Материалы для родителей
методическая разработка
Материалы для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_roditelskogo_sobraniya.docx | 18.75 КБ |
pamyatka_ot_psihologa.doc | 30 КБ |
rod_sobranie_pooshchrenie_i_nakazanie_v_seme.doc | 88.5 КБ |
prezentatsiya_roditelskoe_sobranie.ppt | 1.69 МБ |
roditelskoe_sobranie.doc | 234.5 КБ |
roditelskoe_sobranie_kak_rebyonku_stat_vnimatelnym.ppt | 1.02 МБ |
vtoroklassnik.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка родительского собрания
«Как помочь ребёнку в учёбе»
Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
Задачи:
- проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;
- определить уровень внимания, которое родители уделяют своему ребёнку;
- выработать общие пути подхода к решению возникшей проблемы.
Методики использования материала: анкетирование, диалог, индивидуальные беседы.
Механизм использования разработки
Разработка реализуется в соответствии со следующими мероприятиями:
- Проводится предварительное микроисследование: а) анкетирование учащихся «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам», позволяющее выявить некоторые причины снижения успеваемости; б) анкетирование «Ребёнок – родитель».
- На собрании с родителями проводится анкетирование «Ребёнок – родитель». Результаты позволят родителям определить степень внимания, которое они уделяют своему ребёнку.
- Советы классного руководителя по данной проблеме логически завершают совместную работу.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация, бланки анкеты для родителей.
Ход собрания
I. Организационный момент
II. Выступление классного руководителя
В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье – свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение – благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Однако я соглашусь с В.А. Сухомлинским, утверждавшим, что «из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом». Более того, для многих ребят оно не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением.
Как сделать так, чтобы учение стало желаннным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе?
Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе в обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?
Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность.
Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнание материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.
Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Ребёнок должен испытывать чувство ответственности за то, что он делает, потому что оно является залогом успеха в учебе и жизни.
Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.
Важен ещё один момент. «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся… Миссия воспитателя заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать», - думаю, что эти слова В.А. Сухомлинского должны быть адресованы не только учителям, но и родителям.
Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.
Среди них могут быть следующие:
- Объективные трудности, непонимание конкретной темы. Может быть так, что они вытекают из отношений педагога и ребёнка: дети неохотно занимаются предметом (даже если он их интересует) потому, что не симпатизируют преподавателю. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.
- Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.
- Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.
- Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребёнка за неуспехи. Может случится и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.
III. Анализ анкет учащихся проводится с целью выявить некоторые причины снижения успеваемости. Анкетирование «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам» (см. Приложение 1) проводится с учащимися накануне собрания.
IV. Анкетирование родителей и беседа по результатам анкет «Родитель – ребёнок».
Цель: сопоставив свой результат анкеты и результат ребёнка, каждый родитель сможет выяснить для себя, достаточно ли он уделяет внимания своему ребёнку (см. Приложение 2, приложение 3).
Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных результатов. Скорее всего будут такие родители, которые неожиданно для себя выяснят, что необходимо пересмотреть отношения с детьми.
Классный руководитель. Именно активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.
Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.
Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.
Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт отвественость за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.
V. Советы по решаемой проблеме.
Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учится крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Они лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться.
VI. Индивидуальные вопросы классному руководителю.
VII. Решение родительского собрания.
- Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.
- Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ОТ ПСИХОЛОГА
Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
Не торопитесь. Умение рассчитать время ваша задача, и если плохо удается, это не вина ребенка.
Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.
Не в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри, не балуйся!», «Веди себя хорошо!» и т.д. Пожелайте ему успехов.
Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытываетесь, пусть успокоится, тогда и расскажет обо всем сам.
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
В общении с ребенком постарайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то … ». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
Найдите в течение дня хотя бы полчасика, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на телевизор, домашние заботы, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.
Учтите, что даже «совсем большие» дети очень любят сказки перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
Дети, привыкшие к КРИТИКЕ,
Учатся осуждать.
Дети, ВРАЖДОЮ воспитанные,
Знают, как нападать.
Дети, в НАСМЕШКАХ выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто СТЫДИМЫЕ -
С виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан ТЕРПИМОСТЬЮ,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ОБОДРЯЮЩИМ СЛОВОМ
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные ПОХВАЛОЮ,
Умеют видеть хорошее.
А воспитание СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ
Учит детей доверию.
