Школьная готовность
статья (1 класс)
Школьная готовность включает в себя интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.
На самом деле интеллектуальная готовность- это наличие кругозора и запаса знаний, способности мыслить, действовать по образцу, логически запоминать, развитие мелкой моторики руки и развитие фонематического слуха.
В компонент личностная готовность входит: принятие новой социальной позиции, т.е дошкольник превращается в школьника, позитивное отношение к школе и учителям, учебной деятельности и самому себе, развитие познавательных способностей, любознательности, развитие желания ходить в школу, управление своим поведением.
Социально-психологическая готовность: 1)умеет ли осознанно подчиняться правилу, быть дисциплинированным, 2)умеет ли ориентироваться на заданную систему требований, 3) умеет ли быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми, вступать в контакт, внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме, 4)умеет ли самостоятельно выполнять задание на основе зрительного восприятия образца.
Эмоционально-волевая готовность: воспитание мотивов достижения цели: не бояться трудностей, стремление преодолевать их, не отказываться от намеченной цели, ежедневно выполнять без напоминаний поручения и обязанности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_gotovnost.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность к школьному обучению
Готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и включает в себя интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.
Что является «ядром» готовности? Каждый из компонентов является необходимым и требует учета в процессе подготовки. Многие родители считают, что именно интеллектуальная готовность является главной, а основа - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной ошибок при подготовке детей.
На самом деле интеллектуальная готовность- это наличие кругозора и запаса знаний, способности мыслить, действовать по образцу, логически запоминать, развитие мелкой моторики руки и развитие фонематического слуха.
Детей в дошкольном возрасте необходимо обучать, поскольку в процессе обучения формируется учебная деятельность – способность производить умственную работу и слушать и слышать, смотреть и видеть, воспринимать и познавать. Это важные шаги в способности учиться. Здесь необходимо научить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве. Умение различать правую и левую сторону – важное условие в процессе обучения.
От развития мелкой моторики руки зависит развитие речи, а речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Здесь особый акцент делается на фонематический слух, т.е умение выделять определенные звуки в словах.
Домашние занятия с ребенком 5-6 лет не должны превышать 20 минут в день.
Обычно ребенок с высоким развитием мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него развиты память и внимание, связная речь. Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.
Чем же можно позаниматься с дошкольниками, чтобы развить мелкую моторику?
- Разминать пальцами пластилин, глину, тесто.
- Двумя пальцами руки «ходить» по столу (медленно, быстро) правой и левой рукой.
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку
- Завязывать узелки
- Застегивать пуговицы, заводить механические игрушки
- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками, матрешками, пирамидками
- Шить, вязать на спицах, крючком, плести
- Рисовать, раскрашивать ручкой, карандашом, мелом, акварелью, гуашью и т.д.
- Резать ножницами
- Графические упражнения - штриховка: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями, обведение рисунка, соединение по точкам, продолжение узора, графический диктант
В компонент личностная готовность входит: принятие новой социальной позиции, т.е дошкольник превращается в школьника, позитивное отношение к школе и учителям, учебной деятельности и самому себе, развитие познавательных способностей, любознательности, развитие желания ходить в школу, управление своим поведением.
Социально-психологическая готовность: 1)умеет ли осознанно подчиняться правилу, быть дисциплинированным, 2)умеет ли ориентироваться на заданную систему требований, 3) умеет ли быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми, вступать в контакт, внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме, 4)умеет ли самостоятельно выполнять задание на основе зрительного восприятия образца.
Эмоционально-волевая готовность: воспитание мотивов достижения цели: не бояться трудностей, стремление преодолевать их, не отказываться от намеченной цели, ежедневно выполнять без напоминаний поручения и обязанности.
Ваш ребенок еще не школьник, он сядет за парту через 5 месяцев. Что остается главным для родителей? Воспитывать потребность трудиться, ведь учение - это труд. А трудовое воспитание начинается в семье. И чем раньше вы, родители, к этому процессу приступите, тем лучше, и, прежде всего для вашего малыша.
1.Ребенок не рождается ни ленивым, ни трудолюбивым -таким или иным его делает родительское воспитание. И от нас, взрослых, зависит, станет для него труд бременем или же радостью.
2.Это труд вместе со взрослыми. Ребенку всегда интересно и радостно делать что-то вместе с мамой, папой, с дедушкой, с бабушкой... Она хороша еще и потому, что формирует элементы коллективизма.
Для того чтобы ребенок полюбил труд и работал с удовольствием, есть два верных средства: игра и ознакомление ребенка с окружающей общественной жизнью и природой.
Советы родителям будущих первоклассников:
- Стремление стать школьником нужно поддерживать, а не разрушать.
- Научить ребенка трудиться. У него должны быть обязанности, за выполнение которых он сам отвечает.
- Создать условия для удовлетворения естественной его любознательности. Поддерживать у ребенка стремление узнать как можно больше об окружающих его людях, вещах, явлениях природы, выражающееся в его бесконечных вопросах «почему?», «зачем?» и т.д.
Первые учителя ребенка - отец и мать. От результатов этого первоначального учения и зависит успех ребенка в школе.
Надеемся, что вам удастся подготовить детей к обучению в школе и этот уровень будет высоким.
Желаем вам успехов в вашем родительском деле воспитания и обучения. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная готовность. Встреча с родителями будущих первоклассников.
Родительское собрание посвящено школьной готовности будущих первоклассников. Эта первая встреча учителя с родителями. Что должен уметь дошкольник, как подготовиться к школе? Мудрые советы и...
Школьная готовность и успешность обучения
Критерии психологической готовности ребёнка к школе. Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника....
Учебно методическое пособие в помощь педагогу психологу. Программа формирования психологических компонентов школьной готовности у детей.
представлена программа, разработанная педагогом-психологом для комплексной подготовки дошкольников к школьному образованию. В программу включены задания по развитию произвольности поведения, познавате...
Материалы к собранию родителей будущих первоклассников: экспресс-тест школьной готовности
Описание экспресс-теста школьной готовности, позволяющего родителям сориентироваться, насколько их ребёнок готов к обучению в школе (автор - Коновалова Ю.А.)...
Тест Керна-Йирасека. Диагностика школьной готовности.
Тест Керна-Йирасека. Диагностика школьной готовности....
Методика диагностики школьной готовности Керна
Методика диагностики школьной готовности Керна...