Что делать, если ребенку сложно учиться в школе
статья

В статье даются рекомендации начинающим педагогам и родителям, как поступить, если ребенку сложно учиться в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chto_delat_esli_rebenku_slozhno_uchitsya.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенку сложно учиться в школе.

Если оценки оставляют желать лучшего – это не повод обвинять ребенка в безответственности и лени. В первую очередь необходимо разобраться, что мешает ему учится, в чем причина.

Первая причина может быть в том, что требования и программа оказывается выше возможностей ребёнка, что особенно актуально для начальной школы.

У детей в начальной школе часто можно наблюдать неравномерное развитие познавательных функций: ребёнку трудно сосредоточиться, он не может вникнуть в содержание главы учебника или не успевает написать изложение за урок, постоянно отвлекаясь, не может запомнить материал, невнимателен. Такие дети оказываются в стрессовой ситуации и могут «отставать» от программы.

Подобная несформированность познавательных функций может приводить к следующим трудностям обучения:
*Дислексия и дисграфия — специфические нарушения чтения и письма;
*Дискалькулия — специфические нарушения, связанные с арифметическими операциями;
*Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
* Тотальное снижение успеваемости.

Конечно, учёба в таких условиях — источник негативных эмоций и ощущения «неуспешности». Дети с подобными трудностями рискуют быстро «уйти» в избегание неудач и даже оказаться в состоянии выученной беспомощности, поскольку ресурсов справиться самостоятельно у них попросту нет.

Как действовать учителю?

  • Если вы замечаете, что ребёнку сложно учиться, обратитесь за диагностикой к специалистам — дефектологу, психологу, нейропсихологу, логопеду.
  • Облегчайте учебный процесс с помощью мнемотехник, ментальных карт, визуальных подсказок, техник для развития памяти.
  • Невнимательным, импульсивным помогите составить план действий, проверить ответ в конце.

Разрыв между способностями и требованиями

Бывает и так, что ученик развит по возрасту, но требования программы, по которой он учится, значительно выше его возможностей. Ребёнок мог бы чувствовать себя вполне успешным в другой школе, но постоянно терпит неудачи, что, опять же, может привести к избеганию. Часто большую роль здесь играют амбиции родителей, которые стремятся к престижу или же хотят создать для ребёнка развивающую среду.

Как действовать учителю?

  • Проведите педагогическую диагностику, чтобы зафиксировать объективные возможности ребёнка.
  • Обсудите с родителями вариант перехода в школу, где ребёнку будет проще. Деликатно расскажите родителям о перспективах избегания и тотальном чувстве неуспешности. Нет смысла учиться в лучшей школе, если в ней ребёнку плохо, если в ней он не реализовывает свой потенциал.

         Конституциональные особенности

В каждом классе можно встретить очень  медлительного ребёнка, который не успевает за инструкциями, отстаёт от класса в решении задач и усвоении материала.

Хорошо, если такой ребёнок достаточно заинтересован и переспрашивает. Гораздо чаще бывает, что ребёнок перестаёт пытаться успеть и разобраться.

Медлительных детей часто подгоняют и пытаются дополнительно стимулировать к активным действиям. Важно понять: такая скорость — это не их выбор, мы можем только учесть имеющиеся ограничения.

Несправедливо применять к медлительным детям те же требования, что и к остальным; у них просто нет ресурсов работать с такой же скоростью и продуктивностью.

Как действовать учителю?

  • Разрешите ребёнку работать в своём естественном темпе, пусть завершит контрольную/задание позже;
  • Снижайте требования, соотносите их с возможностями ребёнка.

Родители – первые мотиваторы для обучения ребенка.

Работать с мотивацией сложно, и если родители готовы сотрудничать, лучше действовать сообща.

Вот несколько советов для родителей, которые помогут  школьнику учиться продуктивнее:

  • Следите за обучением ребёнка. Вы всегда должны быть в курсе его успехов и неудач, чтобы вовремя похвалить или указать, над чем стоит поработать серьёзнее.  
  • Организуйте чёткий распорядок дня. Если время на уроки, еду, увлечения и сон будет регламентировано, ребёнок сможет лучше сосредоточиться на деле, а вам не придётся тратить нервы на споры и уговоры. 
  • Научите ребёнка тайм-менеджменту. Планирование задач позволит эффективнее распределять нагрузку. Например, большое задание можно выполнить небольшими порциями за несколько дней. Записывать задачи на каждый день можно на стикерах, магнитной доске или в онлайн-планировщик. Умение назначать сроки и укладываться в них будет полезно ребёнку на протяжении всей жизни. 
  • Организуйте удобное рабочее место. Для письменных работ школьнику необходимы правильно подобранная мебель и хорошее освещение. 
  • Обеспечьте правильное питание и здоровый сон. Следите, чтобы ребёнок спал не менее восьми часов в сутки, обеспечьте его здоровым питанием дома и давайте на учёбу полезные перекусы — например, орехи или злаковые батончики. 
  • Интересуйтесь школьной жизнью. Ходите на собрания, общайтесь с учителями, слушайте, что они говорят о вашем ребёнке. Так вы сможете помочь ему выстроить правильные отношения в школе и всегда будете в курсе событий.
  • Не ругайте школу. Даже если вы считаете, что учитель не прав или задание в учебнике кажется вам бессмысленным, оставьте критику при себе. Если вы подорвёте авторитет школы в сознании ребёнка, то о серьёзном отношении к учёбе можно забыть. Не стоит распространяться и о своём негативном школьном опыте: тот факт, что вы всегда ненавидели химию, едва ли поможет ребёнку полюбить этот предмет.   
  • Подавайте личный пример. Чтобы ваш школьник полюбил читать, он должен регулярно видеть вас с книгой — бессмысленно требовать от ребёнка то, что не делаешь сам. 

Не тревожьтесь слишком сильно из-за неуспеваемости своего ребёнка. Если учёба даётся ему с трудом — это вовсе не значит, что он на всю жизнь останется аутсайдером. Уделяйте ему внимание, и тогда ваш ребёнок вырастет полноценной и развитой личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ребенок заикается или картавит?

На вопросы читателей «Комсомолки» ответили начальник отдела дошкольного образования департамента образования администрации города Омска Елена КИРПОТА, учитель-логопед средней общеобразовательной школы...

Что делать, если ребенка обижают одноклассники.

Памятка поможет родителям как правильно разрешить сложившуюся ситуацию....

Что делать, если ребенка дразнят?

За что дети дразнят вашего ре­бенка - принципиального значения не имеет. Может, он слишком тол­стый, носит очки или имеет физи­ческий недостаток. Значение же имеет то, что обидные прозвища отраж...

что делать, если ребенок начал заикаться?

Здесь родители найдут ответ на вопросы: Что делать, если ребенок внезапно начал заикаться?, Как помочь учиться заикающемуся школьнику?...

Что делать, если ребенок не хочет учить английский язык?

Советы родителям, чти дети не хотят учить английский язык...

Что делать, если ребенок хулиганит в школе

Что делать, если ребенок хулиганит в школе...