Дети, воспитанные ОДОБРЕНИЕМ,
Живут с собою в ладу.
Одаренные ДРУЖБОЙ, ДУШЕВНЫМ ТЕПЛОМ -
Находят в мире любовь.
Сэлли Фельдман
Предварительный просмотр:
Поощрения и наказания
(Родительское собрание)
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №8»
Г.Нижневартовска
Косолапова Ирина Михайловна
Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
Не спеши карать – спеши миловать.
Русские народные пословицы
Форма проведения – круглый стол.
Цель собрания: Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.
Задачи:
- Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
- Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.
Оборудование: Листы бумаги А4 разного цвета (всего 4 цвета).Снежинки тех же цветов (для каждого участника).Карточки с практическими заданиями. Карточки с описанием проблемных ситуаций. Музыкальное сопровождение. Выставка книг.
Подготовительный этап.
Анкетирование детей.
Проведение с детьми методики «Радости и огорчения».
Цель – выяснить ценностные ориентиры ребёнка.
Предлагается продолжить предложение:
Больше всего я радуюсь, когда…
Больше всего я огорчаюсь, когда…
Анализ и обобщение ответов учащихся.
Ход собрания
- Постановка целей.
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.
Что изображено на картинке?
– Губка (родители).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово “воспитание”?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово “воспитание” образовано от слов “питание”, “впитывание”. Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что “вливают” в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, “впитает” в себя пример старших и уважаемых людей.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей? Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы, а тему нам подскажет восточная притча “Все оставляет свой след” видео
Обсуждение с постановкой цели
Вывод: от собственного примера зависит воспитание детей и их поведение, значит и мы, как родители, должны мудро поступать, когда детей наказываем или поощряем
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в семейном воспитании говорит о низкой культуре родителей, не умеющих справиться с собственным раздражением и плохим настроением, с неудачами в семье или на работе, убежденных в собственной непогрешимости и вседозволенности.
Практическое задание
Сейчас я предлагаю начать с вами работу с выполнения практического задания по группам. Первой группе необходимо составить перечень правильных приемов поощрения. Второй группе необходимо составить перечень неправильных приемов поощрения. Третьей группе необходимо составить перечень правильных приемов наказания. Четвёртой группе необходимо составить перечень неправильных приемов наказания (Приложение 1).
(Участники представляют свои результаты работы в группах)
- Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?
(Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.)
Анализ анкетирования детей (диаграмма)
Всего обследовано: 25 человек
1. Меня наказывают, если...
- Учёба, плохие оценки –
- Не выполнил или плохо выполнил д/з–
- Плохое поведение –
- Не помогаю –
2. Меня хвалят, если...
- Учёба, хорошие оценки –
- Хорошее поведение –
- Помогают по дому-
3. Родители наказывают меня...
а) кричат на меня –
б) называют обидными словами –
в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере –
г) запрещают гулять –
д) ставят в угол, наказывают ремнём –
е) на наказывают –
4. Родители поощряют меня...
а) хвалят меня –
б) дарят подарки –
в) покупают вещи –
г) что-то разрешают –
д) дают деньги –
е) свой вариант – %
(поездка в развлекательный центр)
Вывод: Конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
– А сейчас предлагаю родителям поделиться опытом и знаниями по данной теме (родители рассказывают)
Подведем итог: (раздать советы по группам, чтобы родители зачитали вслух) Желтые листы с советами
Как поощрять ребенка в семье
- Поощряйте ребенка словами, жестами, используйте выражения "ты прав", "мы с тобой согласны".
- Дарите ребенку подарки не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей. Учите принимать подарки и быть благодарным за любые знаки внимания.
- Если Вы поощряете ребенка деньгами, учите разумно ими распоряжаться.
- Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и Вами.
- Предлагаю собрать правила по поощрению и наказанию детей (разрезанные правила в конверте)
7 правил известного психотерапевта В.Леви “Важно помнить”:
1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.
7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.
Для закрепления наших знаний, поработаем с ситуациями по группам
Проблемные ситуации для групп
1 группа (белый цвет)
- В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.
- В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: “Я не собираюсь с ним сидеть!” Родители были очень возмущены и расстроены, последовало строгое наказание за непослушание.
2 группа (голубой цвет)
- В этой семье в конце дня дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
3 группа (синий цвет)
- Миша вместе с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: “ Ишь какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме?!” - Мальчик опечалился, сел на завалинку дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.
- Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?
- Оправдываете ли вы поведение Миши? Как бы вы поступили? Стоило ли поощрить сына?
4 группа (розовый)
- Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнил свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. “Бестолочь! – возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!” Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.
- Как бы вы поступили на месте мамы Вити?
- Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?
Творческое задание: Составьте плакат “Советы дня” для родителей, взрослых, в котором будут отражены все ваши знания и опыт по теме “Поощрение и наказание детей в семье” (музыкальное сопровождение)
Вывод: Смогли ли мы на сегодняшней встрече ответить на вопрос: как правильно применять наказания и поощрения? Наверное, нет. И точного ответа никто не даст. Воспитательная проблема заключается не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка. Важно, как формируются их взаимоотношения, насколько родители и дети эмоционально близки друг к другу. Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей !
Выходят дети, говорят слова:
- Дорогие родители!
Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это все, что имеет значение - Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место
- Не делайте мне замечание в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
- Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это – преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
- Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает по отношению к вам удивительно теплые чувства.
- Не забывайте, что мне нужно ваше понимание и поддержка
- Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
- Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы, вернется вам сторицей.
- Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо – я- ваш ребенок!!!
“Ласковые ладошки” подарить родителям
(Учениками заранее готовятся обведенные по контурам своей руки шаблоны, на которых написаны ласковые теплые слова, как они хотели бы, чтобы их называли родители)
Спасибо за внимание. Желаю успехов в трудном деле воспитания детей!
Литература.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: 1995.
- Виттингтон Р., Крайс Л., Морган Г., Крейцман Н., Бек Б. Мир начинается с меня. – М.: 1993.
- Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей.- М: 1971.
- Как воспитать ребёнка без физического наказания / Журнал «Защити меня – Protect me! – 99». - М.: 1999.
- Дереклеева Н.И.Родительские собрания.Начальная школа.1-4 классы.И.: «Вако», 2004,252с.
Приложение 1
- Приемлемые поощрения для детей (1 группа) – красный цвет
- Неприемлемые поощрения для детей (2 группа) – голубой цвет
- Приемлемые наказания для детей (3 группа) – синий цвет
- Неприемлемые наказания для детей (4 группа) розовый цвет
Приложение 2
Анкета для детей “Поощрение и наказание”
1. Меня наказывают, если...
2. Меня хвалят, если...
3. Родители наказывают меня... (подчеркни как)
а) кричат на меня
б) называют обидными словами
в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере
г) запрещают гулять
д) ставят в угол, наказывают ремнём
е)свой вариант____________________
4. Родители поощряют меня....(подчеркни как)
а) хвалят меня
б) дарят подарки
в) покупают вещи
г) что-то разрешают
д) дают деньги
е) свой вариант____________________
Анкета для детей “Поощрение и наказание”
1. Меня наказывают, если...
2. Меня хвалят, если...
3. Родители наказывают меня... (подчеркни как)
а) кричат на меня
б) называют обидными словами
в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере
г) запрещают гулять
д) ставят в угол, наказывают ремнём
е)свой вариант_______________________
4. Родители поощряют меня....(подчеркни как)
а) хвалят меня
б) дарят подарки
в) покупают вещи
г) что-то разрешают
д) дают деньги
е) свой вариант_______________________
Приложение 4
Проблемные ситуации для групп
1 группа (белый цвет)
- В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.
- В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: “Я не собираюсь с ним сидеть!” Родители были очень возмущены и расстроены, последовало строгое наказание за непослушание.
2 группа (голубой цвет)
- В этой семье в конце дня дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
3 группа (синий цвет)
- Миша вместе с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: “Ишь какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме?!” - Мальчик опечалился, сел на завалинку дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.
- Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?
- Оправдываете ли вы поведение Миши? Как бы вы поступили? Стоило ли поощрить сына?
4 группа ( розовый цвет )
- Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнил свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. “Бестолочь! – возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!” Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.
- Как бы вы поступили на месте мамы Вити?
- Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей. - Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться. Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными. Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины. Дороти Нолт
Анализ результатов анкетирования учащихся (2 5 человек) 1. Представь ситуацию: «Ты оказался на необитаемом острове». С кем бы ты хотел там жить? Со всей родней – 1 С мамой – 1 С учителем – 1 С сестрой – 1 С папой – 3 Со всей семьей - 1 8
2. Хвалят ли тебя дома? Да – 17 Иногда – 5 Нет – 3 3. Называют ли тебя дома ласковыми словами? Да – 2 3 Нет – 2 4. Часто ли тебя наказывают? Часто – 4 Иногда – 6 Нет – 15
5. Кто тебя наказывает? Мама – 5 Папа – 3 Мама и папа – 3 6. С кем ты любишь проводить выходные дни? С сестрой – 3 С друзьями – 5 С бабушкой – 2 С папой – 5 Со всей семьей – 10
7. С кем ты делишься своими тайнами, мечтами? С мамой – 8 С папой и бабушкой – 2 С родителями – 1 С другом – 2 С сестрой – 4 Ни с кем – 8 8. С кем ты поделишься радостной новостью? С бабушкой ( или папой) – 5 С мамой – 3 С сестрой – 1 С другом – 2 С папой и мамой – 8 Со всеми – 6
9. С кем ты поделишься печальным известием? С сестрой – 1 С папой – 3 С мамой – 9 С семьей – 5 Ни с кем – 2 Не знает – 4 С папой и бабушкой – 1 10. Есть ли у тебя домашние обязанности? Есть – 17 Нет – 2 Немножко – 5 Не знаю - 1
6 принципов: Принятие ребёнка Признание ребёнка Родительская любовь Доступность родителей Воспитание ответственности и дисциплины Родительский авторитет
Принятие ребёнка - это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. Признание ребёнка – это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах.
Родительская любовь . Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом – пожнёшь сполна в старости: она вернётся к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.
Быть доступным - это значит в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. Нельзя отмахиваться. нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».
Воспитание ответственности и самодисциплины. Огромное значение в воспитании ребёнка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Одним из главных условий является наличие у ребёнка в семье определённых обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно.
Авторитет . Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе, к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу – всё это слагаемые родительского авторитета.
Правила благополучного родителя Чем больше времени родители проведут со своим ребёнком в детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребёнком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.
Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой. Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.
Предварительный просмотр:
Принципы родительского воспитания
- Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.
- Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
- Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
- Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.
Дороти Нолт
Задача: способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приёмам воспитания детей в семье.
Форма проведения: обучающий семинар.
Вопросы для обсуждения: признание собственного ребёнка, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах.
Подготовительная работа: анкетирование детей (приложение), подготовка памяток для родителей (приложение), создание мультимедийной презентации (приложение).
Ход собрания
1. Вступительное слово.
Сегодня мы встретились, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно правильно построить воспитание ребёнка в семье. Если нас с вами попросят вспомнить фильм «Доживём до понедельника», то мы сразу вспоминаем фразу, сказанную одним из героев: «Счастье – это когда тебя понимают». Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность.
Но почему, имея всё это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребёнок, имеющий абсолютно всё, завидует другому, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех.
Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? Что надо помнить нам, родителям, чтобы наши дети с радостью общались с нами, а не искали защиты и поддержки вне дома? На эти и другие вопросы мы попробуем сегодня ответить.
2. Мультимедийная презентация и анализ результатов анкетирования учащихся.
Классный руководитель оформляет в виде статистики мнения учащихся по проведенному анкетированию. По ходу показа презентации учитель даёт пояснения.
Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми, являются 6 принципов:
- Принятие ребёнка
- Признание ребёнка
- Родительская любовь
- Доступность родителей
- Воспитание ответственности и дисциплины
- Родительский авторитет
Принятие ребенка — это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принимать ребенка — значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире.
Любили тебя без особых причин:
За то – что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
(В. Берестов)
Признание ребенка — это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей — это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей.
Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем.
Признание — это в какой-то мере и терпение родителей. Терпение, заключающееся не том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время прочувствовать и осознать совершенное им.
Ребенок должен быть признан и его достоинства должны быть оценены для того, чтобы он имел стимул для своего дальнейшего совершенствования и развития.
Признание может существенно повлиять и на учебные успехи и на его положение в семье и в коллективе. Если родители в конце учебной недели не только проверяют дневник, но и обсуждают знания ребенка, а также позволяют ему эти достижения продемонстрировать, то этот ритуал позволит ребенку ощутить собственную значимость и убедиться в собственных возможностях.
Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха и будет стараться доказать, что его достижения и успехи возникли не на пустом месте, они не единичны.
