ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
консультация
Что нужно знать родителям об орфографическом режиме в начальной школе и оформлении тетрадей и дневников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для родителей | 119.38 КБ |
для родителей | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
;
Орфографический режим
в начальной школе
Впервые взяв в руки тетрадь, многие первоклассники спрашивают: «Где писать?» Этот вопрос — яркое сви детельство того, что ученики побуждают нас, педагогов, дать им установки на правильное оформление работы. Пренебрегать этим нельзя. Дети чувствуют себя уверенно, когда четко могут проследить порядок своих действий. К сожалению, это природное качество мы часто неосознанно в них разрушаем. Поэтому, говоря об орфографическом режиме, еще раз необходимо отметить, что культура оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:
- являются частью внутренней культуры учащихся, формируя у них уважение к тем, кто проверяет их работы;
- формируют у школьников навык самоконтроля;
- настраивают учащихся на более внимательное вы полнение работы.
Предлагаемые ниже рекомендации отражают положительный опыт работы учителей по данной проблеме.
Количество и назначение тетрадей
Количество и назначение тетрадей определяется образовательной программой. Многие ныне существующие программы имеют в своем арсенале тетради на печатной основе. Они хороши тем, что позволяют различить объем выполняемых упражнений, но. к сожалению, не способствуют выработке навыков письма и, тем более, навыка самостоятельного оформления письменной работы.
Поэтому по математике и русскому языку рабочие тетради обязательны.
У каждого ученика должны быть две рабочие тетради по предмету: одна находится у школьника, другая в это время — на проверке у учителя. Кроме того, по предмету должна быть тетрадь для контрольных и проверочных работ, которая хранится в классе, а после окончания четвертого класса — в школе. Поэтому остановимся подробнее на оформлении тетрадей по русскому языку и математике.
Оформление обложки тетради
Тетрадь
для {контрольных) работ
по (наименование предмета в дательном падеже)
ученика (цы) класса
школы №
_________________________________________
(фамилия и полное имя учащегося в родительном падеже).
Оформление письменных работ (общие положения)
- Все записи должны вестись аккуратным почерком. Следует отметить, что на сегодняшний день нет правил единого написания букв и их соединений. Навык письма —это очень сложный процесс, включающий в себя работу многих отделов коры головного мозга, органов зрения, слуха, мелкой моторики. Кроме того, почерк — это отражение индивидуальных характеристик личности, поэтому добиваться единообразного написания букв бессмысленно. На мой взгляд, детям следует показать образцы удобного письма и требовать от них письмо аккуратное, однозначно и легко читаемое.
- В рабочих тетрадях выделяются следующие виды работ: классная, домашняя, работа над ошибками, работа по совершенствованию каллиграфического навыка.
- Отметка за работу выставляется ручкой красного цвета на следующей после работы строке, но не на полях. Точка после отметки не ставится. При оценке письменных работ учащихся учитель должен учитывать рекомендации, изложенные в методических письмах Министерства общего и профессионального образования.
- В начальной школе рекомендована ежедневная проверка работ учащихся с проведением последующей работы над ошибками в той или иной форме.
- Упражнения по чистописанию выполняются либо в отдельной тетради, либо в рабочей. Учитель красным цветом показывает образец написания элементов букв, целых букв, слогов и т. д. Целесообразно в 3-4-х классах строить эту работу, ориентируясь на индивидуальный подход, так как у каждого учащегося свои проблемы в написании букв и их элементов.
Оформление письменных работ по русскому языку
- Между работами делается пропуск в две рабочих строки (пишем на третьей). Внутри работы пропусков строк нет.
- Новый этап работы выполняется с красной строки. При оформлении красной строки следует сделать отступ вправо (школьников учим ориентироваться на ширину своего пальца). Оформлению красной строки начинаем обучать с первого класса.
- Справа дописываем слова до конца строки, не допуская необоснованно пустых мест. Для этого с первого класса обучаем правилам переноса слов.
- Дата записывается по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы месяца. По окончании периода обучения грамоте записываем число и полное название месяца. Запись числа во втором полугодии первого класса, во втором и третьем классах выполняется цифрами, а в конце третьего и в четвертом классе — именем числительным полностью.
