечества
В плане урока представлен тест, презентация и современные технологиУрок интересен разнообразием методов иприёмов. К каждому этапу поставлена цель и предполагаемый результат....
Урок-праздник "Мои первые шаги в английском"
Урок проводится во 2 классе (первый год обучения) после изучения алфавита. В игровой форме дети закрепляютт алфавит, цифры, цвета, название животных....
Научно-практическая конференция «Шаги к успеху» Проект "МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В РОБОТОТЕХНИКЕ"
Робототехника - это направление, которое позволяет создавать с помощью образовательных конструкторов различные виды роботов, моделировать их движения, программировать их с помощью компьютера. Конструи...
Проект «Адаптация детей в первой младшей группе» «Ох уж не легки эти первые шаги»
В этом проектерассказывается, как легче пройти адаптацию....