Родительское собрание на тему «Воспитание у ребенка интереса к чтению».
материал (1 класс)

Одинокова Надежда Николаевна

Цель: - воспитывать любовь к чтению и продемонстрировать важность умения правильно и быстро читать.

Задачи:

1. Познакомить с результатами чтения в классе, разобрать ситуации успеха и неудач.

2. Научить родителей управлять чтением дома, выбирать нужные книги.

3. Дать рекомендации родителям для улучшения качества чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_1_klasse.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе

«Воспитание у ребенка интереса к чтению».

Цель: - воспитывать любовь к чтению и продемонстрировать важность умения правильно и быстро читать.

Задачи:

1. Познакомить с результатами чтения в классе, разобрать ситуации успеха и неудач.

2. Научить родителей управлять чтением дома, выбирать нужные книги.

3. Дать рекомендации родителям для улучшения качества чтения.

Ход собрания:

Роль книги очень большая. Мы всюду учим детей любить книги: не только в школе, но и дома, в семье. Все родители хотят и стремятся, чтобы их ребенок научился быстро и выразительно читать, полюбил это занятие.

"Чтобы правильно воспитать у детей любовь к чтению, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение". (А. П. Чехов)

Наши детки перестали любить книги, так как все реже и реже нынешняя молодежь читает детям книги. Современным родителям стало чуждо чтение, они скорее всего откупятся от ребенка очередной игрушкой или в лучшем случае купят говорящий гаджет. Именно поэтому книги стали отходить на задний план, а именно в книге заложено первоначальное развитие ребенка. Ведь если приобщать ребенка к чтению с пеленок, то он будет всесторонне развит, ведь именно чтение развивает ребенка всесторонне. При чтении развивается память, мышление, воображение, внимание. Именно из-за того что родители перестали уделять внимание для чтения ребенку – это один из признаков позднего изучения букв. Для того чтобы ребенок полюбил читать он должен видеть как его родители читают, чтобы у него это был пример для подражания и ни в коем случае не читать за ребенка, если он уже изучил буквы и их знает, ведь именно так ребенок не развивается и не учится читать.

В доме должны быть разнообразные книги: справочники, сказки, стихотворения, энциклопедии и др. Можно выделить следующие правила чтения:

1. Не торопясь читать вслух и пробовать вникать в смысл прочитанного текста.

2. Уметь находить плохие и хорошие поступки героев и учиться применять хорошие поступки в своей жизни.

3. Бережно относиться к книге, книга должна быть обернута и читать книгу только с чистыми руками.

4. Читать не больше 15-25 минут, давать себе отдых между чтением.

Самая основная и главная задача начального образования - научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению. Эта проблема является актуальной, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.

В начальной школе ученики осваивают два вида чтения:

1. Чтение вслух

2. молча

Рассмотрим их. Чтение вслух должно прежде всего быть целыми словами, где будет понятен смысл прочитанного. В данном виде чтения не должно быть лишних пауз, оно должно быть без ошибок и к тому же выразительным, так как это чтение прежде всего предназначено для слушателей.

 Второй вид чтения – чтение про себя – это то чтение, где ребенок читает «глазами», т. е. не произнося звуков вслух. Если ребенок при чтении произносит слова шепотом или шевелит губами, то это обозначает, что ученик не овладел навыком чтения про себя. Если темп чтения вслух превышает темп чтения молча, то это говорит о том, что темп чтения молча еще не сложился.

Эти формы чтения взаимодополняют и обогащают друг друга и они в принципе не должны существовать как отдельные государства. Необходимо обучать детей обоим видам чтения. Труднее всего научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие разные анализаторы: речь, слух и зрение, а также мышление и память. На быстроту чтения влияют такие факторы, как: уровень развития речи, постановка дыхания, содержание текста, шрифт, четкость печати. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой. Для развития быстроты чтения необходимо использовать различные виды чтения: чтение вслух и чтение про себя.

Для того чтобы развить быстроту темпа чтения нужно на уроках и дома как можно чаще при чтении использовать упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами, чистоговорками. Во время работы со скороговорками необходимо добиваться от ребенка чтобы он произносил все правильно, даже если сложные слова ребенок будет вначале произносить по слогам, медленно – самое главное чтобы ребенок произносил без искажения. Необходимо соблюдать следующую последовательность при работе со скороговорками: сначала читать беззвучно, потом шепотом и медленно, затем вслух и быстро, но четко.

