Статья для родителей на тему: "Выполнение домашнего задания".
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Как эффективно помочь ребёнку в выполнении домашнего задания в младшей школе? Педагогические и психологические аспекты проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья для родителей на тему: «Как правильно делать уроки с детьми?»

Сегодня каждый родитель сталкивается с целым рядом вопросов, связанных с выполнением домашнего задания. Надо ли делать домашнее задание вместе с ребенком? Или пусть сразу привыкает к самостоятельности? Как не раздражаться, если что-то не получается? И что делать, чтобы со временем ребенок смог учить уроки сам?

Мы поговорим об этом, что на эту тему думают психологи и сами родители. Какие приёмы можем применить, чтобы домашнее задание не превратилось в пытку для детей.

В некоторых странах заданий на дом почти не задают - например, в Израиле (но в младшей и средней школе). Есть легенда, что и в Испании, Италии, Финляндии, Канаде упражнений на вечер нет. Это не так. Объем заданий может быть небольшим - это да. Или же домашку стараются сделать в школе после основных уроков. Во многих странах дети проводят в своем учебном заведении полный день - обедают, занимаются в кружках или секциях. Домашнее задание закрепляет пройденный материал. И пока от такой методики - освоения новой темы и последующего ее закрепления - ни одна из развитых стран не отказалась.

Прежде всего, будем учитывать санитарные нормы, принятые у нас. Выписка из санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (редакция 2013 года) следует:

«Пункт 10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3-м классах - 1,5 часа, в 4 - 5-м классах - 2 часа, в 6 - 8-м классах - 2,5 часа, в 9 - 11-м классах - до 3,5 часа».

В начальной школе объем домашнего задания может быть значительным – написание тренировочных упражнений для выработки правильного письма, чтение, математика, доклады и проекты по окружающему миру… Сами ребята по – разному воспринимают сам процесс выполнения «домашки», кто-то стремится к ней всей душой, а кто-то считает экзекуцией. Интересно, что со интеллектуальными способностями детей это не всегда связано напрямую. Но всё-таки, если всё получается в школе, то ребёнок охотнее и дома занимается.

Понятна  тревога родителей : они боятся, что их ребенок будет успевать не так хорошо, как им хотелось бы, не наберёт нужные баллы на ЕГЭ и тогда…

Нет сомнения, что родитель может и должен держать «руку на пульсе», чтобы не упустить время, когда ребёнок учится самостоятельности в домашнем задании.  Ему надо помочь. Если мама не работает, у неё больше шансов повлиять на ситуацию.

Первый совет – держать постоянную обратную связь с педагогом – не пускать процесс на самотёк, иначе можно довести дело до того, что единственным способом наладить учёбу будет нанять репетитора. Общайтесь с педагогом о правилах выполнения, образцах записи, нормах оформления задания. Ребёнку необходимо дома закрепить, как НУЖНО оформить работу, помогите ему в этом.

Второй совет психолога – не выполнять все задания сразу. Ученику нужно переключиться, отдохнуть. После обеда хорошо бы погулять (современные дети гуляют редко, а во дворах компании, чтобы поиграть-побузить, собираются с большим трудом). Ну хотя бы пусть переключится на домашние игры и занятия. Но договориться, что такое развлечение не затянется на два часа, - 20 - 30 минут достаточно.

И обязательно делать перерывы во время выполнения домашнего задания: 15 - 20 минут работы - 10 - 15-минутная передышка.

Теперь рассмотрим взгляд психологов на проблему.

Есть детские психологи, которые считают: родители не должны помогать детям делать домашние задания. Мол, пусть пашут сами. Но рассудим здраво – можно перемежать самостоятельную работу и помощь любимой мамочки – особенно, если вы уже видите, что процесс сидения за столом затянулся, ребёнок отвлекается и КПД приближается к нулю…

 Иногда надо объяснить ребенку своими словами условия задачи. Иногда он недопонял материал, и надо объяснить. Это нормально. Но если родитель, например, сам делает поделку для урока технологии — это точно неоправданная история. Педагоги за то, чтобы ребенок делал сам то, что может. Даже если это будет не такая красивая поделка или рисунок.

По-хорошему, взрослый должен появиться, когда ребенок сам о чем-то спросил. Или когда учитель просит обратить внимание родителей на какой-то момент. Но мне кажется, что если взрослый постоянно сидит рядом с ребенком, пока тот делает домашнее задание, — это тяжело дается и взрослому, и ребенку.

