собрание для родетелей будущих первоклассников
материал (1 класс)
Цель родительского собрания: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах психологической готовности детей к обучению в школе.
Задачи
• Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.
• Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Готовность к школьному обучению предполагает разностороннее развитие личности ребенка. Это целый комплекс свойств и характеристик, описывающих наиболее значимые достижения в развитии ребенка в дошкольный период. Так, существует педагогическая и психологическая готовность детей к обучению в школе. Подробнее поговорим о психологической готовности.
Важно перед началом обучения в школе сформировать у ребенка психологическую готовность к обучению; а именно интерес и потребность в познании нового, воспитать трудолюбие, усидчивость, развивать внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных знаний, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и со сверстниками. Успешно учиться в школе ребенок сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать, быть сообразительным, активным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_dlya_roditeley_budushchih_pervoklasnikov.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Цель родительского собрания:
повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах психологической готовности детей к обучению в школе.
Задачи
- Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.
- Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Ход работы.
-Здравствуйте, уважаемые родители!
Пройдет совсем немного времени, и ваши дошкольники превратятся в настоящих школьников. Как проходит этот процесс, где возникают проблемы; как помочь детям учиться? Попробуем немного разобраться в этих вопросах.
Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип деятельности, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. Чтобы немного сгладить этот переломный период важно чтобы ребенок был готов к школе.
Готовность к школьному обучению предполагает разностороннее развитие личности ребенка. Это целый комплекс свойств и характеристик, описывающих наиболее значимые достижения в развитии ребенка в дошкольный период. Так, существует педагогическая и психологическая готовность детей к обучению в школе. Подробнее поговорим о психологической готовности.
Важно перед началом обучения в школе сформировать у ребенка психологическую готовность к обучению; а именно интерес и потребность в познании нового, воспитать трудолюбие, усидчивость, развивать внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных знаний, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и со сверстниками. Успешно учиться в школе ребенок сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать, быть сообразительным, активным.
Но если же ребенок не обладает данными качествами и навыками, то после поступления проходит несколько недель, и ребенок уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника он начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучным и напряженным. Может получится так, что ребенок не готов еще к той реальности, новой жизни, которая называется “школьные будни”.
Почему же такое может произойти? Дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс только с положительными переменами в их жизни. К сожалению, не все дети понимают, что школьная жизнь - это, прежде всего труд. Такой же труд как рабочая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная.
Как Вы думаете, если спросить будущего первоклассника: Почему ты хочешь идти в школу? Или может Вы интересовались у своих детей, какие ответы мы можем получить (участники отвечают, психолог также озвучивает результаты опросы - потому что я хочу стать взрослым, потому что в школе не надо спать днем).
В результате дети, которые ожидают, что школа – это больше праздник, чем труд вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что им не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде.
Но если же правильно подготовить ребенка к школьному обучению, сформировать психологическую готовность, то дальнейшая учеба не вызовет проблем и будет приносить удовольствие и Вам и ребенку.
Итак, что же такое психологическая готовность к школьному обучению и как ее правильно сформировать?
Психологической готовностью к школьному обучению это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя четыре основных компонента:
1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
2) эмоционально-волевая готовность
3) определенный уровень интеллектуального развития
4) личностная готовность
1.Мотивационная готовность к обучению в школе — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Другими словами, мотивационная готовность - это наличие у ребенка желание учиться.
Как Вы думаете, что поможет сформировать положительную мотивацию к обучению ребенка к школе?
- Обсуждение с ребенком важности школы и образования. Сформируйте у ребенка положительный образ школы и положительный образ ученика. Объясните смысл обучения в школе как первой ступени взросления (взрослый человек должен многое знать и уметь; многим этим знаниям и умениям обучают в школе: в школе ты научишься читать, писать, хорошо считать, решать задачи и др.);
- Чётко ставьте цели перед ребенком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения: “Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?”;
- Представляйте детям больше самостоятельности. Пусть ребенок делает “открытия” сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. Сами проявляйте интерес к знаниям, создавайте положительный эмоциональный фон, очень важны интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку;
- Отмечайте “рост ребенка”, его терпение и старания. Пусть он ощущает свои успехи и достижения. Например: “Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!”. Такой подход будет ориентировать вашего ребенка на собственное совершенствование;;
- Поддерживайте и любите ребенка.
