Адаптация первоклассников к школе
методическая разработка (1 класс)
Родительское собрание в 1 классе на тему "Адаптация первоклассников к школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pervoklassnikov_k_shkole_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация первоклассников к школе
1доп. А класс
учитель начальных классов Барышова С.В.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
Целью адаптационного периода является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Основными составляющими данного процесса являются социальная, физиологическая и социально-психологическая адаптация.
1.Социальная адаптация – процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе.
Перед ребенком ставятся задачи:
во-первых, он должен успешно овладеть учебной деятельностью;
во-вторых, освоить школьные нормы поведения и приобщиться к классному коллективу;
в-третьих, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму дня.
- Физиологическая адаптация.
- Физиологические бури (первые 2-3 недели). В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
- Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
- После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
- Социально-психологическая адаптация - процесс приспособления личности к взаимодействию и общению с новым коллективом.
Появляется новая социальная роль «ученик». Происходит переоценка ценностей: то, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
Таким образом, успешность адаптационного периода определяется признаками:
- Удовлетворенность ребенка процессом обучения.
- Повышение степени самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий.
- Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
- Формирование адекватного поведения.
Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.
Во время учебной деятельности для облегчения процесса адаптации учитываются особенности первоклассников.
В 1-х классах введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут, ежедневные динамические паузы, частая смена видов деятельности. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 дополнительном классе 33 недели. Оздоровительно – профилактическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с учителем физкультуры, с родителями.
Домашние задания в первом классе не задаются. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Учитель : Шебина Маргарита Александровна ГБОУ школа №661 Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженнос...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...
3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...