Для вас, родители
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Сандова Виктория Владиславовна

На заметку родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Сосьвинская СОШ

Родительские чтения.

Заметки на полях жизни.

(По книге Симона Соловейчика «Последняя книга»)

Классный руководительСандова В.В.

Сосьва, 2008 год

     Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию  фрагменты из книги Симона Львовича Соловейчика. Нашу предстоящую беседу я назвала «Заметки на полях жизни»

Слайд1

Слайд 2.

Симон Львович Соловейчик (1 октября 1930, Симферополь —18 октября 1996) — российский публицист, педагог и философ.

После окончания МГУ в 1953 году работал пионервожатым, учителем в школах Москвы, корреспондентом журнала «Пионер».

В 1960-х гг. в газете «Комсомольская правда» основал рубрику «Алый парус», где публиковал статьи по вопросам гуманизма и нравственности.

В середине 1980-х гг., работал в «Учительской газете», в журнале «Новое время».

В 1992 году Соловейчик основал и возглавил газету «Первое сентября», осуществляя на ее страницах пропаганду гуманистических педагогических идей.

Главная работа жизни Симона Львовича Соловейчика - книга Педагогика Для Всех (1977-1986), где он изложил философские взгляды на цели, средства, и условия воспитания детей; показал как воспитывается сердце, ум и дух свободного человека и показал недостатки традиционного воспитания детей.

Соловейчик - автор книг о детях и для детей: «Книга про тебя» (1963), «Мокрые под дождем» (1968), «Отчаюха» (1969), «Учение с увлечением» (1978).

По повести Соловейчика «Печальный однолюб» поставлена пьеса, по повести "Ватага «Семь ветров» снят 8-серийный телефильм.

Сегодня мне хотелось бы перелистать страницы последней книги этого автора, которую он так и назвал «Последняя книга».

Зачитаю отрывок из книги. Это воспоминание из жизни. Возможно, такую ситуацию из своей жизни может вспомнить каждый из вас.

«Я хорошо помню, как в седьмом классе однажды вернулся домой очень поздно, мама спросила меня, где же я был, я что-то соврал, мама посмотрела на меня грустно – я по глазам её видел, что она не верит мне, и правильно не верит, я врал слишком явно; но она не сказала мне ни слова упрёка, не стала разоблачать мою ложь – и как же я был ей за это благодарен в ту минуту, как помнил и помню этот случай! Не сказав ни слова, она научила меня одному из главных правил воспитания детей – правилу неразоблачения; я следовал этому правилу всю жизнь.»

Слайд 3

Я знаю, вы скажете: «А как же правда? Я люблю правду!»

Тогда задумайтесь, что вы больше любите: правду или своего ребёнка?

Слайд 4.

Солгав вам, ребёнок уже стыдится этого. А стыд возвышает душу. Разоблачение же непоправимо унижает. Унижение озлобляет человека. Где-то в душе каждый человек, а особенно, ребёнок, обманывая, говорит себе, что это в последний раз, и надеется в последующем избежать лжи. Когда ребёнка разоблачают, ему некуда деется, он попался и пропал. Он злится на себя и на всех окружающих. Этим, собственно, и отличается любящий от нелюбящего. Кто любит, тот не разоблачает; кто не любит, тот только и делает, что подозревает и разоблачает, причём разоблачение доставляет ему мстительную радость – при этом он ещё чувствует себя правдолюбцем.

Слайд 5.

В разоблачителе ещё вот что страшно: он чувствует себя победителем. Но если мать разоблачила сына, победительница ли она? Победу ли она одержала? А если победу – то в какой войне? С кем? С собственным ребёнком? Война сама по себе явление отрицательное, а воспитание как война с ребёнком – это явление ужасное. И что делать, что сделать, чтобы прекратить эти невидимые, но страшные войны, которые начинаются с благостного желания сделать ребёнка хорошим, достойным человеком, а кончаются полной потерей ребёнка, а то и вовсе ужасно – кровью. Возможно кто-то из вас, однажды разоблачая, чувствовал себя ужасно, как будто он развязал войну. Войну с непредсказуемым концом. Но ведь война – это противник. А имея противником собственного ребёнка невозможно стать его другом. Так может быть лучше разрешить всё миром.

