Родительское собрание "Адаптация первоклассников"
методическая разработка (1 класс)

Волкова Мария Альбертовна

На данном собрании в форме заседания семейного клуба рассматриваются вопросы по адаптации первоклассников к школе:

- изучение  механизмов  адаптации ребенка в новых условиях;

- проведение анализа результатов диагностики учащихся и выявление проблем и противоречий;

- организация деятельности родителей по овладению приемов поддержки ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rod._sobranie_adaptatsiya_pervoklassnikov.zip254.12 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

 «Адаптация первоклассника»

Цель: способствовать объединению усилий школы и семьи по «снятию» адаптационных проблем первоклассника.

Задачи:  

  - изучить  механизмы  адаптации ребенка в новых условиях.

  - провести анализ результатов диагностики учащихся и выявление проблем и     противоречий.

  - организовать деятельность родителей по овладению приемов поддержки ребенка.

Форма проведения: заседание семейного клуба

Этапы подготовки: 1. Диагностика (тест «Что мне нравится в школе»; изучение уровня дезадаптации детей, уровня самооценки ребенка; выявление школьной тревожности у детей (по Гереловой).

2. «Почтовый ящик» с вопросами родителей.

3.  Подготовка памяток и текстов бесед (советы, памятка «Простые истины»).

4.  Подготовка информационного пакета для родителей.

Ход собрания:

Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители – участники семейного клуба. Спасибо, что вы нашли время и пришли к нам, спасибо, что вы не остались в стороне от проблем…

Итак, завершился второй месяц для наших первоклассников. Вы с достоинством выдержали натиск детских капризов по поводу раннего вставания в школу и первых трудностей в учении. Вы сумели без раздражения выслушать все замечания и просьбы со стороны учителя и претензии со стороны других родителей. А знаете ли вы, как менялся ваш ребенок и как он адаптировался в новых условиях? Давайте попробуем в этом разобраться. Но вначале – о самом понятии «школьная адаптация».

Адаптация – это привыкание, «вписывание» человека в какую-либо среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться совсем недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе, эти проблемы могут быть связаны с конфликтами, физическим дискомфортом, недомоганием, тревожностью, страхами.

Главная причина школьной дезадаптации связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу, где он не чувствовал переживание «мы», то и в новую социальную среду – школу – он входит с трудом. По методике Л. М. Ковалевой, Н. Н. Тарасенко были выведены проценты дезадаптации каждого школьника (знакомство с результатами). Обобщенную картину школьной дезадаптации (по Р. Овчаровой) я представила в таблице, которую мы и посмотрим (на доске) (см. приложения).

Мы еще вернемся к этой таблице и поработаем с ней, а сейчас давайте выполним небольшое задание (проводится тест с родителями).

Даются три группы обещания. В каждой из трех групп обвести ту, которая соответствует вашему ребенку. Получите три цифры, например 3,4,5. На лучах, соединяем отрезки, получаем треугольник. «Вытянутость» в какую-либо сторону указывает на проблемы адаптации ребенка именно в этом направлении. Чем уже вытянут треугольник, тем хуже идет адаптация. Данные результаты ни с кем не обсуждаются, это ваши наблюдения, подумайте, сделайте выводы, если нужна помощь, проконсультируйтесь. (Тест прилагается).

Учитель: А сейчас мы проанализируем результат диагностики. Тест «Что мне нравится в школе». Несоответствие: причина в неверном истолковании задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. Это оценивается 0 б. основная масса детей – от 20 до 30 б., что свидетельствует о высокой школьной мотивации, наличии у школьника познавательных мотивов. Итоги остальных тестов: приводятся результаты.

Учитель: Итак, подводя итог этому этапу совместной работы, делаем вывод: что для успешной адаптации первоклассников важна мотивация учения. На первом году обучения она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. Давайте составим цепочку советов по развитию интереса и желания к учению

(составляется «цепочка родительских советов»).

 

(Даются комментарии к этой схеме, составленной родителями)

Учитель: А сейчас мы с вами поработаем в группах.

Каждой группе предлагаются вопросы (из «почтового ящика»), на которые вам предлагается ответить и поработать в группах, а затем мы обобщим ответы и поделимся советами

(работа в группах, учитель добавляет советы по решению проблем). Вопросы прилагаются.

Учитель: И в заключение этого этапа я предлагаю нашим родителям памятки «Простые истины» (знакомство с ними).

А теперь, мы вновь обратимся к доске, на которой прослеживается проявление школьной дезадаптации. Теперь в последней графе давайте попробуем найти свое решение в «снятии» причин дезадаптации, чем вы, уважаемые родители, можете помочь ребенку

 (заполняется последняя графа).

Учитель: И в заключение нашего разговора я хочу зачитать советы, которые, я надеюсь, вам помогут в воспитании, а главное, в разрешении проблем адаптации первоклассника (зачитываются советы, см. приложение).