Именно первый класс является сензитивным для развития оптимальной скорости чтения. В этом возрасте дети только научились читать, и поэтому им интересен процесс чтения. Если будет упущено время, то и к концу 4 класса некоторые дети не смогут достичь необходимого минимума 90 слов в минуту. К концу первого класса первоклассник должен читать 20-25 слов в минуту. (Знакомство с результатами по технике чтения).

Существует такое понятие, как устойчивое (труднопроходимое) чтение – это когда скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не изменяется. В данном случае необходимо много читать коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать, таким образом, каждый день по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две недели составит 10 – 15 слов в минуту, а значит, у ученика увеличилась скорость чтения.

Выбор текста для проверки скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:

1. Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.

2. В тексте не должно быть числительных.

3. В тексте должно быть как можно меньше прилагательных.

4. При подсчете слов учитываются даже короткие слова.

Одна из трудностей, которые приходится преодолевать младшим школьникам – медленное чтение. Оно проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми паузами, побуквенным или слоговым чтением. Нередко этот перечень дополняется пропуском и заменой букв, искажением слов, повторами, недочитыванием или пропуском слова. Такое чтение может быть объяснено психологическими причинами.

Проблемный вопрос: как реагируют родители на детей во время чтения?

Ситуация: Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: “Разве так читают? Смотри, как надо!” Именно в этот момент ребенок чувствует себя подавленным и обижается, порой вообще отказывается читать – именно так дети отрекаются от чтения книг. Нужно иметь большое количество терпения потому что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Необходимо набраться терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

Нельзя насильно заставлять ребенка читать, ведь он тоже должен отдыхать от чтения. Если ученик не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Ребенок прочитает небольшую часть текста и после этого получает кратковременный отдых. После отдыха следующую часть читает и т. д.

Те родители, которые не находят времени на то, чтобы прочитать с ребенком, поиграть, не следят за тем, как ребенок читает, что он читает, разрушают любовь к книге и чтению. В то же время родителям необходимо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине – покупать и рассматривать ему книги. Необходимо ходить с ребенком в библиотеку и посещать читальный зал. Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т. е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Будущее наших детей зависит от того насколько мы будем дружно заниматься с книгой. Книга вносит большую роль в нашу жизнь, ведь именно книга является началом всех начал.

Знакомство с памяткой

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(выдается каждому родителю):

•Выясните перед чтением предположения о содержании и авторе произведения

•Поработать с иллюстрацией к рассказу (стихотворению)

•Предложите ребенку самостоятельно найти трудные слова и узнать их значение с помощью словаря.

•Выслушать мнение ребенка о прочитанном, не перебивая его.

•Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?

•Предложите ребенку нарисовать картину к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

У ИСТОКОВ ЧТЕНИЯ (по Джеральдине Чейпи)
(собрание для родителей первоклассников)

Цель: формирование у родителей сознания необходимости учить ребенка чтению с малых лет.

Ход собрания

1. Слово учителя.

В наше время многие семьи потеряли «вкус» к семейному чтению. Телевизор, компьютер заменил удовольствие почитать книгу ребенку, читать семьей, обсуждать волнующие строки, поведение героев. Это в немалой степени отражается на успешном учении детей, и особенно в начальной школе. Придя в школу, ребенок на вопрос учителя: «Какие ты знаешь стихи А. Барто?» с удивлением впервые слышит имя писательницы. Нередко дети удивляются простой народной сказке «Три медведя». Дети не могут не только пересказать какую-либо сказку, но и составить предложение из трех-четырех слов. Все это результат того, что чтение у нас как-то отодвинулось на задний план.

А ведь чтение – это только верхушка айсберга, которая виднеется над водой. Это электрический ток, соединяющий мысль ребенка с напечатанным словом. Чтение тесно связано с предшествующим опытом малыша и является воспроизведением окружающей его действительности. Оно складывается:

 из личности;

 отношениям к книгам;

 мышления;

 чувств;

 запаса слов;

 образа себя;

 самостоятельности;

 уверенности в себе;

 отношений к родителям – и является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка.

