Домашнее задание в учебной деятельности школьника
статья

Пузонёва Ольга Владимировна

«Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.»                                          

И. Кант

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dannye_psihologicheskih_issledovaniy.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Данные психологических исследований

Известный психолог Эльконин-Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания — это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме.

Третья функция домашнего задания — развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Содержание домашнего задания направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.
Самое элементарное в домашнем задании — это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:

Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;

Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся,

Вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;

Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

Совет родителям

Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток;

Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;

Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;

Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;

Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;

Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;

Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;

Контролируйте выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка.

Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.

Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.

Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

Чаше играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.

Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь  добросовестно выполнять домашнее задание. В этом ученику поможет специальная памятка.


Памятка «Как готовить домашние задания»:

Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.

Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.

Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.

Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.

Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.

Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.

Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.

На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы.

Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.

Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.

Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.

Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.

Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.

Надо составлять план устного ответа и проверять себя.

Метод ключевых слов

Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов. В результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод «5П»

Этот метод был разработан американскими психологами. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.

1П - просмотри текст (бегло);

2П - придумай к нему вопросы;

ЗП - пометь карандашом самые важные места;

4П - перескажи текст (используя ключевые слова);

5П - просмотри текст повторно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание в учебной деятельности школьника. Совет родителям

Как помочь ребёнку, а не навредить в выполнение домошних заданий.  Совет  родителям:·      Не  превращайте  выполнение  ребёнком  домашних...

Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника

о важности выполнения домашнего задания, материал для родителей...

"Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника".Родительское собрание.

Задача собрания показать родителям значение учебной домашней работы школьника в умственном труде, выявить особенности   выполнения домашних заданий   по отдельным предметам....

Роль домашнего задания в учебной деятельности ребенка.

Презентация к родительскому собранию....

Статья для родителей "Значение домашних заданий в учебной деятельности школьника"

В данной статье для родителей раскрывается значение домашних заданий в учебной деятельности школьника, даются советы....