Беседа для родителей
статья

Шилова Лариса Юрьевна

Данный материал разработан в помощь родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГЛАВА 4 Беседы для родителей

Беседа 2. Знаете ли Вы своего ребенка?

На первый взгляд этот вопрос кажется нелепым. А если вдуматься в его смысл? Что может наш ребенок, что хочет, а чего не хочет, что знает, а чего не знает и как ему помочь? Как надо изменить требования к нему, чтобы не навредить? Можно ли ожидать положительных результатов воспитания, если мы практически все делаем вслепую?

И какими бы благими ни были наши намерения, немного будет стоить все то, чему мы научим ребенка, если не сохраним его здоровье, не поможем ему сформироваться духовно. Знание и понимание ребенка дает в руки воспитателю "заветный ключик", позволяющий открывать сердца и души детей, тайники их способностей и возможностей.

Педагоги и психологи изучают возможности ребенка, влияние обучения и воспитания на формирование личности. Существует много исследований, посвященных этим проблемам. В нашей беседе мы остановимся на готовности ребенка к школе, на его отношении к окружающему миру. Именно в этих отношениях раскрываются основные качества личности ребенка.

Но прежде чем, начать разговор о готовности ребенка к школе, необходимо в первые дни обучения предложить родителям заполнить предлагаемую ниже анкету.

Анкета

1. Отношение ребенка к другим детям: дружелюбное, драчливое, спокойное, легковозбудимое, раздражительное…
2. Характеристика сна: засыпает быстро, спит спокойно, засыпает долго, спит беспокойно, вскрикивает во сне, мочится во сне, разговаривает во сне…
3. Навыки опрятности: аккуратен, неряшлив, владеет навыками самообслуживания.
4. Работоспособность во время занятий: работает целеустремленно во время всего занятия, быстро отвлекается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом, разговаривает сам с собой.
5. Состояние и характер памяти: хорошая, плохая, зрительная, слуховая, тактильная.
6. Особенности мышления: воспринимает только конкретный материал, владеет только абстрактными понятиями, умеет обобщать.
7. Развитие речи: произносит правильно все звуки, не произносит 1-2 звука, неправильно произносит много звуков, заикается при пересказе текста, употребляет распространенные предложения, правильно понимает смысл текста, рассказа.
8. Имеет ли необходимый для своего возраста запас сведений и знаний: ориентируется ли во времени и пространстве, знает ли имена родителей, их специальность, место работы, времена года, домашних и диких животных, способен ли делать элементарные обобщения.
9. Имеются ли известные вам отклонения в здоровье вашего ребенка.



Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассника

Поступление в школу - не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки, ведь первоклассник осваивает совершенно новый для него мир. От того, насколько эффективно пройдет процесс адаптации, будут во многом зависеть успехи, эмоциональное состояние ребенка, его дальнейшее  отношение к школе. При успешной адаптации учеба воспринимается как увлекательный процесс общение со сверстниками и педагогами. В случае дезадаптации  школа превращается для ребенка в безрадостную повинность.

Особенно остро дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении в кризисные моменты жизни. Первый год учебы в школе требует от ребенка мобилизации всех ресурсов и активизирует проблему  его сопровождения сквозь «тернии» образовательного процесса.

В литературе по проблеме сопровождения ребенка в период адаптации в качестве ее основного критерия принято рассматривать успешность школьника в учебной деятельности.

Однако мы считаем, что психолого-педагогическое сопровождение первоклассника не ограничивается помощью в овладении учебными навыками. Ведь ребенок, придя в первый класс, вынужден привыкать к непривычным для себя нагрузкам, прежде всего статическим, к новому социальному окружению, правилам и традициям, которые приняты в данной школе, наконец, к системе оценивания его труда. В  связи  с этим целесообразно выделить следующие виды адаптации: учебную, организационную, психофизиологическую, социально-психологическую.

Психофизиологическая адаптация – это приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, связанным с целым комплексом условий, оказывающих различное влияние на первоклассника. В первую очередь это известная монотонность  учебного процесса, удобного рабочего места и т.п.

Необходимо упомянуть и об организационной адаптации родителей первоклассников. Они имеют свой опыт  школьной жизни и автоматически переносят систему требований, особенности организации учебного процесса из своего детства в сегодняшний день. Школа – достаточно консервативная организация, однако и она подвержена изменениям. Важно, чтобы родители были ознакомлены с теми правилами, по которым функционирует современная школа, осознали их целесообразность и приняли их к исполнению.

Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они  «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций.  В связи с этим в рамках организационной адаптации следует особо выделить  адаптацию ребенка к системе оценивания.