Слайд 6.

Ведь любая война это война. С победами, с применением силы и разоблачениями. Война, в которой каждая из враждующих сторон считает, что правда за ней – подобно тому, как во время войны каждый из противников провозглашает: «С нами бог!»

Слайд 7.

Однако, мы прекрасно знаем, что бог никогда не бывает на стороне воюющих, и нет правды в воспитании войной. Ведь в любой войне потери бывают как с одной, так и с другой стороны. В своей книге Соловейчик пишет:

Слайд 8.

«Несовершенные, мы не можем вырастить совершенных детей, если будем стремиться к идеалу в ребёнке, а не в себе» так может быть стоит взглянуть на себя со стороны.

  • Разговариваю ли я с ним, как с другом.
  • Умею ли я его выслушать.
  • Рассказываю ли я ему о себе.
  • Последователен ли я в своих требованиях к нему.
  • Бываю ли я рядом, когда ему трудно.
  • Стараюсь ли я всё делать вместе с ним.
  • Общаюсь ли я с его друзьями
  • Существуют ли запреты и для меня.

Не воюйте с детьми. Всё что угодно, только не воюйте. Ведь есть ещё и другая сторона этой трудной нравственной проблемы

Слайд 9.

Да, давайте вернёмся к некоторым запретам в воспитании. Вот неполный список запретов, которых стоит придерживаться.

Слайд 10.

Вы спросите: «А как же власть?» Да, власть, обыкновенная и неизбежная родительская власть – необходимое условие воспитания; она же – первый источник антивоспитания. Чтобы объяснить это противоречие, обычно говорят о любви к ребёнку. Считается, что если родители любят своих детей, то они будут достаточно мудро пользоваться властью. Ребёнок считается вроде лошади: иногда надо натянуть поводья, а иногда и отпустить. На самом деле всё не так.

Слайд 11.

Умеешь организовать жизнь детей в семья или в классе – и тогда их, детей, радостно и легко любить, и тогда нет проблемы власти: как получиться, какой у тебя характер. Тогда всё неважно – послушные дети, непослушные, балованные, небалованные…Они дети.

Кто он – ребёнок? Хоть это и странная мысль, но давайте попробуем дать определение слову «ребёнок» (Высказывания родителей).

Ребёнок – это залог бессмертия, продолжение меня в этом мире, звено в бесконечной цепи из прошлого в будущее

Слайд 12.

И поэтому, ребёнок – человек повышенной ценности. Он дан нам для того, чтобы мы его любили. Я думаю, что любой из вас сейчас готов поспорить со мной, что всё что он делает для воспитания своего ребёнка, он делает из любви к нему. Но ведь любовь к ребёнку может быть чисто физиологической, а может быть высокой.

Один любит ребёнка потому, что это его дитя и он им гордится; другой – потому что ребёнок маленький, беспомощный, забавный; третий любит в нём своё продолжение; четвертый соприкасается с тайной, с чудом, с загадкой природы.

И чем возвышеннее любовь, тем значительнее человек, который у нас вырастает. И если можно вывести понятие «результат воспитания»

Слайд 13.

То он, этот результат, зависит не от любви родителей к ребёнку, как часто думают, а от возвышенности этой любви. С этим можно соглашаться и не соглашаться, это ваше право. Но задуматься над этим стоит.

Слайд 14.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Симон Соловейчик Заметки на полях жизни.

Слайд 3

Правило неразоблачения Никогда не разоблачайте своих детей, что бы они не совершили, поберегите их – и себя поберегите, не позволяйте себе разочароваться в своих детях. 2008 год классный руководитель 3б класса В.В.Сандова

Слайд 4

Любовь к правде или к ребёнку Ложь нехороша, но из двух зол ложь ребёнка – зло меньшее, нежели родительское разоблачение лжи. Собственная лож всегда сопровождается стыдом, а это великое чувство. 2008 год классный руководитель 3б класса В.В.Сандова

Слайд 5

Любовь к правде или к ребёнку Разоблачитель, поскольку речь не идёт о суде и преступлении, ставит правду выше любви, а это ужасно. Правда – от головы, любовь – от души; правда без души непременно оборачивается ложью. 2008 год классный руководитель 3б класса В.В.Сандова