Читая книгу, ребенок общается с миром, он помещает себя в этот мир, он сопереживает героям (не один малыш лил слезы над зайкой, которого выгнала лиса из лубяной избушки; а как переживал малыш, чтобы не достался золотой ключик Карабасу Барабасу?).

Чтение – это общение читающего с исписанной страницей.

По сути, чтение для ребенка – это путешествие как бы в теле и глазами героев книг; разговаривая с малышом, обращая его внимание на настоящую Страну Чудес, которая окружает его повсюду – дома, на кухне, на улице, – эти герои открывают ему волшебство человеческого языка.

В том, что мы запоминаем и как пользуемся речью и языком, очень важную роль играет смысл, значение происходящего. Это можно продемонстрировать на следующем примере. Взрослый читает ребенку рассказ Л. Толстого «Лев и собачка». После слов «…Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой…» прервитесь и спросите: «Что же произошло со львом?».

Большинство детей ответят, что «Лев сначала не понял, что собачка умерла, а когда понял, то очень переживал, бросался на стену клетки, громко рычал, грыз запоры и пол. От переживаний лев умер, он не вынес одиночества, не вынес потери друга». Это значит, что ребенок сделал свои выводы, свое умозаключение, хотя в вашем вопросе не было и упоминания об этом.

Мы понимаем сказанное другими людьми не буквально, мы домысливаем услышанное, восстанавливаем опущенные связи, исходя из нашего предшествующего опыта и зная о мире.

Знание, позволяющее нам восстанавливать опущенные связи, формируется на основе схем причинно-следственных отношений, заложенных в нашей памяти.

Согласно последним исследованиям, уже в возрасте трех лет дети способны прослеживать связи между причиной и следствием, даже если они еще не могут выразить этого словами. Практически прослеживать связь событий трехлетний малыш умеет задолго до того, как начнет рассуждать о таких мудреных вещах.

Чтение – это гораздо большее, чем механическое складывание слов в предложения. Чем больше к моменту чтения у ребенка накопилось собственного прожитого и прочувствованного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат. Если малышу приходилось чистить плоды авокадо, есть их, сажать семена этого растения, поливать росток, ухаживать за ним, следить за его ростом, то прочитать слово «авокадо» ему будет несравненно легче.

По мнению многих ученых, учителей начальных классов, ребенку в домашней обстановке начать читать может быть легко в том случае, если родители своим примером «пристрастят» его к чтению, если они на ночь будут рассказывать сказки, а потом их перечитывать с малышом, после просмотренного фильма возьмут в руки соответствующую книгу.

Для такого естественного хода событий, так же как для умения говорить или ходить, следует создать условия:

1. Регулярно читать малышу вслух считалки, сказки, детские стихи с часто повторяющимися фразами, небольшие рассказики (примером такой книги служит «Азбука» Л. Н. Толстого). Конечно, все эти книжки должны быть с картинками.

2. Читать рассказы, интересные ребенку: про животных, динозавров, цирк и пр.

3. Использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном.

4. Разрешить ребенку свободно пользоваться карандашами, ножницами, бумагой и т. п.

5. Сделать или купить карточки с повседневно употребляемыми словами.

6. Записывать истории, которые будет сочинять малыш; составлять с ним предложения.

7. Устраивать детям экскурсии и обсуждать увиденное.

8. Обстановка дома должна быть спокойной – родителям лучше выяснять свои отношения без детей.

9. Дома у ребенка должно быть как можно больше книг с иллюстрациями.

10. Родители в чтении должны быть примером: читать газеты, книги, чтобы ребенок видел, что они заинтересованы чтением.

11. Родителям следует показать ребенку библиотеку, познакомить с выдачей книг, провести беседу о том, что книги надо беречь.

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение – математике, истории, биологии – будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.

Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разнообразной информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.

2. Выполнение теста.

У каждого родителя заранее подготовленный тест.

Тест «Читательские умения ребенка»

№ п/п

Вопрос

Выбрать

вариант ответа

Да

Нет

1

2

3

4

1

Любит ли ваш ребенок слушать сказки и рассказы?

2

Способен ли их пересказать?

3

Возникает ли у ребенка желание читать книги самостоятельно?

4

Вашего ребенка больше интересует содержание, чем картинки в книге?

5

Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?

6

Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?

