Как мы одолевали звук "р"?
консультация

Советы родителям по автоматизации звуков в речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_my_odolevali_zvuk_r.docx13.32 КБ

Предварительный просмотр:

Когда-то очень давно, когда я только начинала работать логопедом, в журнале мне попалась очень интересная статья. Хочу, чтобы эту статью прочитали и вы, уважаемые родители. Возможно, какие-то приёмы по автоматизации вы возьмёте себе на вооружение и будете  использовать.

Как мы одолевали звук «Р»?

Все меня убеждали: «Не волнуйся. К 5-ти годам он заговорит как надо». Но вот мы отпраздновали пятилетие, а хорошей речью похвастаться не могли.

Прошло несколько месяцев. Успехи были незначительными. Беспокойство моё росло.

И тут мне порекомендовали опытного логопеда. Логопедом оказалась милая, мягкая молодая женщина. Потратив пару занятий на проверку речи, она сразу приступила к звуку «р».

И началось наше сражение с ним. Занимались мы с сыном дома каждый день. Терпеливо, упорно, упрямо. Я всячески старалась его заинтересовать и поощрить. Работа превращалась в игру. И что же? Вскоре появился чёткий звук «р».

Как же мы работали? Мы садились перед зеркалом – и игра начиналась. Сначала разминка (артикуляционная гимнастика). Мы пыхтели, по – разному вытягивали губы, дули, заставляли «плясать» в воздухе кусочек ваты или бумажку и придавали языку разнообразную форму с помощью вязальной спицы с шариком на конце, ложки, палочки, а то и просто пальца, пока язык не научился подчиняться нам без приспособлений. Потом язык превращался в забияку-путешественника, был очень любопытным и норовил до всего дотянуться – то до подбородка, то до кончика носа, то пускался исследовать щёки.

Затем мы произносили отдельные слоги – вместе и по очереди. Роли часто менялись. Теперь у меня не всё получалось хорошо, и сын «учил» меня, показывая, как это надо делать.

Дальше шло чтение слов, содержащих неподдающийся звук. Самые большие достижения – очень тщательно и верно повторенное слово – мы отмечали звёздочкой. Косте очень нравились звёздочки. Ему хотелось заработать их как можно больше, и он очень старался.

Стали сами выискивать слова для тренировки. И зазвучали в наших упражнениях названия любимых животных, имена любимых героев сказок, названия интересующих сына профессий. Подбирая слова сам, Костя мог повторять их без конца и на них «зарабатывал» большинство своих звёздочек.

День ото дня задания становились сложнее. Надо было читать предложения, маленькие рассказы, пересказывать прочитанное и сочинять рассказы по картинкам. Читать рассказы было скучновато. Вот сочинять своё – это интереснее! Рассказы, которые сын сочинял по картинкам, он любил диктовать мне. Следил за тем, как я их записываю, а потом с большим удовольствием многократно произносил их вслух, очень старался выговаривать все слова чётко и верно. Задача перед ним стояла одна: использовать как можно больше слов со звуком «р».

Мы стали играть в звук «р» везде. Гуляя, мы постоянно сочиняли всякие «рычащие» и «рокочущие» истории и сказки. Все придуманные нами истории мы разыгрывали при каждом удобном случае, изображая в лицах их героев, пытаясь их даже рисовать или лепить из пластилина. Потом перешли на стихи.

Вот так пытка со звуком «р» превратилась в праздник, а обучение дало быстрые результаты. Нам было так хорошо и интересно, что мы и сейчас любим вспоминать о том, как одолевали звук «р».