Как помочь ребёнку стать внимательным.
консультация (1 класс)

Бубенцова Татьяна Викторовна

 Познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами.Изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гений - это внимание.

Не важно, кто это сказал, важно, что это так.

Внимание - это на раз и навсегда данное качество.

Внимание можно и нужно развивать.

 

Задачи собрания:

1.     Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.

2.     Познакомить родителей с методами и приёмами развития внимания первоклассников.

Классный руководитель:

         Уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча посвящается проблемам, связанным с успешной учебной деятельностью Ваших детей. Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным.

Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

                                            Жил человек рассеянный

                                             На улице Бассейной.

                                             Сел он утром на кровать,

                                             Стал рубашку надевать,

                                             В рукава просунул руки -

                                             Оказалось, это брюки...

                                             Вместо шапки на ходу

                                             Он надел сковороду,

                                             Вместо валенок перчатки

                                             Натянул себе на пятки...

         Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится ещё труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

         Родительским группам (4 человека) предлагается продолжить следующую фразу:

         «Внимательный ребёнок - это ...»

(Время для выполнения задания - 3 минуты).

         Что же такое внимание?

         Внимание - это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений, совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

         К основным свойствам внимания относятся: концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

         Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Ученик с высокой концентрацией внимания отличается организованностью, хорошей наблюдательностью. И, наоборот, ученик, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

         Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 6-7 лет число таких объектов колеблется от трёх до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.

         Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.

         Распределение внимания - это одновременное внимание двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно: писать и воспринимать дополнительные разъяснения учителя или родителей, читать и одновременно осмысливать текст и т.п.

         Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новых задач. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребёнок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу.

         Внимание - это на раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать. Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать его родители.

К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю Вам ознакомиться.

(Родителям предлагаются варианты игровых упражнений для развития внимания. После ознакомления происходит обсуждение и проигрывание упражнений, наиболее понравившихся родителям).

В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:

- Помогите Вашим детям стать внимательными;

- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

- играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;

- научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»;

- не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;

- учите детей быть наблюдательными - умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое - в знакомом.

 

Памятка для родителей

«Развитие внимания учащихся»

 

Уважаемые родители!

         Помните, что ВНИМАНИЕ - один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности Вашего ребёнка. Для того, чтобы Ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

  • Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
  • В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые Вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить его внимание.
  • Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
  • Используйте для тренировки внимания своего ребёнка прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.
  • Учите детей быть наблюдательными - умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое - в знакомом.
  • Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.
  • Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
  • В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.
  • Наберитесь терпения и не ждите немедленных успешных результатов.



Предварительный просмотр:

«Как помочь ребенку стать внимательным»

Родительское собрание-практикум
«Как помочь ребенку стать внимательным»
Цели:
1)познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами;
2)изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.
Участники: классный руководитель, родители учащихся 1-го класса, школьный психолог.
Подготовка.
I.    Приглашение родителей на собрание.
II.    Проведение анкетирования родителей.
Анкета для родителей «Выбор пути»
1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?
- Да;
- трудно сказать (и да, и нет);
- нет.
2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным (подчеркните один из ответов)?
- Да;
- трудно сказать (и да, и нет);
- нет.  
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?

__________________________________________________________
III. Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем совместно со школьным психологом.
IV. Подготовка совместно со школьным библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.
V.    Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании, обсуждение с ним методических аспектов показа родителям игр и упражнений для развития внимания младших школьников.
VI.    Подготовка для игровых групп листов с описанием игр.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) выставка литературы о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребенка;
б) оборудованные игровые места для трех родительских групп (стол с прикрепленным к нему альбомным листом синего, красного или зеленого цвета, стулья, бумага, ручки, карандаши);
в) листы с описанием игр;
г) реквизит для игр: мячи, кубики, повязки для глаз, различные мелкие предметы;
д) в центре классной доски — название темы родительского собрания.
Ход проведения.
I.  Звучит музыка. Родители занимают места за синим, красным или зеленым столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
II. Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и причины, побудившие провести такое собрание.
III. Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательные ребенок — это ...» (Время выполнения задания - 3 минуты).
IV.    Представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу. Классный руководитель обобщает мнения участников собрания.
V.    Учитель выступает с сообщением о результатах анкетирования родителей и предлагает более глубоко и детально разобраться на этом собрании в том, что такое внимание и как его развивать.
VI.    Выступает школьный психолог.
Успехи нашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки...
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки...
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объем внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.
Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. Легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.
Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его папа и мама.    
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.
VII. Группам родителей раздаются листы с описанием трех игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 15—20 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания.
Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых представлено в книгах «Занимательное азбуковедение», «Игры-шутки, игры-минутки», «От игры к самовоспитанию», «От игры к знаниям».
VIII. Заключительный этап.
1. В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:
помогите вашим детям стать внимательными;
приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;
научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры
называют «школой внимания»;
не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;
учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое — в знакомом.
2. Оценка. Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание...»
3. Минута благодарности. Учитель благодарит родителей
за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку стать внимательным

Успехи нашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным. ...

презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"

В презентации даны виды внимания и некоторые советы по развитию внимания у детей....

Как помочь ребёнку стать внимательным

Презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным!"...

Как помочь ребёнку стать внимательным?

В лёгкой и доступной форме рассказывается об особенностях детского внимания. Раскрываются аспекты воспитания внимательности у младших школьников....

Родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным"

На собрании раскрываются особенности внимания младшего школьника и даются рекомендации родителям по развитию свойств внимания....

Конспект родительского собрания по теме «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»

Тема: «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспита...

Конспект родительского собрания по теме «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»

Тема: «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейно...