Родительское собрание на тему: «Жизнь ребенка и успехи в школе. Кризис семи лет».
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Абакарова Нурана Рамиз кызы

Родительское собрание на тему: «Жизнь ребенка и успехи в школе. Кризис семи лет».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_polnostyu.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Жизнь ребенка и успехи в школе. Кризис семи лет».

Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с семилетним ребенком.

Задачи:
- помочь родителям овладеть знаниями о возрастных особенностях детей 7-ми лет и учитывать их в общении;

- сформировать представление о кризисе семи лет;

- развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребенком и обусловленных его возрастными особенностями;

- выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.

Вступительный этап

- Добрый вечер, уважаемые родители,меня зовут Рая Гасановна.

- Сегодня мы с вами будем говорить о важнейших особенностях развития шести - семилетнего ребенка. Полученные знания помогут Вам лучше понять и почувствовать своего ребенка.

Основная часть

Ритуал приветствия

Упражнение «Комплименты»

- Для начала я предлагаю одно упражнение. Называется «Комплименты».

-  Прошу всех встать в круг. Вам необходимо будет передавать мяч по цепочке своему соседу, при этом сказав ему какой-либо комплимент или что-нибудь приятное. Например, «Вы сегодня выглядите очень обворожительно».

Кризис семи лет

Кризисы – это движущая сила развития. Существуют кризисы новорожденности, трех лет, семи лет и 13 лет (подростковый).

Протекание каждого кризиса у детей происходит по-разному: у кого-то он начинается рано, у кого-то чуть позже, ведь все дети по-разному развиваются.

В большинстве случаев он начинается в 6.

Все возрастные кризисы закономерные и необходимые этапы развития детей.

Упражнение «Качества моего ребенка»

Инвентарь: карточки для заполнения (таблица)

- Я для Вас приготовила карточки-таблицы «Качества моего ребенка». И прошу Вас заполнить их. Вам необходимо заполнить положительные и отрицательные характеристики ребенка, по 5 качеств.

Качества моего ребенка

Положительные качества

Отрицательные качества

Примеры положительных качеств:доброта, эмпатия и т.д.

Примеры отрицательных качеств: упрямство, непослушание, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость и т.д.

- Сейчас давайте, по кругу перечислим основные качества детей на настоящий момент времени.

А сейчас посмотрите внимательно на ваш список отрицательных качеств это, «классический» портрет детей в период кризиса семи лет и это закономерное развитие ребенка.

Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей детей и от поведения взрослых (родителей, педагогов).

Кроме того кризис появляется когда:

- меняется у детей рост, происходит смена зубов;

-  меняется у детей образ жизни. Например, год назад они в основном играли, рисовали, был свободный режим. А сейчас у них определенный режим дня, появилась учебная деятельность, родители стали строгими.

Некоторые отрицательные черты  (упрямство, конфликтность, непослушание и т.д.) могут закрепиться при неблагоприятном исходе.  

Возможные неблагоприятные последствия после закрепления кризиса 7 лет:

- нежелание учиться;

- нежелание посещать школу;

- низкая успеваемость;

- проблемы в общении со сверстниками;

- закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой;

- невроз.

Тест «Жизнь ребенка и его успехи в школе»

Инструкция для родителей: на каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет».

  1. Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей.
  2. Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка.
  3. Я приучаю ребенка (с минимальной помощью и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.
  4. Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки).
  5. Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать.
  6. Я постоянно беру ребенка в  поездки, путешествия, на экскурсии по интересным местам (посещение музеев, театров и прочее).
  7. Я приветствую игры и общение моего ребенка с друзьями.
  8. Я часто выполняю вместе с ребенком одно и то же дело.
  9. Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).
  10. Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок, игр и т.д.

Оценка теста.

 Посчитать количество плюсов (ответ «да»). Каждый положительный ответ оценивается в один балл. Разделив полученную сумму на 10 (количество утверждений), получаем среднеарифметическое число.

