Воспитательный потенциал семьи в социально-нравственном развитии детей
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Лекция для проведения родительского собрания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_potentsial_semi_v_sotsialno-nravstvennom_razvitii_detey.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный потенциал семьи в социально-нравственном развитии детей
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной», - писал А.С. Макаренко. «Плохо тому сыну, которого отец не учил», - гласит народная мудрость. И действительно, во все времена семья была и будет основой воспитания подрастающего поколения. Первыми наставниками в жизни каждого ребёнка являются родители – самые дорогие и самые близкие ему люди. Именно в семье дети приобретают первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях. В семье ребенок получает информацию о событиях, происходящих в окружающем мире, и их оценку из уст родителей и старших, в семье с первых лет своей жизни дети знакомятся с социальными и нравственными ценностями. И здесь большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг. Здоровый психологический микроклимат определяется всей нравственной атмосферой домашнего очага. Домашний очаг даёт человеку не только кров, но и хранит душевное тепло, является источником радости бытия. А это зависит от взаимоотношений между членами семьи и от того, чем и как живёт семья, какие проблемы и интересы возникают в семейной жизни, каков семейный уклад и традиции, как разрешаются семейные конфликты. Из семьи, семейного воспитания исходят у ребенка представления о правде и справедливости, о чести и достоинстве, о правилах поведения и первые трудовые навыки. Мать по традиции брала и берет на себя главную заботу по уходу за детьми и чаще всего вносит более серьезный вклад в их духовно-нравственное развитие. Значительный вклад в семейное духовно-нравственное, трудовое воспитание вносят дедушки и бабушки. Они прививают уважительное отношение к старшим, семейным традициям, любовь к родному краю через народные песни, сказки, поговорки и просто через непосредственное отношение ко всему тому, к чему они причастны в повседневной жизни. Но вот часто обнаруживается в жизни, что дети не знают отчества, день и год рождения своих бабушек и дедушек, не знают, кем они были, как прожили свою жизнь. Дети должны знать, при каких условиях выросли их бабушки и дедушки, через какие испытания они прошли. Сегодня средства массовой информации, особенно современное телевидение, навязывают детям ценности, которые часто не отвечают критериям высокой духовности и народной культуры. Усилилось влияние на детскую психику супергероев, которые добиваются успеха, славы и денег любой ценой, и для которых не существует таких понятий, как сострадание, дружба, нежность, привязанность и любовь. Поэтому снижение уровня духовности, четких нравственных ориентиров и ценностей следует считать одной из главных проблем семейного воспитания. Духовность и взаимопонимание детей исчезают тогда, когда в семье возникают конфликты, приобретающие нередко хронический характер, когда окрики и телесные наказания, грубость и насилие над детьми становятся нормой жизни. Поэтому родителям надо стараться быть осторожными в своих поступках и делах. Воспитание ребёнка - это питание его личности, его духа правдой. Воспитание – это не превращение ребёнка в копию отца или матери, а передача ему человеческой сущности, человеческого стремления творить на земле правду, добро и красоту. А что воспитывает? Наше собственное поведение – самая решающая вещь. Присмотримся, прислушаемся : растет маленький человек и слышит: тот плохой, потому что глупый и грубый, тот - злой, тот - жадный. С этим не водись, с этим не дружи. Пришли гости в дом, их принимают и угощают, а ушли – «перемывают косточки». Не думайте, что мы воспитываем только тогда, когда мы беседуем, поучаем. Мы воспитываем детей в каждый момент нашей жизни: как мы разговариваем, как мы одеваемся, как относимся к другим людям, как мы радуемся, как мы обращаемся с друзьями, как читаем книги - всё это имеет большое значение. А если мы дома грубы, хвастливы, если пьянствуем, а ещё хуже - оскорбляем мать, нам уже и не нужно думать о воспитании наших детей, воспитываем плохо и никакие самые лучшие советы не помогут. Всё это является школой жизни для вашего ребёнка, ведь традиции родительского дома будут продолжаться в семьях, которые будут создавать ваши повзрослевшие дети. Воспитание – это пример и любовь. Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Стать мудрым другом и наставником своего ребёнка, стараться мягко направлять мысли ребёнка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы,- вот условия истинной родительской любви. Еще нужно помнить о том, что в ребёнке нужно подчеркивать и поддерживать только хорошие стороны характера. И что немаловажно - авторитет родителей, а значит, и результат воспитания определятся единством их требований к детям: «Когда отец говорит «так», а мать «сяк», растёт ребенок, как пустяк»- утверждает народная мудрость. «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания»,- говорил А.С. Макаренко. Главная причина проявления у некоторых детей таких нездоровых явлений, как хулиганство, сквернословие, бессмысленная трата времени, заключается, прежде всего в пустоте и убожестве интересов, в ограниченности их умственной жизни, порождённых еще в детстве безучастностью родителей к своему досугу и досугу своих детей, равнодушием к вопросам воспитания. Привычки, возникшие и закреплённые в детстве, могут стать очень стойкими и в дальнейшем трудно поддающимися переделке. Недаром говорят: «Привычка – вторая натура», или «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Искоренять ошибки, допущенные в воспитании, всегда гораздо сложнее, чем сразу воспитывать ребёнка правильно. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Задача школы и родителей – дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других». Так давайте вместе делать всё для того, чтобы дать нашим детям счастье. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ
Цель собрания: выявить потенциальные возможности семьи в воспитании детей. Задачи собрания:- способствовать формированию адекватной, гибкой и прогностичной родительской позиции и уста...
Воспитательный потенциал семьи
Воспитательный потенциал семьи...
Презентация «Семья как социальная и нравственная ценность. Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы»
Презентация к выступлению на МО классных руководителей...
Выступление "Семья как социальная и нравственная ценность. Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы"
Материал для выступления по теме "Семья"...
Воспитательный потенциал семьи обеспечивающий успешное развитие ребёнка.
Разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют её воспитательные....
"Воспитательный потенциал семьи"
Воспитательный потенциал семьи рассматривается как совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как созн...
Программа по повышению воспитательного потенциала семьи
Программа по повышению воспитательного потенциала семьи...