Традиционно много внимания уделяется вопросам адаптации ребенка к учебной деятельности. Сегодня часто можно услышать мнение, что самое важное – это не знания, а умение быстро и при минимуме затрат их добывать. Научиться учится – сложная задача. Многие дети к концу первого класса так и не овладевают элементарными приемами самоорганизации  усвоения знаний, умений и навыков. Педагоги и родители в большинстве случаев ориентируются на получение результата в учебной деятельности: беглого чтения, написания букв и слов и т.д. Первоклассники в борьбе за результат чаще всего интуитивно, стихийно  осваивают приемы добывания и закрепления знаний. Не всегда эти приемы эффективны. Успешная адаптация к учебной деятельности предполагает приобретение практических знаний и навыков, позволяющих быстро и качественно, с наименьшими усилиями выполнять учебные задания.

Наконец, нельзя игнорировать социально-психологический аспект адаптации, т.е. привыкание ребенка к одноклассникам, учителям и техническому персоналу. Социально-психологическая адаптация -  не усвоение групповых норм, но и перестройка системы ценностных ориентаций, самооценки ребенка под влиянием группы. Благополучие социально-психологической адаптации, по мнению большинства ученых, определяется не столько коммуникативным опытом ребенка, его личностными особенностями, сколько взаимоотношениями в системе «учитель-ученик». Неблагоприятное развитие процесса социально-психологической адаптации может привести к изоляции ребенка в коллективе, появление у него демонстративных, бунтарских форм поведения.

Ответ на вопрос, какой аспект адаптации имеет большее значение, достаточно прост - все ее аспекты должны находиться в постоянном взаимодействии,  поэтому  процесс психолого-педагогического сопровождения требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.  Какой составляющей уделить наибольшее внимание, определяется конкретной ситуацией и личностью ребенка.

Комплексная программа включает следующие методические приемы и предложения:

- создать методическую копилку игр, которые помогли бы во время перемены снять статическое напряжение, испытываемое детьми во время урока. Важно подобрать игры, которые будут травмобезопасны, позволяют  задействовать различные группы мышц, снять усталость;

-регулярно проводить во время урока физкультминутки, подбирая такой материал, чтобы он вызывал оживление, улыбку;

-разрешить детям при появлении признаков усталости встать из-за парт или сесть так, как им удобно;

- в первые три месяца сократить продолжительность урока до 30 минут, затем постепенно увеличивая ее;

- оборудовать кабинет для первоклассников с игровым пространством, игрушками, ковром на полу, где можно полежать и отдохнуть;

- до начала учебного года провести беседу с родителями на тему «Учебные нагрузки первоклассника» или «Научная организация труда первоклассника» и ознакомить их с рекомендациями по организации дня,  рабочего места, системе питания первоклассника;

-создать благоприятные эргономические условия в классной комнате. Снизить напряжение помогут красивые растения, чистота и порядок в классе.

При организации социально-психологической адаптации первоклассников могут быть задействованы следующие приемы и формы работы:

1. Межличностные контакты. Они предполагают знакомство друг с другом. Однако дети даже имена своих одноклассников не сразу могут  запомнить, поэтому все педагоги и работники нашей  школы обязаны носить бейджики. Учитывая, что большинство детей идут в школу уже читающими, первоклассники  в течение сентября тоже должны носить бейджики с крупно написанной фамилией, именем, номером класса.

2.Рассказ о себе. «Раскрыть»  каждого ребенка, показать одноклассникам его достоинства, приподнять ребенка в его собственных глазах помогут социально-психологический тренинг или коррекционно-развивающая программа.

3.Вхождение в коллектив.  Детей, которые испытывают трудности межличностного общения (застенчивые, малообщительные, агрессивные, несдержанные, эгоистичные и т.п.), необходимо адаптировать к системе межличностных отношений, проведя с ними тренинг по формированию навыков коммуникативной компетентности.

4. Заочное знакомство. Дети часто стесняются подойти и завязать знакомство, вступить в игру с понравившимся им одноклассником. Это гораздо легче сделать, пообщавшись вначале по телефону или электронной почте. В первые же учебные дни предлагаю детям обменяться телефонными номерами и электронными адресами. Важно подвести каждого ребенка к мысли, что одиноко и тревожно может быть не только ему, но и его одноклассникам. Телефонный звонок поможет справиться с этими неприятными чувствами.

5. Общее дело. Ничто так не сплачивает  коллектив, как общие дела. Необходимо продумать их перечень, направленность, целесообразность и регулярно проводить коллективные дела для создания классного содружества.

Процедура социометрии позволяет установить статус ребенка в группе, его симпатии и антипатии при выборе партнера по общению. Результаты социометрии использую как основу для работы с детьми, которые не являются успешными в общении.

Будущие первоклассники получат блестящую возможность присмотреться друг к другу, установить контакты, если для них организована воскресная школа.