1-й уровень (1-0,7 балла).

          Вы правильно организуете школьную жизнь ребенка. Ребенок  имеет всесторонние   интересы, подготовлен к общению со взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.

2-й уровень (0,6-0,4 балла).

 У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребенка. Задумайтесь, являетесь ли  вы чрезвычайно активными, не блокируете ли вы «поле свободы» ребенка, достаточно ли времени ребенок общается со сверстниками? Уверены, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.

3-й уровень (0,3-0 баллов).

В вашем опыте прослеживается главная ошибка - чрезмерная опека ребенка, подмена усилий ребенка собственной  активностью.  Вы недостаточно даете общаться со сверстниками, мешаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесет успех в воспитательной стратегии.

- Вы, наверное, сейчас подумали, какие же наши действия на данный кризис?

1. Будьте внимательны к ребенку, уважайте его.

- Проявляйте любовь, тепло, ласку. Чаще говорите, что вы его любите и скучаете без него.

- Но не «привязывайте» его к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.

2. Поощряйте самостоятельность и активность.

- Разрешайте ребенку стирать и шить вещи, конструировать, ремонтировать, убираться, покупать что-либо в присутствии вас, если ему это интересно, нравится.

-  Отвечайте на вопросы ребенка, ведь 6-7 лет это возраст «почемучек». Детям интересно все, его любознательность не знает границ. Они задают вопросы о политике, происхождении планет, жизни на Земле, жизнь в других странах и другие.

- И не отмахивайтесь от вопросов, даже если вы отвечали на них.

3. Учите ребенка управлять своими эмоциями.

- На примере своего поведения, покажите пример «взрослого поведения». Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.

- Если ребенок капризничает, не надо вступать с ним в пререкания, навязывать свое мнение, угрожать наказаниями. Лучше взять тайм-аут и на время прекратить общение, а потом не вспоминать о произошедшем.

- Можно создать «день послушания» и провести его без единого замечания.

4. Присутствие заниженной    самооценки свидетельствует отом, что дети испытывают дефицитвнимания, любви, поддержки, эмоциональнойзащищенности со стороны взрослых.

Низкая самооценка, сформированная на протяжениидошкольного детства, может стать причинойнеуспеваемости в школе. Она порождает страхнеудачи, а в своем крайнем проявлении – отказот деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Ребенок готов быть лентяем, чем неуспешным в учебе.

5. Соблюдайте культуру диалога, ведь дети подражают нам, а в поведении мы можем увидеть отражение своих привычек и способов общения.

6. Необходимы доброжелательные и открытые отношения в семье.

7. Поощряйте общение со сверстниками.

8. Создайте условия для развития интеллекта (игры-задания, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), для развития речи (чтение сказок, стихов, беседы).Делайте подделки, оценивайте результаты, хвалите ребенка. Во время занятий делайте паузы, направленные на смену деятельности. Например, физкультминутка, музыкальный перерыв.

9. Следите за состоянием здоровья (больной ослабленный ребенок хуже воспринимает информацию, не идет на контакт с окружающими).

10. Расскажите свои интересные истории из жизни школы.

Если вы будете использовать хотя бы некоторые из приведенных рекомендаций, вы сможете преодолеть негативные проявления кризиса 7 лет и с честью выйти из этого сложного периода как для ребенка, так и для вас.

В психологии есть термин «школьная зрелость», то есть дети должны «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ними.

Упражнение «Школа – это…»

- Задание: передавая мяч по кругу скажите, что вы ассоциируете со словом школа.

Обучение в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной   мобилизации   интеллектуальных   и физических сил.

Вообще с началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка.

В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте 6-7 лет, именно эта нагрузка является наиболее утомительной.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменений своего статуса: «Я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку:

а) принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками;

б) подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т.п., несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.

Родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требование соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим, зависящим от настроения.

Но требование соблюдения правил и норм поведения вовсе не означает, что разговор о них должен обернуться перечнем запрещений и обязанностей.