- На следующей после даты рабочей строке по центру проводится запись названия работы: «Классная paбота», «Домашняя работа», «Работа над ошибками».
- Запись слова «упражнение» в классной работе не обязательна, она делается по усмотрению учителя. В домашней работе такая запись обязательна. Во втором классе допустима краткая форма записи
(« упр.15»); а в третьем — четвертом классах — только полная. Данная запись выполняется по центру строки.
- Подчеркивания букв, слов, членов предложения, выделение частей слова, ударение, надписи над словами, указания взаимосвязи слов в предложении выполняются простым карандашом. Допустимо использование ручки с зеленой пастой, например при самопроверке, чтобы учитель ясно видел проделанную работу, а ученик, выделяя цветом, более ярко представлял исправленную ошибку. Кроме того, зеленый цвет пасты можно использовать при выполнении заданий типа «Вставь пропущенную букву» (как будто зажженный светофор разрешает двигаться дальше).
- Неправильно написанное слово должно быть зачёркнуто прямой чертой карандашом. Нельзя требовать от всех школьников идеального безошибочного письма, но необходимо требовать аккуратного исправления ошибок. Ребенок учится, а потому имеет право на ошибку и не должен бояться ошибиться. Иначе все его усилия будут направлены не на получение знаний, а на правильное списывание готовой, выполненной кем-то работы.
9. Ошибки в работе исправляются учителем красным
цветом с выносом их обозначений на поля тетради.
Традиционными считаются следующие обозначения:
- I — грамматическая ошибка;
- V — пунктуационная ошибка;
- Р — речевая ошибка.
10. Работа над ошибками в первом классе оформляется учителем, во втором — четвертом классах— учащимися самостоятельно. Форму проведения работы
над ошибками определяет учитель.
Оформление письменных работ по математике
Часто к оформлению работы по математике относятся более чем снисходительно, в то время как орфографический режим позволяет наводить порядок не только в тетради, но и в голове. Поэтому важно объяснить школьнику, как ориентироваться в пространстве листа, а также предъявить ученику четкие требования к эстетичности оформления решения. Итак, при оформлении работ по математике предъявляются следующие требования.
- Между работами делается пропуск в четыре полные клетки (пишем на пятой). Записи ведутся с пропуском двух клеток от полей или от края страницы и двух клеток от верхнего края листа.
- В первом и во втором классах запись даты производится цифрами, а название месяца — прописью по центру строки (например, 6 сентября). В третьем и четвертом классах допускается запись даты на полях цифрами (например, 06.09.08).
- Вид работы записывается в первом и во втором классах с пропуском одной клетки вниз, а в третьем и четвертом классах — на той же строке, где записана дата.
- Номер и вид задания записываются посередине строки (например, «Задача № 3», «№6»). Расстояние между заданиями — 2 клетки.
- Оформление текстовых задач.
- Краткая запись задачи выполняется по усмотрению учителя в любой удобной для этого форме: таблица, схема, словесная краткая запись и пр. Запись слов, числовых значений производится синей пастой, стрелки и чертежи рисуются простым карандашом. Краткую запись не следует делать громоздкой, она должна быть удобной, отображать все числовые данные задачи и взаимоотношения между величинами и, что еще очень важно, не содержать решения.
- Между записью вида задания, краткой записью, решением и ответом пропускается две клетки, что позволяет школьнику ясно видеть составные части задачи и выделять их при проверке.
- Решение задачи записывается по действиям или выражением с пропуском одной клетки между дейст виями. Запись наименований обязательна, запись пояснений выполняется кратко, по усмотрению учителя.
Ответ к задаче записывается, начиная с числительного. Лучше сразу приучать школьников к определенному порядку, что в дальнейшем позволит избежать лишних вопросов и неразберихи. Принятые международные сокращения, такие как: см, кг, м и т.д. в ответе записываются кратко.
6. Оформление математических выражений и равенств.
- Расстояние между выражениями вниз составляет 2 клетки.