Слайд 6

Любовь к правде или к ребёнку Да, пожалуй можно сказать так: есть лишь два вида воспитания – воспитание в мире и воспитание как война. 2008 год классный руководитель 3б класса В.В.Сандова

Слайд 7

Любовь к правде или к ребёнку Бог никогда не бывает на стороне воюющих, и нет правды в воспитании войной. 2008 год классный руководитель 3б класса В.В.Сандова

Слайд 8

Любовь к правде или к ребёнку Несовершенные, мы не можем вырастить совершенных детей, если будем стремиться к идеалу в ребёнке, а не в себе. 2008 год классный руководитель 3б класса В.В.Сандова

Слайд 9

Задайте себе вопрос! Разговариваю ли я с ним, как с другом? Умею ли я его выслушать? Рассказываю ли я ему о себе? Последователен ли я в своих требованиях к нему? Бываю ли я рядом, когда ему трудно? Стараюсь ли я всё делать вместе с ним? Общаюсь ли я с его друзьями? Существуют ли запреты и для меня? 2008 год классный руководитель 3б класса В.В.Сандова

Слайд 10

Любовь к правде или к ребёнку Пусть не постигнет наших детей величайшее из человеческих несчастий – разоблачение родителей, разочарование в родителях. 2008 год классный руководитель 3б класса В.В.Сандова

Слайд 11

Список запретов Запрет на замечания и упрёки; Запрет на подозрения и разоблачения. 2008 год классный руководитель 3б класса В.В.Сандова

Слайд 12

Кнут или пряник? Лучшая власть – незаметная власть. Лучшая власть та, которой как бы и нет. 2008 год классный руководитель 3б класса В.В.Сандова

Слайд 13

Ребёнок – кто и что? Ребёнок – человек, который что-то несёт миру. О каждом ребёнке можно думать, что оно новый Мессия; Ребёнок – человек, не достигший самостоятельности и ответственности, и потому мы за него отвечаем; Ребёнок – это тайна, которую невозможно и не нужно отгадывать. 2008 год классный руководитель 3б класса В.В.Сандова

Слайд 14

Важнее всего результат Результат воспитания зависит не от любви родителей к ребёнку, а от возвышенности этой любви. 2008 год классный руководитель 3б класса В.В.Сандова

Слайд 15

Спасибо за внимание! 2008 год классный руководитель 3б класса В.В.Сандова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятка родителю от ребёнка 4Б класс Классный руководитель Сандова В.В

Слайд 2

Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

Слайд 3

Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.

Слайд 4

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

Слайд 5

Не будьте непосредственными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

Слайд 6

Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.

Слайд 7

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то потом я попытаюсь достичь ещё больших «побед».

Слайд 8

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу.» Я не это имею ввиду. Я просто хочу, чтоб вы пожалели о том, что вы сделали мне.

Слайд 9

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

Слайд 10

Не делайте за меня и для меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

Слайд 11

Не позволяйте моим «дурным привычкам» привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на продолжения их.

Слайд 12

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы мне скажите спокойно с глазу на глаз.

Слайд 13

Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а моё желание сотрудничать с вами становиться на много меньше. Будет нормально, если вы предпримете определённые шаги, но давайте об этом поговорим несколько позднее.

Слайд 14

Не пытайтесь читать мне наставлений и нотаций. Вы будете удивленны, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

Слайд 15

Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – «смертный грех». Я должен научиться делать ошибки не ощущая, что я не на что не годен

Слайд 16

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

Слайд 17

Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

Слайд 18

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность, будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

Слайд 19

Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста смиритесь с этим.

Слайд 20

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

Слайд 21

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне так много внимания.

Слайд 22

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопрос. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.

Слайд 23

Не отвечайте на глупые, бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

Слайд 24

Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даст мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.

Слайд 25

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

Слайд 26

Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне , что такое мужество.

Слайд 27

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслуженна, иногда всё же забывается. А нагоняи, кажется, никогда.

Слайд 28

Относитесь ко мне также, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

Слайд 29

И, кроме того, я вас очень люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Какие вы родители"

Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....

Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"

Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

Тест для родителей. Какие вы родители?

В данном тесте представлены вопросы для родителей...

Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

В помощь родителям первоклассников....

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...