"Сущность семейного чтения и его значение для приобщения ребенка к книге"
статья

Хрычева Ольга Николаевна

В век новых технологий книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.

Задача привлечения к чтению нескольких поколений  семьи представляется  очень актуальной. Родители нуждаются в помощи по организации детского чтения, по вопросам педагогики, психологии и семейного права. Снижение интереса к книге, замена чтения просмотром телевизионных развлекательных программ и компьютерными играми у детей  приводят к снижению общего культурного уровня населения России в целом.

Современная семья стремительно меняется, утрачиваются традиции сосуществования нескольких поколений одной семьи, традиции семейного чтения. Меняются ценностные ориентиры, углубляется расслоение общества. Таким образом, возрождение традиции семейного чтения представляется нам очень важным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

В век новых технологий книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.

Задача привлечения к чтению нескольких поколений  семьи представляется  очень актуальной. Родители нуждаются в помощи по организации детского чтения, по вопросам педагогики, психологии и семейного права. Снижение интереса к книге, замена чтения просмотром телевизионных развлекательных программ и компьютерными играми у детей  приводят к снижению общего культурного уровня населения России в целом.

Современная семья стремительно меняется, утрачиваются традиции сосуществования нескольких поколений одной семьи, традиции семейного чтения. Меняются ценностные ориентиры, углубляется расслоение общества. Таким образом, возрождение традиции семейного чтения представляется нам очень важным.

Сущность семейного чтения в развитии ребенка.

Чтение в России всегда считалось занятием достойным и полезным, его почитали как в крестьянских избах, так и в дворянских гостиных. Дети приобщались к книге и слову вообще благодаря рассказам, чтению вслух, домашним театрализованным представлениям.

В наше время не часто встретишь семью, где любовь к книге была бы семейной. К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты. Современные родители редко читают детям книги – малыши с самого раннего детства осваивают компьютер, телевизор и все их общение и развитие происходит под влиянием различных технологий.  А к самому первому в жизни ребенка инструменту развития, как книга, современные родители относятся несерьезно. Считается, что тратить деньги на красивую книгу неуместно – лучше купить новую игрушку малышу.  

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов. В чем это заключается: совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников; совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог с взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа; почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями.

Возрождая традицию семейных чтений, мы тем самым  работаем над созданием семьи читающей и думающей. Чтобы семейное  чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным.

Известно, что чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства. Следует  отметить, что чтение книжного текста совершенно особый вид деятельности, относящийся к одному из оптимальных средств формирования личности.

Чтение способствует формированию социально ценного человека, более развитого, причем воспитать такого человека можно только с самых молодых лет. Большую роль в этом процессе играет систематическое его приобщение к семейному чтению.

А что же такое «семейное чтение»? Понятие «Семейное чтение» может быть понято двояко: во-первых, как-то, что члены одной семьи поддерживают друг друга в развитии собственных навыков чтения; во-вторых, как ситуация, когда члены семьи вместе переживают радость от чтения и рассказывания историй. В целом же оно может быть представлено следующим образом: семейное чтение - это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.).

Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и  книге уделяется важное место — это прекрасно! Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.

Главная задача родителей, которой и определяется их роль в организации семейных чтений – создание условий для деятельности ребенка, ее стимулирование, направление на размышление.

Роль семейного чтения в приобщении ребенка к книге.

Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни.

Открывая ребенку книгу.  -  Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).

Следует  напомнить, что семейное чтение это лучший вид коллективного общения. Возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру, взаимопонимание, тепло духовного общения. Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.

Вопрос, Как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и

рекомендаций.

Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Семейное чтение – один из эффективнейших механизмов приобщения детей к чтению, воспроизведения и трансляции общечеловеческих норм и культурных ценностей, действенное средство сохранения института семьи. Родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности.

Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Кроме того, в век новых технологий книги остаются и останутся не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Итак, сегодня, безусловно, неоспорима роль семьи в формировании отношения к книге, чтению. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве, остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье.

Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.

Развитие детского чтения напрямую зависит от чтения самих родителей. Это – проблема всей семьи, и решать ее, по мнению педагогов, надо совместно.

Задача государства просветительская: объяснять родителям, что они могут, как они могут, и как лучше воспитать в ребёнке стремление к чтению

Итак, детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Сейчас, когда дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения молодежи в библиотеки. Самый простой из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость общения с книгой дома, в школе, в библиотеке.

Сегодня неоспорима, роль семьи в формировании отношения к книге, чтению. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Роль семейного чтения в приобщении к чтению учеников младших классов"

Почему дети не любят читать? Да, потому что не сохранилась традиция семейного чтения. Как возвродить эту традицию? Как приобщить младшего школьника к чтению?...

Родительское собрание: «Давайте читать вместе. Возрождая традиции семейного чтения». (« Как приобщить ребенка к чтению»).

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка....

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...

Роль семейного чтения в формировании интереса у ребёнка к книгам

Доклад на родительском собрании Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения, в частности), и формирования, педагогически обоснованной позиции в отношении п...

Памятка для родителей по приобщению ребенка к чтению

Зачем читать детям книги. Как общаться с книгой. Советы родителям по приобщению детей к чтению....

Программа Клуба семейного чтения «К книге и чтению – через досуг и общение»

Именно сейчас очень важно, используя опыт прошлого и поднимая его на новую ступень, объединёнными усилиями семьи и школы, формировать культ книги среди детей, культ семейного чтения. Ведь только читаю...