А что может понизить мотивацию к обучению в школе?
- Не пугайте ребенка школой. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения;
- Не допускайте негативных ошибок деятельности ребенка, распространяющихся на его личность, т.е. ребенка надо критиковать за его поведения (“Не ты плохой, а поступок плохой” и т.д.). Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, заниженную самооценку и уровень притязаний;
- Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, сравнение допустимо только с ним самим. -никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.
- В отношениях с ребенком не допускайте резкого перехода от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию.
2. Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого. Будущему первокласснику необходимо уметь преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели.
В школе детям придётся слушать учителя не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает, для этого ребёнок должен подключать усилия воли. Также при обучении в школе ребёнку необходимо выполнять домашние задание, не смотря на то, что сейчас очень хочется погулять.
Слабое развитие эмоционально-волевой сферы В школе будет проявляться в следущем: (не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий; не умеет работать по правилу; не умеет работать по образцу; нарушает дисциплину).
Как сформировать эмоционально-волевую готовность к обучению в школе?
1. Формировать учение работать по правилу, умения сознательно подчинять свои действия правилу, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания предлагаемые в устой форме. И помочь в этом может игра по правилам – та, где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы (игры с кубиком и фишками, домино, шахматы, шашки, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и др.).
2. Развивать произвольные сенсомоторные действия у ребенка: игры с мячом (на попадание в цель, ритмическое отбивание мяча от земли); классики, прыгалки, прыгание через веревку; игры на развитие тонкой моторики (с бирюльками, рассыпанными палочками, шнуровки и др.); ритмика.
3. Формировать умение работать в соответствии с образцом (воспринимаемым зрительно или на слух): постройки из кубиков по образцу, работа с различными конструкторами по образцу, лепка по образцу, складывание мозаики по образцу; графический диктант; срисовывание.
3. Интеллектуальная готовность это наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающего мира, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, пространственно-графическая подготовка).
Для формирование интеллектуальной готовность к обучению в школе необходимо тренировать познавательные процессы ребенка, с использованием различных упражнений.
О психических процессах
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требует от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.
Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.
По данным физиологов, к семи годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Но наиболее важные, специфические человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.
Это несовершенство проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Моторные навыки, мелкие движения рук у них еще очень несовершенны, что вызывает трудности при овладении письмом. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько ребенок управляет своими руками, причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет. Очень часто общеинтеллектуальное развитие ребенка опережает его моторные навыки, и бывает обидно, если обучение в школе осложняется или вообще откладывается по этой причине на год. Существует множество игр и упражнений по развитию тонкой моторики, которые могут проводиться дома: лепка, вырезание ножницами, застегивание пуговиц, развязывание и завязывание шнурков, сборка и разборка мелких деталей набора «Конструктор».
Внимание
Внимание учащихся первых классов еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Внимание тесно связано с памятью. Процессы произвольного внимания на начальном этапе обучения являются для ребенка процессами внешнего дисциплинирования. Постепенно ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию. С совершенствованием и развитием произвольного внимания развивается волевое внимание.
Память
У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна по причине слабости развития самих мыслительных операций. Если проанализировать наиболее частые жалобы родителей, то они преимущественно связаны с памятью и вниманием. В младшем школьном возрасте в памяти ребенка происходят качественные изменения. Она, прежде всего, становится опосредованной: ребенок научается запоминать, используя разнообразные средства для своего запоминания. Механическая память дошкольников переходит в смысловую. Процесс это не простой и длительный. От родителей здесь требуются внимание и терпение.
Мышление
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, в ходе которой ребенок начинает логически мыслить, рассуждать, доказывать. Мышление у первоклассников преимущественно наглядно-образное. Действия «в уме» даются им пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного механизма осуществлять внутренний план действий. Но в ходе развития шаг за шагом происходит развитие мышления. Мыслить для ребенка – значит вспоминать. Мышление развивается в непосредственной зависимости от памяти. Инструментом мышления является речь.
Став школьником и приступив к овладению премудростями школьной науки, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Самостоятельность, навыки саморегуляции прививаются постепенно.
