Возрастные особенности младших школьников.
статья
Материал статьи для родительского собрания в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_ml.shkolnikov.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности младших школьников
Учитель: Куксова
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.
Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Восприятие связано с практической деятельностью ребёнка и воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации., при которой он может заставить себя сосредоточенно работать (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с этим у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.
Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственого поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
2. Создание условий самореализации учащихся в учебной деятельности.
Эффективность образования в значительной мере зависит от заинтересованности учащихся в творческом саморазвитии, их потребности в самореализации.
Что же такое самореализация?
Самореализация – это высшее желание человека реализовать свои таланты и способности, это длительный процесс, связанный с внутренним развитием личности, с ее целеполаганием и переживанием своей собственной активности.
Это достигается путём использования проблемного и развивающегося методов обучения, применения групповых форм работы. На уроках использую новые подходы в обучении
( ИКТ и интерактивное оборудование), стараюсь использовать новые технологии в соответствии с содержанием учебного материала и поставленными целями уроков, эффективно использовать наглядные пособия, дидактический, раздаточный материал, что позволяет активизировать познавательные способности учащихся, максимально реализовывать учебные возможности каждого учащегося.
На своих уроках использую разнообразные методы и приемы : словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, моделирование, игровой, исследовательскую деятельность, способствующие развитию индивидуальности детей, формируют у них стремление к самопознанию и самообразованию. Эмоциональное преподнесение материала дает лучшее качество знаний.
Исходя, из вышесказанного, цель своей педагогической деятельности вижу в создании условий для самореализации личности ребенка в осуществлении их позитивных возможностей через раскрытие задатков и способностей.
По моему глубокому убеждению, личность реализуется во взаимодействии с миром, с другими людьми и с самим собой, что находит отражение в ее свойствах и качествах. Свою педагогическую деятельность стараюсь строить на основе уважения и веры в учеников, в стремлении внушать им, что они тоже творцы и исследователи.
И хотя отследить уровень развития и самореализации сложно, стараюсь в своей педагогической деятельности совершенствовать старые и находить новые формы контроля качества обучения и развития младшего школьника: разрабатываю содержание тестов, контрольных работ, привлекаю детей к объяснению нового материала ( доклады и сообщения; провожу с детьми олимпиады, КВН. Это все способствует сохранению и поддержанию мотивации достижения успеха, а также помогает активно выражаться индивидуальности моих детей. Результатом моей работы по самореализации личности ребенка можно считать усиление желания учащихся принимать участие во всех мероприятиях, проводимых в классе, школе, а также участие большинства детей в конкурсах, неделях начальных классов.
Что позволило выделить некоторые умения и навыки:
Ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкции и планировать свои действия по их выполнению, выявлять непонятное. Обращаться за помощью к учителю и сверстникам, дополнительной литературе);
Полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе; во фронтальной работе с классом;
Произвольно регулировать свое внимание при смене видов работы;
Соотносить полученный результат с планируемым и адекватно его оценивать, осуществлять самоконтроль;
Повысился познавательный интерес детей, что проявляется в желании активной и самостоятельной работе на уроке. Учащиеся включаются в творческую работу и делают ее с удовольствием.
Проектная деятельность – (один из видов учебной деятельности)помогает ребенку в саморазвитии и самореализации. Она ставит в центр образовательной системы личность ребенка, раскрытие его творческого потенциала.
Могу с уверенностью сказать, что работа в проектах нравится детям, она создает ситуацию успеха и уверенности в своих силах, позволяет раскрыться любому ребенку, стать победителем, реализовать себя, сформировать ИКТ- компетенции, которые так нужны человеку XXI века.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Специфика же форм организации проектной деятельности состоит в том, что творческие проекты, выполняемые учениками, могут быть изготовлены как индивидуально, так и коллективно (весь класс работает над изготовлением). Возможны и групповые формы работы (класс разбивается на микрогруппы, члены которых выполняют часть общего замысла или самостоятельное завершенное задание).
3 Создание условий самореализации во внеурочной деятельности.
Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности.
Заметно меняется организация учебной и внеклассной деятельности. Введение Федеральных Государственных образовательных стандартов позволяет нам раскрыть многогранность личности ребенка.
Большое внимание в стандартах второго поколения отводится внеурочной деятельности.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Для того чтобы каждый маленький человек в будущем состоялся и был на своем месте, классный руководитель должен хорошо знать и умело развивать возрастные особенности учащихся. Вся воспитательная работа в классе, должна создавать условия для самосовершенствования и саморазвития, самоактуализации ребенка.
В работе над самореализацией личности большая роль принадлежит родителям, всей воспитательной работе в классе. Учащиеся вместе с родителями становятся участниками классных часов,праздников, конкурсов, игр. При составлении плана работы у нас с детьми сложилась система чередования традиционных поручений, что позволяет каждому ребенку побывать в роли организатора и участника.
Самореализоваться ученики могут и на общешкольных и классных воспитательных мероприятиях: «День Учителя», «Праздник Осени», «Новогодний утренник», «Вечер встречи выпускников Конкурсы «А ну – ка, девочки», «А ну – ка, мальчики», «Папа, мама, я- спортивная семья»
Это позволяет реализоваться потребностям ребенка, стать взрослее и самостоятельнее.
На данный момент не могу сказать, что все мои дети готовы к самореализации личностных возможностей и раскрытию внутреннего потенциала, но ведь начальная школа это только первая ступенька в жизни младшего школьника. Самореализация является результатом воспитания личности на протяжении всей его жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности младших школьников, их влияние на адаптацию
Методические рекомендации по организации родительского всеобуча 1 класс I четверть по теме: Возрастные особенности школьников, их влияние на адаптацию....
Возрастные особенности младших школьников
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном...
Возрастные особенности младших школьников
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном...
Родительское собрание: "Возрастные особенности младших школьников"
Родительское собрание: "Возрастные особенности младших школьников " предназначено для родителей первоклассников.Родительское собрание по данной теме рекомендуется провести в сентябре. Класс...
Учёт возрастных особенностей младших школьников в их воспитании
Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста....
Возрастные особенности младших школьников
Возрастные особенности младших школьниковОтличие младших школьников друг от друга, девочек от мальчиковАнатомо-физиологические особенности младшего школьникаРекомендации...