Всё о портфолио ученика начальных классов
статья (1 класс)
Для чего нужно портфолио ученикам начальных классов, из каких разделов состоит
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Всё о портфолио ученика начальных классов | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители! Сейчас мы с вами поговорим о портфолио учащихся начальной школы. Я знаю, что для большинства из вас слово "портфолио" звучит как "гром среди ясного неба". На самом деле многие имеют искаженную или неполную информацию о том, что такое "Портфолио".
Сегодня мы попытаемся выяснить:
- Что такое "портфолио"?
- Кто должен его собирать?
- Для чего это надо?
- Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Что такое "Портфолио"?
Я знаю, что многие родители с первых недель жизни собирают и хранят достижения своих детей, стараются сфотографировать первый шаг, заснять на видео первое сказанное слово, прочитанное стихотворение, многие хранят первые тетради своих детей, сохраняя самые дорогие и драгоценные мгновения собирая таким образом своего рода портфолио.
В школе, эта работа получила продолжение.
Теперь, каждый ученик в нашем классе будет иметь свой портфолио, свой портфель достижений.
Основной смысл такого портфеля –показать всё, на что способен и к чему должен стремиться ваш ребёнок.
В педагогической литературе портфолио характеризуется как:
- коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
- выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).
Материал портфолио собирается в течение всего периода обучения.
Кто должен его собирать?
Портфолио – это совместная работа школы и семьи.
Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель, пусть он будет даже мастером, никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.
Для чего это надо?
Мы, взрослые люди, ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Ваши дети тоже все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Портфолио даёт шанс каждому ребёнку почувствовать себя успешным, повышает самооценку и уверенность в себе.
Поэтому одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе как по действующим, так и по новым образовательным стандартам, является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. В связи с этим можно определить цели и задачи портфолио учащегося 1 ступени образования:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии2, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Примерная структура портфолио
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; адрес, телефон; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
ПОСЛЕДНИЙ РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"
Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.
Важно помнить
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму.
Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.
В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио ученика начальных классов
Структура портфолио ученика начальных классов, работа с родителями...
Портфолио ученика начальных классов.
В материале представлены возможные страницы для портфолио....
портфолио ученика начальных классов
Здесь можно увидеть как сделать портфолио ученика при выходе из 4 класса....
Проект«Педагогическое сопровождение процесса апробации портфолио ученика начальных классов»
Сегодня идёт обсуждение стандартов II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни....
Родительское собрание на тему:"Портфолио ученика начальных классов"
Формирование у родителей потребности в оформлении ПОРТФОЛИО, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных, творческих способностей учащихся. Рекомендации по созданию ПОРТФОЛИО....
Портфолио ученика начальных классов
Шаблоны портфолио ученика...