Мнемотехники для эффективного обучения
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Память делится на непроизвольную, когда информация запоминается сама по себе, и произвольную, когда нужно приложить дополнительные усилия.
В учёбе большинство детей задействуют произвольную память. Поэтому, чтобы хорошо запомнить что-то, им нужно активно поработать с материалом — воспроизвести его несколько раз, преобразовать, пытаться извлечь смысл и делать себе «миниподсказки».
Постарайтесь определить, что ребёнок запоминает лучше всего, на что опирается в пересказе информации:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мнемотехники для эффективного обучения | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехники для эффективного обучения
Статьи
·9 сентября 2019 г.
Память делится на непроизвольную, когда информация запоминается сама по себе, и произвольную, когда нужно приложить дополнительные усилия.
В учёбе большинство детей задействуют произвольную память. Поэтому, чтобы хорошо запомнить что-то, им нужно активно поработать с материалом — воспроизвести его несколько раз, преобразовать, пытаться извлечь смысл и делать себе «миниподсказки».
Постарайтесь определить, что ребёнок запоминает лучше всего, на что опирается в пересказе информации:
• цифры, даты, номера телефонов,
• тексты, стихи, фразы,
• лица,
• зрительные образы и картины,
• ритмы и мелодии,
• эпизоды и сцены из кино или жизни,
• цветовые оттенки,
• запахи,
• или движения.
Затем попробуйте в разные дни предложить ребёнку запоминать с помощью следующих трёх приёмов работы с цифрами и текстом. Общее правило — ребёнку нужно трансформировать материал, который нужно запомнить, в тот, который ему запомнить проще.
Один из способов обязательно сработает более эффективно, и его можно сделать основным и научить ребёнка прибегать к нему как можно чаще.
Если нужно запомнить цифры, их можно превратить в зрительный образ-ассоциацию.
К примеру, 2 похожа на лебедя, 1 на ёлку с обломанными ветками, 4 на старинный стул, 3 на снеговика, 10 на улитку. У каждого ребёнка ассоциации будут свои.
Порой получаются абсурдные и невероятно смешные картинки, которые помогают запомнить нужное число раз и навсегда.
Чтобы запомнить текст, нужно его понять. Это главное правило, которому нужно научить детей. Работая с текстом мы развиваем не только память, но и речь, мышление, эмпатию.
Попросите ребенка прочитать текст несколько раз медленно и вдумчиво, и разделить в уме на логические части. А после этого — составить план и к каждому пункту добавить маленькую картинку, которая в сжатой форме передаёт его смысл.
Теперь надо прочитать текст вслух — не обязательно громко, — обращая внимание на ассоциации, которые возникают в процессе чтения. Это могут быть движения, звуки и запахи, которые приходят на ум.
После прочтения надо отложить текст в сторону и пересказать своими словами, опираясь на эти ассоциации. Можно подсматривать и исправлять ошибки.
Дальше ребёнок делает перерыв на 15-20 минут и затем пробует пересказать ещё раз.
Затем предложите отложить текст на несколько часов. После чего попросите произнести текст по памяти ещё раз, экспериментируя с различными интонациями, позами, движениями рук.
Перед сном — последняя тренировка. И на утро — генеральная репетиция.
Если нужно запомнить ту или иную фактическую информацию — например, историю Древнего Египта, — с ней можно работать так же как с текстом, но крайне важно рисовать схемы и ментальные карты, чтобы встраивать новую информацию в систему уже имеющейся.
https://education.yandex.ru/teacher/posts/razbiraem-mnemotekhniki-dlya-effektivnogo-obucheniya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология учебного исследования на начальном этапе как одно из условий эффективного обучения
Материал содержит презентацию, рассказывающую об организации учебного исследования в начальной школе....
Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"
Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что для н...
«Формирование и развитие у учащихся навыка самоуправления своей деятельностью как средство повышения эффективности обучения в начальной школе»
Авторская работа...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...
Статья Мнемотехника – наиболее эффективный способ развития речи детей
Мнемотехника-наиболее эффективный способ для развития речи детей любого ДОУ, а также учащихся младших классов. Использование педагогом мнемотаблиц позволяет ребенку быстро и легко запоминать текст....
"Использование приёма мнемотехники на уроках обучения грамоте и литературного чтения"
Для младших школьников приемы мнемотехники – настоящая палочка-выручалочка. Мнемотехника - один из эффективных методов и приёмов в речевом развитии детей. Это система методов и приёмов, обе...