"Первый раз в первый класс"
консультация (1 класс)
Поступление в школу – переломный момент, один из критических периодов в жизни ребенка. Начало школьного обучения кардинально меняет уже сложившийся образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
(родительское собрание)
Учитель начальных классов МОАУ "Моготская СОШ"
Тындинского района Амурской области
Миронова М.Н.
Цель: - познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к
первому году обучения в школе;
- предложить практические советы по адаптации ребенка к школе
Форма: круглый стол
Оборудование: рисунки детей, презентация
Ход собрания
- Родительский практикум «Корзина чувств»
Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дно которой вы поместите
разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать ребенок, когда идет в школу в первый раз.
После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе и сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые целиком заполнили вас. Предлагаю написать свои чувства на листочках бумаги и поместить их в корзину.
(Родители пишут записки и опускают их в корзину)
Далее будем доставать записки из корзины и пытаться объяснить, почему могло возникнуть такое чувство
(Родители достают записки, зачитывают их и пытаются объяснить)
- Физиологические условия адаптации ребенка к школе
Я хочу обратить ваше внимание на проблемы здоровья ребенка, которые
могут быть связаны с изменением его статуса:
- изменение режима дня ребенка в школе в сравнении с детским садом, увеличение физических нагрузок;
- создание условий для двигательной активности ребенка после учебного времени;
- контроль правильной позы ребенка за столом, соблюдение правил освещения рабочего стола;
- предупреждение близорукости, искривления позвоночника, необходимости тренировки мелких мышц кистей рук;
- обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей;
- организацию правильного питания ребенка;
- закаливание ребенка и возможности занятий спортом;
- воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных качеств сохранения собственного здоровья.
- Психологические условия адаптации ребенка к школе
Поступление в школу – переломный момент, один из критических периодов
в жизни ребенка. Начало школьного обучения кардинально меняет уже сложившийся образ жизни.
Свойственные дошкольнику беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь он должен систематически и напряженно трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, аккуратно делать задания и т.д.
Другими словами, он должен адаптироваться к школе, т.е. приспособиться к новым условиям существования, к новому виду деятельности (учебной), к новым контактам и нагрузкам. От того, как пройдет адаптация в первый год обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость школьника в последующие годы.
Период адаптации к школе может длиться от 2 – 3 недель до полугода. Его длительность зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера его взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности к школьной жизни.
Познакомьтесь с признаками успешной адаптации первоклассника:
- удовлетворенность процессом обучения: ребенку нравится в школе, он не
испытывает неуверенности и страха;
- легкость в усвоении программного материала;
- степень самостоятельности учащегося при выполнении учебных заданий,
готовность воспользоваться помощью взрослых лишь после предпринятых попыток выполнить задание самостоятельно;
- удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и
учителем – самый важный признак того, что ученик освоился в школьной среде.
Если первоклассник испытывает затруднения при обучении – необходимо поддерживать его в трудный момент, не критиковать за излишнюю медлительность, не сравнивать с другими детьми. Важно на первых порах вселить в ребенка уверенность в успехе, помочь привыкнуть к мысли, что у него все получится.
Первый год обучения в школе – серьезное испытание для ребенка. Психологи отмечают, что дети переживают психологический кризис. Важные изменения в жизни первоклассника – «прилюдность» поведения, контроль со стороны учителя, одноклассников, родителей. Публичность жизни может забирать значительную долю психологической энергии ребенка. Для снятия нагрузки нужно давать детям дома возможность для уединения, а также постараться не делать им лишних замечаний.
Положению первоклассника не позавидуешь. Он попал в новое окружение, появились новые требования, ему надо уметь слушать, концентрировать внимание, отвечать на вопросы, при этом подавлять желание побегать, поиграть и повеселиться. Когда со всем этим ученик справляется, то он радостен, увлечен, верит в свои силы – т.е. он полностью адаптировался. Если первоклассник по разным причинам не справляется с учебной нагрузкой, то он попадает в разряд неуспевающих, что приводит к неврозам и «школобоязни».
Чаще всего в группу риска попадают следующие учащиеся:
- соматически ослабленные дети, имеющие хронические заболевания и состоящие на учете у разных специалистов. Сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии здоровья. Число детей, неспособных на должном уровне усвоить программу, колеблется от 15% до 40%. Они пропускают много уроков и долго восстанавливаются после болезни, у них низкая работоспособность и повышенная утомляемость;
- дети с синдромом дефицита внимания. Для них характерна чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание;
- леворукие дети;
- дети с нарушением эмоционально-волевой сферы – агрессивные, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные или замкнутые.
К критериям благополучной адаптации можно отнести:
- динамику улучшения работоспособности на протяжении первого полугодия;
- отсутствие изменений показателей здоровья;
- хорошее усвоение учебной программы.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в
поведении первоклассников.
Насколько ребенок будет готов к учебной деятельности, зависит не только от учителя, но и от родителей. Чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее первоклассник адаптируется к новым условиям.