Дети сами стараются разобраться в необходимости каждого правила, выделить наиболее важные, наиболее значимые. Нужно не только дать детям знания о нормах поведения уже в первые дни обучения в школе, но и построить весь процесс воспитания так, чтобы он способствовал развитию и возникновению у ребенка определенных нравственных, этических выводов.

Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать.

Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе, и все-таки элемент соревновательности, конкурентности  доминирует  в совместной работе.

Некоторые, долго не сближающиеся с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на переменке играют в сторонке или жмутся к стенке.

Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников:  ведь ему очень необходимаих оценка, их отношение, каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе.

Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков.

Сейчас в практике школьного обучения на начальном этапе не ставятся отметки для оценки успехов первоклассников. Не должны, потому что отметка может быть   постоянной   психотравмирующей   ситуацией, затрудняющей адаптацию ребенка в школе. Несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна.

Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут трудности.

II. Обсуждение с родителями трудностей, возникших в воспитании первоклассников.

Трудностей много, они разные, одни преодолеваются довольно просто, другие же доставляют немало хлопот и огорчений родителям и учителям. С первых школьных дней одна из самых частых бед и жалоб - плохо с письмом.

Чаще всего дело в задержке речевого развития. Чтобы написать букву, надо сначала услышать звук. Ребенок должен сосредоточиться на звуковом разборе слова и на том, как звуки перевести в буквы. А если сами образы звуков нечетки, туманны, смешиваются один с другим? Тогда и письмо будет с ошибками. У детей, которые пришли в 1 класс с задержками речевого развития, с нарушениями устной речи, с ошибками в различении букв, встречаются почти все дефекты письма - плохой почерк, неправильное написание букв, медленный темп работы.

Как же бороться с этими трудностями?

Прежде всего родители обязательно должны посоветоваться с логопедом.

Одним из способов помочь ребенку преодолеть трудности может стать работа с карточками. Приготовьте чистые карточки и три небольших ящичка. На каждом напишите: «Пишу с ошибками», «Сомневаюсь», «Пишу правильно».

На карточках - слова, в которых ребенок делает ошибки. Обведите красным то место в слове, где есть ошибка. Разберите звуковой и буквенный состав слова. Пусть ребенок напишет слово несколько раз, проговаривая его и выделяя орфограмму цветной пастой. Занятия должны быть непродолжительными (10 - 15 минут), ежедневными,  систематическими. Постепенно перекладывая карточки из одного ящика в другой, не забывайте повторять пройденное.

Упражнение «Пожелания»

Предлагаю всем встать в круг и, передавая друг другу этот мяч сказать пожелания. Вы говорите «Я желаю Вам … (… солнечного настроения Вашей семье)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Телевизор в жизни ребенка"

Основными задачами материала являются: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором; определить наименование и количество передач для просмотра деть...

Родительское собрание на тему «Особый ребенок в семье».

Цель: выявить актуальные формы работы родителей с детьми в семье.Задача:-Решать проблемы семьи ребенка с ООП.-Планировать формы взаимодействия с родителями.-Формировать желание родителей понять пробле...

Родительское собрание на тему "Готовность ребенка к школе"

Данная разработка содержит конспект и презентацию для собрания с родителями будущих первоклассников на тему: "Готовность ребенка к школе"...

Методическая разработка родительского собрания «Значение в жизни ребенка развития положительных эмоций»

Данная разработка  родительского собрания предназначена для родителей учеников 1-4 классы. Главная задача - совместно с родителями обсудить проблему значения положительных эмоций в жизни ребенка,...

Родительское собрание «Компьютер в жизни ребенка. Польза или вред?»

Обсуждение проблемы компьютерной зависимости, рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников....

Сценарий родительского собрания "Компьютер в жизни ребенка - польза или вред?"

Задачи собрания:1.      Показать возможность использования компьютера в учебной деятельности и в домашних условиях.2.      Обсудить с родителями пробл...