- Между столбиками выражений, неравенств, уравнений делаем отступ вправо на 3 клетки (пишем на четвёртой).
- При вычислении выражений с несколькими мате матическими действиями их порядок фиксируется над знаком простым карандашом или зеленой пастой. Затем решение по действиям расписывается полностью под выражением с фиксацией конечного результата в записи выражения.
7. Оформление решения уравнения.
- Решение уравнения записывается в столбик.
- Вычисления проводятся справа на свободных клетках.
- Проверка найденного значения неизвестного про водится устно или письменно по усмотрению учителя.
8. Оформление геометрической задачи:
- Условие задачи записывается слева (Дано:...). Учащимся начального звена сложно рассчитать место для записи условия справа, как это обычно делается в старшей школе. Поэтому практика работы показала, что в начальной школе достаточно научить школьников форме записи, чтобы потом не возникло трудностей при ее переносе.
- Чертеж при необходимости выполняется справа простым карандашом при помощи геометрических инструментов по имеющимся данным или в пропорции. Буквенное «имя» фигуры записывается заглавными буквами латинского алфавита, начиная с левого нижнего угла по часовой стрелке.
- Запись вопроса задачи можно начинать со слова («Найти: РП»), или просто под чертой указывать ис комую величину («P □ DABCD — ?»).
- Далее записывается слово «Решение». В решении
сначала записывается формула, затем в нее под ставляются числовые данные. Если в его ходе необ ходимо провести предварительные вычисления, то запись выполняется по действиям, как в текстовой задаче. Текстовые пояснения к действиям не выпол няются — они содержатся в начале записи.
• Ответ в геометрической задаче записывается кратко с помощью символов.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть не обходимость соблюдения орфографического режима учащимися начальной школы как дисциплинирующего фактора, позволяющего приучить их к культуре общения через грамотное и эстетичное оформление собственных мыслей.
По материалам книги
«Орфографический режим в школе» О.В. Демчук
Предварительный просмотр:
Что надо знать родителям учащихся начальной школы
о ведении дневников и тетрадей школьников
Общие положения по ведению дневника
Уважаемые родители! Мы предлагаем памятку по ведению дневника как основного школьного документа ваших детей. Данные указания разработаны учителями начальной школы на основе опыта работы.
1. Дневник является обязательным школьным документом ученика. В некоторых образцах дневников на первой странице размещены общие требования к учащимся школ Российской Федерации, а также правила поведения учащихся.
2. В начале каждого учебного года ученик заполняет лицевую сторону обложки, на последующих страницах в соответствующих графах записываются названия предметов, фамилии, имена и отчества учителей, расписание уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий. В дневнике целесообразно записать сведения о родителях ученика, его домашний адрес и телефон. Также стоит указать данные о группе крови школьника и его резус-факторе.
3. Ученик ежедневно записывает домашние задания в графы того дня, на который они заданы, к понедельнику оформляе расписание уроков на неделю. Накануне каникул в дневник записывается план внеклассных и внешкольных мероприятий на этот период.
4. Учащийся должен предъявлять дневник по требованию учителей-предметников и классного руководителя.
5. Учителя, выставляя оценку за ответ ученика, вписывают ее в классный журнал и в дневник одновременно, после чего заверяют записи в дневнике своей подписью.
6. Классный руководитель постоянно следит за правильностью и аккуратностью ведения дневников. В конце каждой недели он просматривает дневники учащихся, проверяет наличие в нем всех оценок, полученных учащимся в течение недели. В дневнике может быть отмечено количество пропущенных уроков и опозданий за истекшую неделю.
Отдельные классные руководители могут еженедельно выставлять оценки за прилежание, внешний вид ученика, дежурство, культуру поведения и общения, а также за ведение дневника.
Кроме того, для заметок учителей и классного руководителя выделены несколько строк внизу страницы или специальная страница в конце дневника. Здесь чаще всего записывается информация для родителей, касающаяся учебной деятельности и внеклассных мероприятий.
Итоговые сведения об успеваемости, поведении и прилежании учащихся могут быть выставлены учителем в конце дневника либо в прилагаемой к нему ведомости. Названия предметов подготовлены учеником или родителями.
7. Родители систематически просматривают дневник: полученные оценки, записи о предстоящих внеклассных и внешкольных мероприятиях, особое внимание обращается на замечания и рекомендации учителей и классного руководителя. Родители должны подписывать дневник еженедельно.
8. Точное и аккуратное ведение дневника может быть достигнуто только при тщательном, пунктуальном и систематическом выполнении перечисленных рекомендаций как учащимися и родителями, так и учителями и классным руководителем.
9. Администрация школы также осуществляет систематический контроль состояния ведения дневников учащихся. Необходимые рекомендации и замечания могут быть записаны на соответствующей странице в конце дневника.
Общие положения по ведению тетради
Тетрадь ученика — это его первый конспект. Поэтому важно научить каждого школьника разнообразию методов и общей культуре работы с тетрадью. Учителя нашей школы стремятся помочь ребенку научиться работать в тетради аккуратно и грамотно.
Мы предлагаем вам общую памятку по ведению тетради, составленную на основе методических материалов для администрации школ и обобщения опыта работы учителей начальных классов.
- Тетрадь для начальной школы должна иметь не более 12 (18) листов (желательно без рисунков на обложке) Она помещается в прозрачную обложку. Обложка меняется по степени изнашивания, не реже одного раза в четверть. Титульную обложку тетради подписывает учитель (1 класс 1 тетрадь), затем родители, а в конце второго класса сам ученик.
Образец
Тетрадь
для работ
по математике
учени (ка) (цы) 3 класса «В»
Ивняковской школы
Ивановой
Александры
2. Целесообразно, чтобы в тетрадь был вложен дополнительный лист для черновых записей.
3. Все записи в тетрадях учащиеся должны делать ручкой с синей пастой, соблюдая правила и требования.
Правила и требования, которые надо соблюдать при ведении записей в тетрадях:
• писать аккуратным разборчивым почерком;
• единообразно
• соблюдать поля внешней стороны (поля в обязательном порядке выделяются в тетрадях по всем предметам);
• в первом классе в I полугодии дата работ по русскому языку и математике не пишется (или пишется учителем). Со II полугодия первого класса, а также в 2–4-х классах обозначается дата выполнения работы: число арабской цифрой (1–2-е классы) и названием месяца или прописью (3–4-е классы) и название месяца прописью;
• писать на отдельной строке название темы урока , а также темы письменных работ (изложений, сочинений и т.д.);
• обозначать номер упражнения, задачи, указывать вид выполняемой работы и где она выполняется (классная или домашняя);
• соблюдать «красную строку»;
• начинать текст каждой новой работы на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы.
Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку пропускать не надо. В тетрадях по математике во всех этих случаях надо пропускать две клетки.
Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку надо пропускать две линейки, а в тетрадях по математике — четыре клетки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу);
Образец:
Пятое ноября. Классная работа. Упражнение 3. | 5 ноября. Домашняя работа. Задача №6. №8 |
• выполнять чертежи аккуратно, карандашом, в случае необходимости — с применением линейки или циркуля;
• исправлять ошибки необходимо следующим образом: неверно написанную букву, цифру или пунктуационный знак следует зачеркнуть косой чертой простым карандашом; часть слова, слово, предложение — тонкой горизонтальной линией; выше зачеркнутого надписать правильные буквы, слова, предложения, цифры, числа; не следует заключать неверные написания в скобки или использовать корректор;
• подчеркнутые учителем соединения букв или указанные им образцы букв и цифр прописываются учеником в обязательном порядке после данной работы
Из «Книги для родителей» (автор-составитель — С.В. Шелагина, заслуженный учитель РФ, учитель начальных классов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для родителей "Какие вы родители"
Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....
Компьютер: "за" и "против".Десять советов родителям.(статья для родителей).
Советы родителям о пользе и вреде компьютера....
Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"
Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...
Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"
Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....
Тест для родителей. Какие вы родители?
В данном тесте представлены вопросы для родителей...
Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"
В помощь родителям первоклассников....
Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель
В данной статье проводится анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений и учитель- родитель. Расскрыты особе...