7

Пытается ли ваш ребенок «писать» собственные книги?

8

Внимателен ли ваш ребенок (в течение 20–40 минут) во время вашего чтения ему?

9

Он аккуратно хранит свои любимые книги?

10

Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?

11

Он понимает смысл большинства сложных слов?

12

Чтение для него приносит удовольствие?

13

В разговоре он оперирует развернутыми неодносложными предложениями?

14

Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал (в своем темпе)?

15

Ваш ребенок с радостью учится читать?

16

Ваш ребенок знает много стихов и песен?

Итого:

Тест «Читательские умения ребенка»

№ п/п

Вопрос

Выбрать

вариант ответа

Да

Нет

1

2

3

4

1

Любит ли ваш ребенок слушать сказки и рассказы?

2

Способен ли их пересказать?

3

Возникает ли у ребенка желание читать книги самостоятельно?

4

Вашего ребенка больше интересует содержание, чем картинки в книге?

5

Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?

6

Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?

7

Пытается ли ваш ребенок «писать» собственные книги?

8

Внимателен ли ваш ребенок (в течение 20–40 минут) во время вашего чтения ему?

9

Он аккуратно хранит свои любимые книги?

10

Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?

11

Он понимает смысл большинства сложных слов?

12

Чтение для него приносит удовольствие?

13

В разговоре он оперирует развернутыми неодносложными предложениями?

14

Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал (в своем темпе)?

15

Ваш ребенок с радостью учится читать?

16

Ваш ребенок знает много стихов и песен?

Итого:

Обработка результатов.

Если больше «Да»

Ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг. Постарайтесь помочь ему в этом позитивном стремлении – в данном возрасте у него наступает как раз сенситивный (чувствительный) период к обучению. Ребенок младшего школьного возраста готов к тому, чтобы узнавать новое. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием.

Если больше «Нет»

Пора бить тревогу! Вам срочно надо заняться его обучением. Просто так ничего не получится – сейчас есть много интересных, а главное – комплексных методик для обучения ребенка чтению. Сделайте все правильно – сначала проконсультируйтесь со школьным психологом того учебного заведения, где учится ребенок, поговорите с педагогами – они, скорее всего, могут дать квалифицированную консультацию по вашей работе – что и как надо делать. Обязательно побывайте у логопеда – даже если у ребенка все замечательно, то вам подскажут, как именно ставить речь и обучать произношению звуков.

Относительно ребенка – заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием. Обучение чтению превратите в увлекательную игру.

КАК ПРИВИТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ?

 Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируете, смеетесь, заучиваете отрывки, делитесь прочитанным и т. п.

 По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые много читают.

 Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их и получайте в качестве подарка.

 Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.).

  •  Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  •  Поощряйте чтение любых материалов периодической печати, даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети больше читают.

 На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

  •  В доме должна быть детская библиотека.
  •  Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).

 Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

 Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

 Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

 Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

 Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

 Поощряйте детей, которые читают младшим сестренкам или братишкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ВОСПИТАНИЕ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ"

Данная разработка содержит конспект родительского собрания по теме "Воспитание у ребенка интереса к чтению"...

Родительское собрание во 2-м классе на тему "Воспитание у ребенка любви к чтению, интереса к книге"

Большое место в воспитании детей в семье занимает чтение. Оно развивает взгляды, мировоззрение, культуру, внутренний мир человека....

Родительское собрание «Воспитание у ребенка интереса к чтению»

Роль книги очень большая. Мы всюду учим детей любить книги: не только в школе, но и дома, в семье. Все родители хотят и стремятся, чтобы их ребенок научился быстро и выразительно читать, полюбил это з...

Воспитание у ребенка интереса к чтению

Необходимость чтения и пути его совершенствования...

родительское собрание на тему "Воспитание у ребенка любви к чтению, интереса к книге"

1. Познакомить родителей с требованиями программы по чтению. 2. Поделиться опытом семейного воспитания по данной проблеме. 3. Дать рекомендации родителям в управлении домашнего чтения детей, в выбо...

Родительское собрание на тему"Воспитание интереса к чтению"

Родительское собрание на тему"Воспитание интереса к чтению"...

Родительское собрание на тему: " Воспитание у детей интереса к чтению".

Родительское собрание на тему: " Воспитание у детей интереса к чтению"....