Родительская любовь. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4—5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации нельзя искать причин только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявления любви и ласки со стороны родителей ребенок ощущал на себе достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.
Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом — пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.
Любовь необходима ребенку еще и для того, чтобы он мог адекватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются в семье. Если требования есть, но любви ребенок не ощущает, эти требования останутся невыполненными. Если ребенок физически и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки. Любовь делает детей счастливыми, она отвечает базовой физиологической и психологической потребности, которая остается неизменной на всем протяжении взросления ребенка. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо.
Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.
Быть доступным — это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».
Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.
Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком — это не значит, без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребенка — это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным — это значит, иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребенок начинает искать истину в подворотне, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность и неприкосновенность, безразличие к ребенку и в конечном счете — к самому себе.
Воспитание ответственности и самодисциплины. Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность.
На проявление ребенком вышеназванных качеств огромное влияние оказывают стиль поведения родителей в семье, их способность проявлять эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними.
Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных условий является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно.
Если у ребенка появилась чужая игрушка, вещь или деньги, то родители должны выяснить их происхождение и дать возможность ребенку самостоятельно вернуть их тому человеку, у которого он их взял. При этом ребенок должен извиняться сам, пережить стыд и унижение для того, чтобы никогда больше такого не совершать. Миссия родителей — научить ребенка брать ответственность за свои поступки на себя.
Воспитывать у ребенка ответственность — это значит использовать как метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства ребенка не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.
Авторитет. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета.
Родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе, и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго.
Авторитетность родителей в глазах ребенка - это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.
Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.
Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье.
Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах своих детей, это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.
Правила благополучного родителя
- Чем больше времени родители проведут со своим ребёнком в детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.
- Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребёнком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.
- Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.
- Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.
3. Анализ ситуаций из жизни класса
Родители обсуждают ситуации, которые необходимо разрешить таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно.
- Ваш ребёнок долго учил накануне стихотворение, а в классе ничего не смог рассказать.
- Вы многократно повторяете своему ребёнку: «Садись читать!». Ребёнок не реагирует.
- Ваш ребёнок ничего вам не рассказывает, и лишь от посторонних людей вы узнаёте, что он ведёт себя плохо.
- Ваш ребёнок дерётся с другими детьми, в школе на него постоянно жалуются.
- Подведение итогов
Классный руководитель вручает родителям памятки-рекомендации по развитию положительных эмоций у ребёнка и перечисление ритуалов, которые нравятся детям.
Используемая литература:
- Маленкина Л.И. «Дети, родители, педагоги», Москва, 1994 г.
- Дереклеева Н.И. «Особенности воспитательного процесса в семье», Москва, 2007 г.
Приложение
Родительское собрание
«Принципы родительского воспитания»
Анкета для учеников
- Представь ситуацию: «Ты оказался на необитаемом острове».
С кем бы ты хотел там жить?
- Хвалят ли тебя дома?
- Называют ли тебя дома ласковыми словами?
- Часто ли тебя наказывают?
- Кто тебя наказывает?
- С кем ты любишь проводить выходные дни?
- С кем ты делишься своими тайнами, мечтами?
- С кем ты поделишься радостной новостью?
- С кем ты поделишься печальным известием?
- Есть ли у тебя дома домашние обязанности?
Памятка для родителей
Папы и мамы! Помните!
- От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я — хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я — плохой».
- Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
- Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
- Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
- Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
- Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям.
- Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
- Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
- Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Ритуалы, которые нравятся детям
- Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
- Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
- В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей.
- Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.
- В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
- Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
- Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Памятка для родителей
Папы и мамы! Помните!
- От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я — хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я — плохой».
- Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
- Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
- Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
- Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
- Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям.
- Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
- Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
- Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Ритуалы, которые нравятся детям
- Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
- Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
- В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей.
- Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.
- В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
- Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
- Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 . Часто ли Ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий? - Да. - 17 чел. - Трудно сказать - 3 чел. - Нет - 5 чел.
2.Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым? - Да - 5 чел. - Трудно сказать - 9 чел. - Нет - 11 чел.
3.Хотелось бы Вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным? - Да 24чел. - Трудно сказать - - Нет - - Другое 1чел.
4. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание? - Занимаемся 17 чел. - Затрудняюсь ответить 3 чел. - Не знаем 1 чел. - Без ответа 4 чел.