Учитель: Безусловно, в рамках короткого разговора мы не смогли обсудить все проблемы школьной адаптации, но я надеюсь, что каждый из вас нашел что-то значимое и полезное. Запомните, что каждый ребенок уникален, и одинаковых рецептов воспитания быть не может. Желаю вам успехов и удач на трудном пути восхождения вашего ребенка к вершинам познания и до новых встреч!

Советы педагога.

Вы, уважаемые родители, можете немало сделать, чтобы ваш ребенок любил школу и учился с радостью.

Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов не оцениваются баллами. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку получил?», спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем занимались на уроке чтения?», «В какие игры вы играли?», «С кем ты подружился в классе?».  «Что было вкусного в столовой?» и т.д.

Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное – не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или в детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требования психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что теперь «хорошо», а что – «плохо». Поддержите его в трудной ситуации.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-либо, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать – нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте их в один пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидным словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас не только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Памятка для родителей

«Простые истины»

(по материалам О. В. Полянской, Т. И Беляшкиной)

Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.

Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время – ваша задача.

Не отправляйте ребенка в школу без завтрака.

Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.

Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами – не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.

Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор происходил без ребенка. Выслушайте обе стороны – это поможет вам яснее понять ситуацию.

После школы не торопите ребенка садиться за уроки – необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).

Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.

Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.

Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.

Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление – это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие – это показатели трудности в учебе.

Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

Вопросы для обсуждения «Почтовый ящик»

  1. Как быть в ситуациях, когда у ребенка ничего не получается, он нервничает и даже плачет?

  1. Мне не удается привить интерес ребенка к чтению. Он давно знает буквы, любит слушать чтение, но сам читает только из-под палки.

  1. У моего ребенка нередко возникают конфликты со сверстниками. Как с этим бороться?

  1. Как лучше отмечать успехи ребенка, чтобы он сам радовался и хотел их повторить?

Таблица  дезадаптации (заполняется родителями в ходе собрания)

Форма дезадаптации

Причины

Чем могут помочь родители

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интеллектуальное и психологическое развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

Неспособность принять темп школьной жизни (особенно у соматически ослабленных детей и детей с ослабленным типом нервной системы)

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей

Школьный нервоз «фобия школы»,- неумение  разрешить противоречие между семейными и школьными «мы»

Ребенок не может выйти за пределы семейной общности – семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)

Семья

  1. Друг.
  2. Привязан к родителям.
  3. Замкнут, отгорожен.
  4. Конфликтен.
  5. Примыкает к одному из родных.
  6. Разорваны связи с семьей (бродяжничает).
  7. Выталкивается из семьи.

Коллектив

  1. Руководитель.
  2. Авторитетный помощник.
  3. Формальный помощник.
  4. Имеет временные роли.
  5. Не имеет определенной роли, но авторитетен.
  6. Не имеет связей и поддержки в коллективе.
  7. Изолирован.

Сфера неформального общения

  1. Лидер.
  2. Приветствуемый.
  3. Примыкает к группе без проблем.
  4. Независим в группе.
  5. Вне группы, но пользуется авторитетом.
  6. Примыкает к группе ценой жертв.
  7. Отвергаемый        

Группы детей по периоду адаптации

  1. Легкая форма адаптации: в течение 1-2 месяцев вливаются в коллектив, осваиваются в школе, хорошее настроение, доброжелательны, добросовестны.
  2. Адаптация средней тяжести: период адаптации затягивается, трудности в общении с учителем, с детьми; в усвоении учебной программы. К концу I полугодия адекватны к школьным требованиям.
  3. Адаптация тяжелой формы: не усваивают программу, резкое появление отрицательных эмоций, негативные формы поведения; могут быть дети не готовые к обучению или дети с нарушениями психоневрологической сферы. Необходимо вовремя разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Первоклассник и компьютер"

Как-то совсем незаметно и очень быстро компьютеры проникли в наши гостиные, спальни, а иногда даже на кухне можно встретить компьютер в соседстве с телевизором. Если же пока в комнате вашего ребенка к...

родительское собрание "Первоклассник: "ХОЧУ" и "НАДО"

В беседе с родителями первоклассников разграничиваются эти понятия. даются советы родителям во воспитанию качеств ученика. прилагается памятка для родителей...

материал для родительского собрания первоклассников.

Собрание для родителей первого класса о внедрении ФГОС в начальном образовании....

Общешкольное родительское собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».

Общешкольное родительское  собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».Цель выступления – познакомить родителей с содержанием деятельност...

Родительское собрание первоклассников.Знакомство

Родительское собрание первоклассников.Знакомство...

Материал для родительского собрания "Первоклассники"

Шести-семи летние дети  – самые маленькие школьники. Первого сентября в их жизни совершается важное событие: они поступают в школу, как говорил Гегель «переходят в гражданское состояние». Готовы ...