В случае школьных неудач все продуктивные действия родителей могут быть направлены на повышение учебной мотивации. В младшей школе процесс привыкания к постоянным обязанностям часто протекает неровно, со сбоями и даже конфликтами ребенка с действительностью. Повышение мотивации к учебе, повышение интереса к тайнам, загадкам поможет ребенку приобрести привычку учиться.
Источником горьких переживаний первоклассника могут стать конфликты с соучениками. С началом школьной жизни ребенок вступает в совершенно новые социальные отношения с другими людьми. В чем их особенность? Дети могут взаимно радоваться, обижать или порицать друг друга, но при этом они обладают одними и теми же возможностями выражения своих чувств. В отношениях с детьми, как правило, преобладает социальное побуждение, стремление к общению. Что же делать, если вы несколько обеспокоены тем, как ваш ребенок общается? Поиграйте с ним! Дайте ему роль того персонажа, качеств которого, на ваш взгляд, ему не хватает. Если ваш ребенок излишне пуглив, дайте ему сыграть роль злого персонажа, чтобы он сумел изжить свой страх. Если же он излишне агрессивен, пусть сыграет тихого мудрого героя и почувствует, что общаться с окружающими можно и мирно.
Первый год обучения порой определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей.
Ребенок младшего школьного возраста должен всегда чувствовать в семье тыл: какой бы он ни был, какую бы плохую отметку ни получил, в семье его будут по-прежнему любить. Ему смогут помочь, его пожалеют: ведь ему тоже не нравится быть плохим и получать двойки.
4. Личностная готовность включает в себя сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем; способность к коллективным формам деятельности; знанием определенных норм и правил поведения и общения; умение верно оценить свои реальные и потенциальные возможности, способность к самооценке.
Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа.
Как сформировать личностную готовность?
- Составление рассказа по картинке.
- Нахождение нелепиц в картинках-небылицах.
- Наблюдения детей за природными явлениями, ростом комнатных растений, поведением домашних животных с последующим рассказом о своих наблюдениях в группе.
- Способствовать развитию литературной речи (родной язык) и свободному владению языком,
- Ежедневно читать художественную и научно-популярную литературу с объяснением новых слов и речевых оборотов, с последующим обсуждением и ответами на вопросы по тексту.
- Создавать условия, при которых дети будут рассказывать о произошедших с ними событиях, о наблюдениях за животными, растениями, природными явлениями и др.
- Составлять рассказы по последовательным сюжетным картинкам.
То есть ребенок должен быть развит на таком уровне, чтобы он мог освоить программу обучения в школе. На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
Помните: Адаптация ребенка школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья.
Памятка для родителей будущих первоклассников
I. Психологическая готовность к школьному обучению (ребёнок должен обладать такими качествами, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность).
1. Ответственность
Чтобы развить ответственность, родителям нужно разъяснять детям, зачем люди учатся, почему надо много знать; уметь, воспитывать интерес к учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.
2. Организованность.
Ребёнок должен без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. В заданном темпе выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, выполнять режим дня.
3. Самостоятельность.
Активное отношение ребёнка ко всему тому, что происходит в семье. Уверенно и легко входят в учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности.
4. Инициативность.
Ребёнок не только должен выполнять требование взрослых, но и предъявлять требования к самому себе.
5. Умение жить в коллективе.
II Общение со взрослыми и детьми.
1. Учить слушать собеседника, не перебивая его.
2. Говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль.
3. Пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубостей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект первого собрания для родителей будущих первоклассников
Рекомендации для родителей будущих первоклассников ...
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников
Собрание проводилось пред началом занятий по подготовке к школе...
собрание для ролителей будущих первоклассников
Станет ли школа «вторым домом» для вашего ребенка на ближайшие 11 лет? А зависит это во многом от того, насколько дошколенок подготовлен к таким серьезным переменам, как начало школьной жизни.Но даж...
Первое собрание для родителей будущих первоклассников.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». ...
материалы для собрания с родителями будущих первоклассников " Готовность ребёнка к школе"
Нередко родители спрашивают: «Как готовить детей к школе? На что обратить внимание?» Это серьёзные вопросы, однако в семье не всегда правильно относятся к их решению, считая достаточным ознакоми...
Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.
Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....
Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....