5. Считаете ли Вы, что такие собрания необходимо посещать всей семьёй? - Да 21 чел. - Да, но не всегда получается 2 чел. - Необязательно 1 чел. - Без ответа 1 чел.
Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённом объекте и явлениях. Основные свойства: концентрация, объём, устойчивость, распределение, и переключение.
Внимание может быть: Непроизвольным (не имеющим цели и волевого усилия). Произвольным (наличие цели и и активное её поддержание посредством силы воли). Послепроизвольным ( наличие цели, но без волевого усилия).
Концентрация внимания - это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу.
Объём внимания - Он характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов.
Устойчивость внимания - Это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме.
Распределение внимания - это одновременное внимание к одному или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.
Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой новой задачи
Внимание – это не раз и навсегда данное качество! Внимание можно и нужно развивать! Самому ребёнку это сделать трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главным помощниками ребёнку могут стать мама и папа.
Индивидуальные особенности внимания: Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
Индивидуальные особенности внимания 2 . Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.
Индивидуальные особенности внимания 3. Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом. 4. Легко отвлекаемое внимание.
Индивидуальные особенности внимания 5. Устойчивое непроизвольное внимание: Дети сосредотачивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.
Если у детей не сформировано произвольное внимание, то - Они будут заменять буквы – гласные или согласные, близкие по акустическим признакам: дети –теди, дети – бети , з вуки – ж вуки.
Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут: Пропускать буквы в словах – тава –трава, трва – трава; В примерах пропускают цифры и знаки: 12-6=5 1 -6=5 12- 6 5;
Если ребёнок переставляет слоги в словах, то: - это связано с неустойчивостью внимания, например, стройка – сытыройка, проходили – прохолиди, собрались – собрасьли, трава - твара.
Если ребёнок добавляет в слова гласные, то - это связано с неустойчивостью произвольного внимания, например, дрова –дорова, стройка – сытыройка.
Рекомендации родителям: Помогите вашим детям стать внимательными. Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания. В основе внимания лежит интерес. Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания. Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «Школой внимания». Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления. Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое- в знакомом. Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания. Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.
С П А С И Б О ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЯМ ВТОРОКЛАССНИКОВ
Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.
Сходные надежды и опасения присутствуют у родителей второклассников.
Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов». Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограниченны. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки. К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».
Психолог Ш. А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица». Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению. Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
Помощь родителей.
Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего – с матерью. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника. Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или сложного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять, что им самим кажется таким простым и ясным.
Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс. Специальные психологические исследования (Э. М. Сагилян 1999 г.) показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери непосредственно влияет на успешность их совместной учебной работы.
Когнитивный конфликт может иметь место, если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери – внимание к деталям и частностям.
К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, опираясь на конкретные примеры.
К когнитивному конфликту может привести преобладание у ребенка аналитического, рассудочного склада ума, а у матери – повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный. Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной. Регулярность, ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого «смыслового барьера», в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.
Понимание взрослым особенностей когнитивного стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.
Тест для родителей:
На какой основе строится отношение отца и матери
к ребенку?
Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе один балл, если нет – 0 баллов.
∙ Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.
∙ Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет а фантазирует.
∙ Современные школьные программы чересчур сложны.
∙ Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
∙ Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.
∙ Наивная непосредственность – это, скорее, достоинство детского возраста, а не недостаток.
∙ Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.
∙ Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.
∙ У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
∙ Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.
∙ Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины – прирожденные воспитатели.
∙ В детстве всем необходимы занятия спортом.
∙ За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.
∙ Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.
∙ Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них.
И т о г и: 15–20 баллов.
Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.
Мать: Вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.
8–11 баллов.
Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.
Мать: Ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.
Менее 8 баллов.
Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.
Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей.
Мой ребенок - школьник.Материал для скачивания:https://cloud.mail.ru/public/424h/4rBxMhsv2...
Материалы для родителей
Здесь содержатся статьи по важным моментам школьной жизни....
Материалы для родителей
Полезные советы для родителей учащихся....
Материалы для родителей
Карточка -подсказка по теме Имя существительное...
Материалы для родителей.
Советы для родителей первоклассников....
Материалы для родителей "Эмоционально - личностные особенности детей"
Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей....
Материалы для родителей
ПРЕДИСЛОВИЕ Задачи Г. Остера . Настоящие и необычные. Рассказать вам садистский анекдот? Приходит детский писатель кчитателям и говорит: "А я для вас новую книжечку написал - задачник ...