Тема: "Как воспитать настоящего человека"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности. Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Задачи педагога — объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание на тему "Как воспитать настоящего человека" | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Об истинно высоком нраве
судить мы по манерам вправе»
Цели: - привлечь внимание родителей к проблеме формирования у детей
воспитанности;
- познакомить с основными составляющими воспитанности;
- дать рекомендации по приучению детей к правилам хорошего тона.
Форма проведения: круглый стол.
ХОД СОБРАНИЯ:
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
- Здравствуйте, дорогие коллеги-родители!
Добро пожаловать на очередную встречу . Вот сейчас, глядя на вас, я вспоминаю нашу первую встречу… А помните ли вы ваши первые впечатления друг о друге? С чего начиналась для вас встреча-знакомство с новым человеком?
Думаю, согласитесь, что часто новый человек начинается для других не с эрудиции, интеллекта, вкусов, деловых и нравственных качеств и всего, чем богат его внутренний мир. Это будет потом. А пока – внешность, манеры, стиль поведения. Срабатывает, как говорят психологи, феномен первого впечатления: «Сначала одобряет глаз, потом сердце».
Как же привить ребёнку хорошие манеры? Как помочь ему влиться в общество, не быть отторгнутым из-за невоспитанности? Об этом и будет наш разговор.
Воспитанность – качество личности, в котором слиты культура общения, культура внешности и культура потребностей (то есть бытовая культура). Ядром в этой триаде является культура общения.
Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времён тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно – нравственно – красиво. Однако стержнем истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому первое и непременное условие воспитания культуры общения – формирование у ребёнка позиции открытости, доверия, дружелюбия.
Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. До 16 века слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает приличия – условные и общепринятые способы выражения доброго отношения к людям.
II. СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.
- Как же обстоит дело с вежливостью у детей нашего класса?
Доброе отношение к окружающим начинается с доброго отношения к своим близким. Сегодня мы провели блиц-опрос на тему «Для чего вам нужна семья?»
Давайте узнаем мнение ребят (зачитываются ответы детей):
«Семья нужна для того, чтобы:
- продолжать род;
- любить друг друга и помогать друг другу;
- чтобы люди не были одинокими;
- когда человеку плохо, его всегда поддержат;
- чтобы с кем-то быть;
- чтобы вместе проводить выходные;
- в семье тебя всегда любят и всегда простят;
- чтобы родить ребёнка и жить вместе;
- чтобы помогать детям и жене;
- чтобы защищали друг друга и между собой не ругались;
- чтобы человека любили и за ним ухаживали;
- чтобы одевали и кормили;
- чтобы тебя любили и не отдали в детский дом, а то ты тем же отплатишь;
- чтобы быть в компании близких людей, как в уютном гнёздышке, где тебе всегда помогут.
III. РАЗБОР СИТУАЦИЙ.
Ситуация 1. «Грецкие орехи»
Неподалёку от школы в маленькой хатке жила одинокая бабушка. Старенькая-старенькая, уже зубов у неё не было. Школьники помогали бабушке: то воды принесут, то нарвут травы на лугу для козы.
В школьном саду созрели грецкие орехи. Крупные, полнозрелые, вкусные. Но такие твёрдые, что мальчики советовали шёпотом друг другу из рогатки орехами стрелять.
– Понесём орехи бабушке, – сказал кто-то из детей.
Дети нарвали ведёрко орехов, принесли бабушке. Высыпали на стол, на белую скатерть.
– Ешьте, бабушка, – защебетали дети и быстренько убежали из хаты.
Бабушка села у стола. Из глаз её потекли слёзы.
Дрожащими руками пересыпала она орехи. Они гремели, словно камешки, а со двора слышен бал весёлый детский щебет.
– Расскажите эту историю своим детям, и посмотрите на их реакцию. Наверное, вы увидите в глазах своего ребёнка боль и сочувствие: как же бабушка станет есть орехи, если у неё нет зубов? Неужели дети, которые принесли ей орехи, не чувствовали, что они причинят горечь старой женщине? Если все эти мысли прочитаны вами на лице собственного сына или дочери – за вас можно порадоваться. Но если вдруг увидите, что ваш малыш, не ощутив скрытой мысли, смеётся (ему смешно, что «бабушка играет орехами, словно камешками»), вам нужно задуматься. Этот смех таит в себе маленькие корешки большого зла. С такими детьми нужно много, очень много работать, пробуждать в их душах высшие моральные чувства. Изучайте и развивайте в своих детях эмоциональную воспитанность. Иначе…вам не избежать участи героини истории про грецкие орехи.
Ситуация 2. «В автобусе»
Нарядная оживлённая женщина в сопровождении высокого молодого человека входит в автобус. Увидев её, поднимается девочка:
– Садитесь, пожалуйста!
– Ну что ты…спасибо…не надо…
– Садитесь, садитесь! Я всегда пожилым место уступаю!
Оживление на лице женщины гаснет.