Доверие к педагогу, отсутствие скованности, страха перед учителем придет при организации неформально общения с ним. Адаптацию проходит не только ребенок, но и вся семья.  Поэтому было принято решение предложить родителям новую школьную традицию – семья может пригласить педагога в гости.  В подобной ситуации не только педагог имеет возможность познакомиться с ребенком и его родителями, но и семья может ближе узнать учителя. Поход в гости предполагает общение на территории ребенка, а значит в более комфортных для него условиях.  Это позволит ребенку полнее  раскрыться, а впоследствии – легче принять особенности школьного общения.

Комплекс организационной адаптации первоклассников включает в себя следующие мероприятия:

. Создание буклетов, где будет помещена информация о школе, её традициях, истории, правилах внутреннего распорядка, даны контактные телефоны лиц, отвечающих за ключевые позиции школьной жизни. Буклеты предполагается дарить родителям первоклассников, когда они приносят заявление о приеме ребенка в школу.

. Создание сайта  «Моя родная школа», где будут публиковаться материалы о важных школьных, традициях, о проблемах школы. На сайте должна быть страничка педагогов, так и учеников.

.  Сегодня важно объяснять как родителям, так и детям причины принятия тех или иных административных решений. Важно, чтобы ребенок и семья не только подчинялись требованиям школы, но и понимали их.

.   Оценка – новое явление в жизни первоклассника. Важно, чтобы ребенок правильно реагировал на нее. Помочь адаптировать ребенка к оценке могут родители, однако их необходимо нацелить на подобную работу, подсказать им эффективные приемы восприятия оценки. Эта работа  проводится в первые дни сентября.

 Современная начальная школа не только для ребенка, но и для его родителей. Легко  и успешно овладеть программой, не прибегая к их участию в учебном процессе, вряд ли возможно.  Для родителей, заинтересованных в успехе своего ребенка проводятся индивидуальные консультации.

Адаптация первоклассника в  школе должна быть комплексной. Организационный, социально-психологический психофизиологический, и учебный аспекты должны являться неотъемлемой частью модели процесса адаптации в каждой школе.

Процесс адаптации к школе идет по двум направлениям.

Первое – психологическая адаптация, или привыкание. Этот процесс проходит неоднородно и неравномерно, его сроки могут существенно различаться у разных детей, и работа  в этом направлении может продолжаться учителем в течение первого учебного года.

Второе направление – освоение организационных навыков и умений для учебы в школе. Можно сравнить школу с производством: и ученику, и рабочему в начале трудовой деятельности необходимо пройти инструктаж, изучить, с чем и какими средствами и способами предстоит работать. Для школьника это основные правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы, организация обратной связи с учителем и др.

Программа рассчитана на пять дней: в первый день проводится один урок, в остальные дни – по три урока. (Возможно проведение четвертого урока в этот период; динамическая перемена, музыка, рисование, труд и др.)

Цели курса «Первые дни в школе»:

-психологическая адаптация детей;

-знакомство с основными школьными правилами;

- привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

- обучение элементарным приемам обратной связи;

- развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

- организация классного коллектива.

Для занятий в первую школьную неделю детям необходимы;

- тонкая тетрадь в клетку (без полей);

- ручка;

- цветные карандаши.

Рекомендации по работе с тетрадью:

- тетрадь должна быть подписана;

-детям тетради на дом не раздаются;

-все задания выполняются только на правой странице тетради, для того чтобы во время выполнения заданий предыдущие рисунки не отвлекали внимание учащихся;

- на каждой странице выполняется только одно задание.

Весь учебный материал дается в виде диалогов, игр сюжетных уроков, а также через обсуждение художественных произведений и выполнение практических работ.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по профилактике гриппа и ОРВИ

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) - группа болезней, передающихся воздушно-капельным путем и характеризующихся поражением у человека различных отделов верхних дыхательных путей. К их числу относят грипп, парагрипп, ОРВИ и т. д.

Грипп продолжает оставаться наиболее массовым инфекционным заболеванием (по частоте и количеству случаев в мире и составляет 95% всех инфекционных заболеваний) и является одной из самых актуальных медицинских и социально-экономических проблем.

Наиболее тяжелые осложнения при гриппе: пневмонии, острые отиты, синуситы с преимущественным поражением гайморовых пазух, отек легких, поражение нервной системы в виде энцефалита, менингоэнцефалита.

Меры профилактики гриппа и других острых респираторных инфекций

На современном этапе наиболее эффективным средством профилактики гриппа является иммунизация. Основной мерой специфической профилактики гриппа является вакцинация.