Форма адаптации | Форма дезадаптации | Причины |
Привыкание к предмет-ной стороне учебной деятельности | Неприспособленность к предметной стороне учеб-ной деятельности | Недостаточное развитие ребенка, отсутствие помо-щи и внимания со сторо-ны родителей |
Умение управлять своим поведением | Неспособность произ-вольно управлять своим поведением | Неправильное воспитание в семье (отсутствие внеш-них норм, ограничений) |
Активное принятие темпа школьной жизни | Неспособность принять темп школьной жизни | Неправильное воспитание в семье или игнориро-вание взрослыми индиви-дуальных особенностей детей |
Семейное и школьное «мы» идут рядом, парал-лельно | Неумение разрешить про-тиворечие между семей-ным и школьным «мы» | Ребенок не может выйти за пределы семейной общности, семья не вы-пускает его |
Обобщенная картина школьной адаптации и дезадаптации выглядит так:
(Родителям предлагается опросник, с помощью которого можно определить, есть ли проблемы адаптации у ребенка. Это задание выполняется индивидуально, всем присутствующим на собрании, его результаты не демонстрируются.)
В нем представлены три сферы общений ребенка: семья, коллектив, улица. В каждой сфере семь возможных параметров. Обведите кружочком тот параметр в каждой сфере общения, который подходит именно вашему ребенку. Выпишите эти три цифры. Нанесите цифры (точки) на каждое из трех направлений графика и соедините их отрезками. Вы получите треугольник. Вытянутость его в какую-то сторону указывает на проблемы адаптации ребенка именно в этом направлении.
Определение проблем адаптации
семья
- друг
- привязан к родителям
- замкнут, осторожен
- конфликтен
- примыкает к одному из родных
- разорваны связи с семьей (бродяжничает)
- выталкивается из семьи
коллектив
- руководитель
- авторитетный помощник
- формальный помощник
- имеет временные роли
- не имеет определенной роли, но авторитетен
- не имеет связей и поддержки в коллективе
- изолирован
улица
- лидер
- приветствуемый
- не зависим в группе
- примыкает к группе без проблем
- вне группы, но пользуется авторитетом
- примыкает к группе жертв
- отвергаемый
Коллектив |
Улица | Семья |
Вы уже успели убедиться, что для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году мотивация в основном обеспечивается взрослыми. От их реакции на попытки детей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. Давайте попробуем дать друг другу родительский совет по развитию интереса и желания к учению.
(Совместно с родителями составляется схема успешного обучения. Каждый пункт схемы обсуждается с родителями)
Желание учиться |
1 Вера в успех |
2 Положительные установки |
3 Любовь родителей |
4 Приучение к режиму |
5 Выполнение правил |
Комментарий:
- в семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги;
- важно не допускать негативных установок в отношении ребенка;
- любовь родителей (касание, объятия, улыбки, взгляды, слова) ребенок должен чувствовать постоянно;
- именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей;
- известные правила и нормы поведения должны соблюдаться всеми членами семьи во всех жизненных ситуациях.
- Подведение итогов родительского собрания
Чтобы облегчить адаптацию ребенка к школе, нужно:
- Быть наблюдательным и внимательным к своему ребенку. Отмечать изменения в его поведении и работоспособности и сообщать об этом учителю.
- Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.
- Помнить, что учебные успехи – это еще не все.
- Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.
- Развивать память, речь, внимание, мышление, усидчивость.
- Обращать внимание детей на осанку во время занятий.
- Использовать профилактические меры для сохранения здоровья ребенка
- Оборудовать дома уголок школьника.
(Родителям вручаются памятки о том, как помочь ребенку в период адаптации к школьной жизни)
Литература: "Психолого-педагогическое просвещение родителей первоклассников: методическое пособие / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: ООО "Русское слово – учебник", 2012
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Необходимые условия успешного обучения первоклассника»
- Организуйте уголок школьника и поддерживайте в нем порядок
- Перед началом выполнения заданий выключите радио, телеви-
зор. Не мешайте ребенку излишними замечаниями, громкими разговорами.
- Научите ребенка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:
- собрать школьные принадлежности;
- подготовить обувь и одежду.
- Рационально организуйте режим дня ребенка:
- подъем и сон – в одно и тоже время;
- отдых на свежем воздухе после учебных занятий;
- просмотр телевизора (игры за компьютером) не более 1 часа.
- К делам ребенка относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе
с тем требовательны к результатам его деятельности.
- С самого начала учения вселяйте в ребенка веру и оптимизм:
«Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра»
- Создайте благоприятный психологический климат по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи.
- Повышайте самооценку ребенка в период адаптации к школе.
- Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для родителей.
- Обязательно проявляйте интерес к школе, к классу, в котором учится ребенок, к каждому им прожитому дню.
- Поощряйте дружеское общение ребенка с одноклассниками и возможность такого общения после школы.
- Не допускайте физические меры воздействия на ребенка, запугивание, критику, особенно в присутствии других людей.
- Исключайте такие меры наказания, как лишение удовольствий.
- Учитывайте темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставляйте ребенку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль над его деятельностью.
- Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Морально стимулируйте достижения ребенка. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/29/picture-44330.jpg)
Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"
Первый урок для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....
Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе.
Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе. ...
Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе
Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/09/picture-52264-1491754387.jpg)
Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"
Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/16/picture-274395-1374001605.jpg)
Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс"
Разработка интересного сценария первого урока для первоклашек....
Проведение первого урока в 1-м классе 1 сентября, посвященного Дню знаний «Первый раз в первый класс!»
Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.познакомить детей...
Сценарий первого урока в первом классе "Первый раз - в первый класс"
Конспект первого урока в первом классе с презентацией "Правила поведения в школе"....