- Культура общения не исчерпывается одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут – тактичность, которая состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывает у них те или иные наши поступки.
Если, воспитывая у ребёнка вежливость, вы не уделяете должного внимания воспитания тактичности, результат будет грустным.
Ситуация 3.
Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
- Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
Ситуация 4.
Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать.
Почему сложилась такая ситуация?
- Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
Ситуация 5.
Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату.
Как бы вы поступили на ее месте?
- Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
Ситуация 6.
В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это.
О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
- В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.
ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.
Домашний очаг, семья даёт человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости бытия. А это зависит от взаимоотношений между членами семьи и от того, чем и как живёт семья, какие проблемы и интересы возникают в семейной жизни, каков семейный уклад и традиции, как разрешаются семейные конфликты. Главное, чтобы в семье были взаимная любовь, доверие, внимание и забота друг к другу.
Пусть же с вашей помощью, с помощью вашего родительского примера, он и станет приятным человеком с красивыми мыслями, чувствами и манерами. Пусть он будет предметом вашей радости и гордости…
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
1. Вручение родителям памяток. (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)
2. Заключительное слово учителя.
Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Задачи педагога — объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Воспитанность включает в себя следующее:
1. Поведение в семье.
Активное участие в делах и проблемах семьи; переживание радостей и невзгод семьи вместе со всеми ее членами; старательное выполнение своих постоянных обязанностей по дому; полное самообслуживание; забота о младших и старших членах семьи; проявление инициативы в поздравлениях и приготовлении подарков по случаю дней рождений, юбилеев и других особых праздников; активное участие в проведении семейных праздников и их подготовке.
2. Поведение в школе.
Дисциплинированность на занятиях, активное участие в проведении уроков; повседневное выполнение правил для учащихся, аккуратность и старательность в выполнении заданий; бережное отношение к школьному имуществу; активное участие в общественных делах класса и школы; старательное выполнение поручений учителя; умение руководить и подчиняться в делах классного коллектива; правильное поведение на переменах.
3. Отношение к старшим.
Вежливость в общении со старшими; правильное выполнение этикета в обращении к старшим; оказание помощи старшим, которые в ней нуждаются, разумное выполнение поучений старших.
4. Отношения со сверстниками.
Наличие друзей, товарищей, подруг. Инициатива в оказании помощи товарищам; стремление поделиться с товарищами своими радостями и невзгодами; искреннее сопереживание радостей и горестей товарищей, принципиальность в отношениях с товарищами; умение не бояться указать на их ошибки и проступки; держать слово и точно выполнять обещанное; отсутствие стремления выделяться в чем-либо.
5. Поведение на улице, в общественных местах.
Соблюдение правил уличного движения; любовь и бережное отношение к природе, к животным, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах; привычка уступать место в транспорте старшим и женщинам.
6. Отношение к самому себе.
Постоянно быть занятым полезным делом, не тратить время на безделье, быть всегда честным и искренним; выработать привычку не брать чужих вещей без разрешения; быть добрым к людям, прощать их ошибки, если они их признали; не быть завистливым к чужим успехам; искать и находить те виды деятельности, в которых самому сопутствует успех; честно признаваться в своих поступках и ошибках и стараться исправить содеянное; быть нетерпимым ко лжи, обману, воровству; не иметь дурных привычек (курение, сквернословие и др.); научиться заставлять себя делать то, что надо, а не то, что хочется; выработать привычку доводить начатое дело до конца, проявлять настойчивость в преодолении трудностей; заниматься систематически и упорно самовоспитанием, физическим самосовершенствованием; всегда иметь опрятный вид; проявлять постоянный интерес к литературе, искусству, постоянно читать художественную литературу; смотреть телевизор лишь ограниченное время; быть в курсе всех важнейших политических новостей, происходящих в стране.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме"Как воспитать настоящего человека".
О нравственном воспитании школьников....
Родительское собрание "Как воспитать настоящего человека"
Данное родительское собрание проводится с целью привлечения внимания родителей к проблеме формирования у детей воспитанности....
Родительский лекторий на тему "Как воспитать настоящего человека (о нравственном воспитании школьника)"
Данный материал поможет родителям формировать личность ребенка, воспитывать у него правильное отношение к окружающему миру, определенные нравственные позиции....
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека
Книга Сухомлинского "Как воспитать настоящего человека" представляет собой практическое пособие для учителя по этическому воспитанию подрастающего поколения. В книгу включены беседы, которые...
Учебный материал по книге В.А.Сухомлинского "Как воспитать настоящего человека "
Материал по книге В.А.Сухомлинского "Как воспитать настоящего человека "...
Сухомлинский "Как воспитать настоящего человека"
Сухомлинский "Как воспитать настоящего человека"...
Программа родительского собрания для 1 «Б» класса на тему: «Как воспитать настоящего читателя»
Родительское собрание посвящено теме" Как воспитать настоящего читателя" поговорим о значение книги в жизни ребенка, о том, что можно читать младшему школьнику, где найти нужные ...