Она осуществляется эффективными противогриппозными вакцинами, содержащими актуальные штаммы вирусов гриппа, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения на каждый эпидсезон. Вакцинация рекомендована всем, но особенно показана контингентам из «групп риска»: детям - начиная с 6-ти месяцев, студентам, людям преклонного возраста, страдающим хроническими заболеваниями, медицинским работникам, учителям, работникам сферы обслуживания, транспорта. Вакцинация проводится не позднее, чем за 2-3 недели до начала эпидемического подъема заболеваемости.

Основные рекомендации по профилактике гриппа и других ОРВИ при подъеме заболеваемости

·                      Избегайте близкого контакта с людьми, которые кажутся нездоровыми, обнаруживают явления жара (температуры) и кашель;

·                      избегайте многолюдных мест или сократите время пребывания в многолюдных местах;

·                      старайтесь не прикасаться ко рту и носу;

·                      соблюдайте гигиену рук - чаще мойте руки водой с мылом или используйте средство для дезинфекции рук;

·                      увеличьте приток свежего воздуха в жилые помещения, как можно чаще открывайте окна;

·                      используйте защитные маски при контакте с больным человеком;

·                      придерживайтесь здорового образа жизни: полноценный сон, рациональное питание, физическая активность, регулярные прогулки на свежем воздухе.

 

Рекомендации по уходу за больным дома:

·                      изолируйте больного от других, по крайней мере, на расстоянии не менее 1 метра от окружающих;

·                      прикрывайте свой рот и нос при осуществлении ухода за больным с использованием масок;

·                      тщательно мойте руки водой с мылом после каждого контакта с больным. Выделите отдельные полотенца каждому члену семьи;

·                      кроме лиц, осуществляющих уход, больного не должны посещать другие посетители;

·                      по возможности, только один взрослый в доме должен осуществлять уход за больным;

·                      беременным женщинам не рекомендуется ухаживать за больным;

·                      постоянно проветривайте помещение, в котором находится больной;

·                      содержите помещение в чистоте, используя моющие средства.

Рекомендации для лиц с симптомами ОРВИ:
• При плохом самочувствии оставаться дома и выполнять рекомендации врача, по возможности держаться от здоровых людей на расстоянии (1 м).
• Отдыхать и принимать большое количество жидкости.
• Закрывать рот и нос при кашле или чихании носовым платком или другими пригодными для этой цели материалами. Утилизировать этот материал сразу после использования или стирать его. Мойте руки сразу после контакта с выделениями из дыхательных путей!
• Необходимо носить маску, если находитесь на общей территории дома поблизости от других людей.
• Сообщите своим близким и друзьям о болезни.

·                      Рекомендации по использованию масок:
• Ношение масок обязательно для лиц, имеющих тесный контакт с больным пациентом
• Аккуратно надевайте маску так, чтобы она закрывала рот и нос, и крепко завязывайте ее так, чтобы щелей между лицом и маской было, как можно меньше.
• При использовании маски старайтесь не прикасаться к ней.
• Прикоснувшись к использованной маске, например при снятии, вымойте руки водой с мылом или с использованием средств для дезинфекции рук на спиртовой основе.
• Заменяйте используемую маску на новую чистую, сухую маску, как только используемая маска станет сырой (влажной).
• Не следует использовать повторно маски, предназначенные для одноразового использования.
• Выбрасывайте одноразовые маски после каждого использования и утилизируйте их сразу после снятия.

 

 

Рекомендации для родителей:

·                      Научите детей часто мыть руки с мылом в течение 20 секунд. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей.
• Научите детей кашлять и чихать в салфетку или в руку. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей.
• Научите детей не подходить к больным ближе, чем на полтора-два метра.
• Воздержитесь от частых посещений мест скопления людей.
• Если ребенок имел контакт с больным гриппом, спросите у врача необходимость приема антивирусных лекарств для предупреждения заболевания.

 

Что делать если ребенок заболел?

• При заболевании ребенка обратитесь за медицинской помощью к врачу.
• Давайте ребенку много жидкости (сок, воду).
• Создайте ребенку комфортные условия, крайне важен покой.
• Если у ребенка жар, боль в горле и ломота в теле, вы можете дать ему жаропонижающие средства, которые пропишет врач с учетом возраста пациента.
• Держите салфетки и корзину для использованных салфеток в пределах досягаемости больного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Беседа для родителей АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ

Беседа для родителей   на родительском собрании АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ...

Беседа для родителей "Советы родителям по обучению ребёнка чтению"

Советы родителям по обучению ребенка чтению. Первые правила, обязательные для успешного обучения чтения. ...

Беседа с родителями "Наука быть родителями"

Все мы знаем цитату из произведения Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Фраза, сказанная великим писателем бол...

Беседы для родителей будущих первоклассников. Беседа первая.

Как определить, готов ли ребенок стать первоклассником....