И всё же, нельзя недооценивать помощь взрослого. Эффективность вашей работы с ребёнком даст свои плоды в своё время. Если папа, объясняя задачу, рассказал сыну о мире животных что-то, чего он не знал, это не поможет сегодня выполнить домашнее задание, но зато пригодится ребенку завтра.

Замечено, что те родители, которые в начальной школе не учили уроки и не проверяли их, теперь активно этим занимаются. Потому что в пятом классе успеваемость детей резко снизилась. Если в такой ситуации ребенок не найдет помощь в семье, то он будет тонуть в плохих оценках. И школа сделает все, чтобы с таким учеником расстаться. А в наше время попасть в приличную школу несколько проблематично.

Психологи советуют. Если ребенок говорит: "Я чего-то не понимаю", а родитель отвечает: "Да что ж ты такой бестолковый / мне сейчас некогда / что ты ко мне привязался" — в отношениях будут проблемы. Но также не надо учить уроки с ребенком так, чтобы он чувствовал себя в тюрьме, под полным контролем. Тогда учеба будет восприниматься как насилие. В гонке за оценками важно не перестараться.

         Если у ученика что-то не получается с домашним заданием, то первый вопрос педагог должен задать сам себе. Для него это некая педагогическая задача, которую надо решить. Значит, к ученику нужен индивидуальный подход. Но выводить из сложной ситуации конкретного учащегося он может только при содействии родителей!!!

Как справляться с раздражением, когда уроков много, ребенок чего-то не понимает, а у родителей есть свои дела? Бывает  такое: двенадцать ночи, а часть уроков еще не сделана.

Если говорить: "Ну что ты смотришь как баран на новые ворота, мы  вчера это всё проходили проходили?!" — ребенок станет паниковать, и результаты будут только хуже.

Наблюдайте за своим ребенком: может, в восемь вечера он клюет носом, а в девять начинает соображать лучше? Тогда надо ориентироваться на его ритмы. Он переплетает руки и ноги, у него плечи идут вверх? Это говорит о напряжении, а из-за него могут тормозиться когнитивные процессы: проще говоря, он будет хуже соображать. Он хнычет, не хочет что-то делать? Дайте ему возможность переключиться. Можно пообнимать, похвалить, вместе погулять с собакой. Хорошие результаты будут, только если ребенок весел и доволен.

 Вас раздражает непонятное задание или есть вопросы по срокам? Обсуждайте это с учителями. Если школа и родители не найдут общего языка, заложником будет ребенок. Или, например, вы знаете, что вашему ребенку трудно учить стихи. Стоит сказать учителю: "У нас такая проблема, что посоветуете?" Только выберите время — учитель тоже живой человек, он тоже иногда мама, не надо разговаривать, когда вы оба уставшие.

        Как не просто сделать "домашку" с ребенком, а научить его учиться самостоятельно?

Психологи говорят, что лучше всего приучить ребенка: не я с тобой делаю уроки, а ты спрашиваешь, когда нужна помощь. Но совсем дистанцироваться и слишком рано начинать видеть в своих детях ответственных, сознательных и взрослых людей — это тоже ошибка. Тогда ребенок может говорить, что он все понимает, а потом окажется, что там чистый лист.

Очень хорошо работают внеплановые проверки. Не когда тетради проверяют каждый вечер, а именно внеплановые: "Хочу посмотреть, что у тебя с уроками, покажи". Это дисциплинирует ребенка.

Педагог: Это точно не должно быть наказанием: "Раньше я учил с тобой, а теперь давай сам". И важно все делать постепенно. Не говорить ребенку, что он чего-то не может. Где-то поддержать его, не забыть похвалить — это мотивирует. Если ребенок не хочет делать сам, капризничает — надо понять, в чем проблема. Предложить компромисс: ты выучишь сам, а потом придешь мне рассказать. И так пошагово сокращать время, которое вы проводите с ребенком за уроками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как родителям помочь детям выполнять домашнее задание

Советы родителям по оказанию помощи младшим школьникам по выполнению домашних заданий....

Беседа для родителей "Помогаем школьнику готовить домашние задания"

Беседа для родителей, в которой были даны рекомендации, как правильно помочь ребёнку учить уроки....

Статья "Как младшим школьникам правильно выполнять домашнее задание". Автор - воспитатель группы продленного дня Титова Е.В.

Как преодолеть негативные эмоции при подготовке домашних заданий. Статья адресована родителям, воспитателям групп продленного дня, учителям начальных классов....

Памятка для родителей "Помощь родителей при выполнении школьником домашних заданий"

Домашние задания – это необходимая часть образовательного процесса, цель которых – закрепление знаний полученных в классе, создание предпосылок к изучению нового материала на уроке. Традиц...